Курсовая работа|Литература

Мотивы творчества Лермонтова

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2024 | Страниц: 37

ВВЕДЕНИЕ

  1. 1. Теоретические основы изучения поэзии второй половины XX‒XXI вв. в старших классах

1.1.      Интертекстуальность как особенность современной поэзии

1.2. Образ Лермонтова и мотивы его творчества в русской поэзии второй половины XX - XXI вв

Глава 2. Анализ отражения судьбы Лермонтова и мотивов его произведений в творчестве русских поэтов второй половины XX - XXI вв

2.1.   Изучение современной литературы в старших классах

2.2 Разработка урока на тему «Основные мотивы лирики Лермонтова в русской поэзии второй половины XX - XXI вв.»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Актуальность исследования обусловлена тем, что творчество М.Ю. Лермонтова оказало значительное влияние на формирование облика русской поэзии конца XX и начала XXI века. Михаил Юрьевич Лермонтов, великий русский поэт, оставил неизгладимый след в истории русской литературы. Его произведения отличаются проникновенностью и глубиной мысли, эмоциональностью и остротой ощущений. В судьбе Лермонтова имеет место ряд трагических событий, которые нашли свое отражение в его произведениях. Лермонтов смело экспериментирует с жанрами и стилями, создавая уникальные и яркие образы, которые олицетворяют и его собственную душу, и души тех людей, что он встретил на своем пути.

Мотивы, отраженные в произведениях Лермонтова, такие, как любовь, смерть, постоянная борьба с социальной несправедливостью помогает читателю лучше понять человека и его внутренний мир. Так, например, тема любви, представленная в его произведениях, имеет различную форму от нежной и идеализированной до мятежной и бушующей. Лермонтов исследует внутренний мир человеческой души, мрачную сторону человеческой природы и борьбу с одиночеством. Его герои мечтают о свободе, но их судьбы часто заканчиваются трагически.

Стоит отметить, что область литературы и культуры России в конце ХХ века является довольно насыщенной и сложной. Это обуславливается ее идеологическим и эстетическим многообразием. В области литературы появляются различные стилевые направления, такие, как модернизм, реализм и постмодернизм. Именно в рамках постмодернизма зарождается тенденция к диалогу современных поэтов с поэтами-классиками, переосмыслению и обыгрыванию классических образов и сюжетов посредством интертекстуальности. Специфическая особенность поэтики постмодернизма, имеет ярко выраженную игровую природу, в отличие от интертекстуальности прошлых веков. Постмодернизм открывает возможность игровому диалогу, а именно абсолютно свободному, ничем не ограниченному, самодостаточному и при этом ироничному оперированию текстами, дискурсами, языковыми кодами. Интертекстуальность как способ анализа текста означает обнаружение связей и установление диалога авторов на различных уровнях художественного произведения, определение источников реминисценций, смысловых смещений, происходящих при переходе из одного контекста в другой, а также целей, с которыми автор обращается к другим текстам.

Целью исследования – рассмотреть возможность и разработать методику изучения отражения судьбы М. Ю. Лермонтова и мотивов его творчества в русской поэзии второй половины XX–XXI вв.

Задачи исследования:

- рассмотреть особенности русской литературы второй половины XX – XXI века;

- определить научно-методические основы изучения современной литературы в старших классах;

- изучить отражение образа Лермонтова и мотивов его творчества в русской поэзии второй половины XX – XXI века;

- разработать урок на тему «Основные мотивы Лермонтова в русской поэзии второй половины XX – XXI века».

Объектом исследования является поэзия второй XX – XXI века.

Предметом исследования является образ Лермонтова и мотивы его творчества в русской поэзии второй половины XX – XXI века.

Курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

  • . Теоретические основы изучения поэзии второй половины XX‒XXI вв. на уроках литературы в старших классах

 1.1.         Интертекстуальность как особенность современной поэзии

Постмодернизм (фр. postmodernisme-после модернизма) – термин для определения состояния культуры и литературы 1950-1990-х годов ХХ в. художественный текст литературы постмодернизма выделяется ярко выраженной интертекстуальностью и ироничным пафосом. Современный литературный процесс характеризуется смешением жанров, отсутствием границ между низким и высоким, ироничностью, тенденцией к переосмыслению в игровой форме классических образцов литературы.

Сам термин «постмодернизм» возник в конце 30-х г у Д. Джойса, затем в 1971 его «вспомнил» американский исследователь Ихаб Хассан. Эстетика постмодернизма основательно разработана зарубежными учеными Ж.-Ф. Лиотаром, Ю. Кристевой, Ж. Бодрийяром и многими другими. Ими же сформулированы основные понятия и термины постмодернизма, определены его ведущие черты (интертекстуальность, игра и диалогизм)[1].

Интертекстуальность как ведущая художественная характеристика постмодернистских текстов обуславливает принцип игры в архитектонике таких произведений, эклектику (коллаж), диалогичность, диффузию стилей, размывание границ между элитарной и массовой культурой и тому подобное.

Теория интертекстуальности предполагает, что любое художественное произведение включает в себя бесконечное поле других текстов, которые могут быть с ним сопоставлены в пределах определенной смысловой сферы. Понятие межтекстовых связей как многоплановое явление отметил еще в 1920 году Б. В. Томашевский[2]. Вопрос о влиянии одних авторов на других, согласно мнению ученого, сводится к поискам в текстах заимствований. 

В статье «Михаил Бахтин: слово, диалог, роман» (1967) Ю. Кристева впервые обозначает явление интертекстуальности, основываясь на понимании текста как «мозаики цитирования». Поэтический текст, как известно, рассчитан на более гибкое и многозначное прочтение, чем, скажем, беллетристика.  По Ю. Лотману, восприятие поэтического текста – явление специфическое. Поэзия живет «на границе многих семантических систем, многих» языков.[3] Поэтический текст – полифонический.

 Он демонстративно выстраивается на литературных ассоциациях. И хотя в нем может не быть непосредственных цитат, стихотворение тем не менее отсылает читателя к конкретным реалиям культурно-бытовой литературной среды, вне контекста которой чаще всего не может быть осмысленным[4].

Интертекстуальность в поэзии по отношению к другим литературным родам можно воспринимать по-разному.

Всего 45 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Литература
2016 год 36 стр.
Курсовая Мотив слухов и сплетен в творчестве М.Ю.Лермонтова
Alcofribas
Курсовая работа Литература
2020 год 22 стр.
Отражение кавказской темы в творчестве М.Ю. Лермонтова
antiplagiatpro
Курсовая работа Литература
2016 год 29 стр.
Проблематика творчества Т. Драйзера
Курсовая работа Литература
2016 год 25 стр.
Эволюция творчества Теодора Драйзера

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское