ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. КИНЕМАТОГРАФИЧНОСТЬ ПРОЗЫ А.В. ГЕЛАСИМОВА
1.1. Кинематографичность прозы А. Геласимова
1.2. Кинематографичность в романах А.В. Геласимова
ГЛАВА II. ТЕАТРАЛЬНЫЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОДЫ ПРОЗЫ А.В. ГЕЛАСИМОВА
2.1. Музыкальный код прозы А.В. Геласимова
2.2. Театральный код прозы А.В. Геласимова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андрей Валерьевич Геласимов – русский педагог и писатель, автор романов, повестей, рассказов и стихов, обладатель множества наград и премий, в том числе заграничных. Многие из его произведений были экранизированы. Работы Андрея Геласимова легли в основу мини-сериала «Дом на Озёрной», фильмов «Жажда», «Мой любимый раздолбай», «Кеды». Последний стал официальным фильмом открытия Московского международного кинофестиваля. Живет Андрей Геласимов в Москве. Он женат, воспитывает троих детей.
За свои произведения Андрей Геласимов неоднократно получал награды и премии: приз за лучший сценарий на фестивале российского кино в Онфлере в 2013 году, премию «Национальный бестселлер» в 2009 году, «Студенческий Букер» в 2004 году, Prixdela Découverteau Salondulivre de Paris в 2005 году и другие.
По словам самого автора, его творческими вдохновителями были Эрнест Хемингуэй, Иосиф Бродский и Уильям Фолкнер. Произведения этих писателей во многом и стали толчком для начала собственного творческого пути Андрея Геласимова.
Главное достоинство сочинений Геласимова – в умении временное показать с позиции вечного. Вы забудете, в которой по счету чеченской войне
участвовал Костик, герой повести «Жажда», но из вашей памяти никогда не уйдет его образ – образ художника с обожженным лицом. И будете помнить всегда: не отданный долг – не важно, деньги это в старой наволочке или нужное слово – может стоить жизни вашему другу. Вне зависимости от «тысячелетья на дворе».
Цель работы: изучение творчества современного прозаика Андрея Геласимова.
Объект исследования: литературное творчество.
Предмет исследования: литературное творчество Андрея Геласимова.
Задачи исследования:
1. рассмотреть кинематографичность прозы А.В. Геласимова;
2. выявить кинематографичность в романах А.В. Геласимова;
3. рассмотреть музыкальный код прозы А.В. Геласимова;
4. изучить театральный код прозы А.В. Геласимова.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. КИНЕМАТОГРАФИЧНОСТЬ ПРОЗЫ А.В. ГЕЛАСИМОВА
1.1. Кинематографичность прозы А. Геласимова
Критики не раз отмечали элементы кинематографичности в прозе А. Гелмасимова. Литературный критик Александр Кузьменков вводит даже такое понятие: «геласимовский кинематографизм» [Кузьменков 2015: 226]. По мнению А. Кузьменкова, произведения А. Геласимова часто напоминают сценарий, критик делает вывод, что для литературы работы писателя слишком кинематографичны. Солидарен с Кузьменковым и критик Кирилл Филатов. Он говорит о том, что художественный мир романов Геласимова – это «мир зримый» [Филатов 2015: 269]. Критик Юлия Качалкина выделяет писателя за особый «сюжетный экшн, за кинематографичность взгляда» [Качалкина 2004]. Сам автор на вопросы журналистов о влиянии кинематографа на творчество отвечает следующее:
«Сергей Гогин: Вы сразу начали писать «медийно» и кинематографично?
Андрей Геласимов: «Думаю, да. Писатель Олег Павлов, когда прочитал «Жажду» в рукописи, сказал: «Это не повесть, это пьеса». Мне совершенно не хотелось вставлять размышления героя о жизни, они должны проявиться в действии. Основной закон кино – только через действие рождается характер и поступок, через выбор и решение. Если героя мучает совесть – покажи мне это в действии!» [Гогин 2015: 15];
«Андрей Мирошкин: Законы кино оказали влияние на ваши литературные замыслы непосредственно по ходу работы?
Андрей Геласимов: Да. Но я и сам хотел сделать роман [«Степные Боги»] очень такой поджарый, сухой, в хорошей спортивной форме» [Мирошкин 2009].
Действительно, черты кинематографичности в прозе Геласимова проявляются достаточно отчетливо, в них автор видит смыслообразующую функцию. Возможно, повлиял тот факт, что по второму образованию А. Геласимов театральный режиссер и опыт написания киносценариев у него имеется. К кинематографическим чертам критики относят: схожесть структуры текста со сценарием и отчетливую установку на визуальность.
Так, большинство героев А. Геласимова лишены конкретных портретных характеристик. Акцент делается на действии (action), как говорит сам автор. Писателю важнее показать, как герои преодолевают свои кризисные ситуации, их поступки, выбор, решения. Отсюда и получается модель прозы Геласимова, в которой минимум описаний, динамичность происходящего, смена действий, сцен, как в захватывающем экшен-фильме.
Возможно, именно эти факторы позволили экранизировать такие книги А. Геласимова, как роман «Дом над Озёрной» – сериал «Дом на Озёрной» (2009 г., режиссер Серик Апрымов), повесть «Жажда» 2001 г. – фильм «Жажда» (2013 г., режиссер Дмитрий Тюрин), роман «Год обмана» 2003 г., по которому был снят полнометражный фильм «Мой любимый раздолбай» (2011 г., режиссер Александр Котт) и телевизионный сериал «Обмани, если любишь» (2014 г., режиссер Дмитрий Тюрин), и рассказ «Paradise Found» – фильм «Кеды» (2016 г., режиссер Сергей Соловьев).
Принцип кинематографического построения текста в прозе А. Геласимова проявляется путем использования различных приемов (монтаж, движение камеры, стоп кадр, ретроспектива и т.д.), позволяющих отразить динамику сюжета и управлять восприятием читателя. Помимо этого, во многих текстах писатель активно употребляет слова лексико- семантической группы кино, киноцитаты, кинообразы и т.д. Попробуем проследить, как развивается кинематографичность в прозе А. Геласимова на конкретных примерах.
В дебютном рассказе «Нежный возраст» (1995г.) повествуется о мальчике-подростке, переживающем сложный период в своей жизни: развод родителей, отсутствие настоящих друзей, сложные взаимоотношения с учителями. Герой ощущает себя одиноким и никому не нужным. Именно поэтому автор выбирает для рассказа форму дневниковых записей: события своей жизни герой фиксирует в дневнике. Тем самым автор позволяет своему герою быть самим собой, высказаться открыто, искренне. Поэтому практически все записи героя содержат в себе отрицательную оценку окружающей действительности: «Достали меня все», «В школе одни дебилы», «Опять не дали уснуть всю ночь. Ругались» [Геласимов 2001]. Ключевым событием в жизни подростка является случайный просмотр фильма «Римские каникулы»: «Вот это да! Просто нет слов. <...> ». А исполнительница главной роли – актриса Одри Хёпберн производит на героя большое впечатление: «Одри Хепберн – красивое имя. Она совсем другая. Не такая, как у нас в классе. Я не понимаю, в чем дело» [Геласимов 2001: 32].
Книжные издания
1. Атамановка: рассказы // Октябрь. – 2006. – №10. – С. 3–28.
2. Быков, Д. Андрей Геласимов похож на писателя / Д. Быков // Новый мир. – 2003. – №1. – С. 17-181.
3. Год обмана: повесть. – Москва: Эксмо, 2004. – 256 с.
4. Голенко, Ж. Читать модно! / Ж. Голенко // Вопр. лит. – 2004. – №5. – С. 4-22.
5. Жажда: повесть. – Москва: Эксмо, 2004. – 316 с.
6. Зигангшин-буги: рассказ // Октябрь. – 2004. – № 2. – С. 27-31.
7. Нежный возраст: рассказ // Октябрь. – 2001. – №12. – С. 29-35.
8. Обещание: рассказ // Октябрь. – 2005. – №6. – С. 105-118.
9. Пустовая, В. Добрый доктор Геласимов: о романе А. Геласимова «Рахиль» / В. Пустовая // Новый мир. – 2005. – №2. – С.167-169.
10. Рахиль: роман с клеймами. – Москва: Эксмо, 2004. – 320 с.
11. Ремизова, М. Здравствуй, проза молодая... / М. Ремизова // Знамя. – 2003. – №12. – С.169-179.
13. Ремизова, М. Гармоничный диссонанс / М. Ремизова // Новый мир. – 2003. – № 1. – С. 175-178.
14. Степные боги: роман. – Москва: Эксмо, 2009. – 384 с.
15. Фокс Малдер похож на свинью: повесть. – Москва: О.Г.И., 2003. – 128 с.
16. Холод: роман. – Москва: Эксмо, 2015. – 352 с.