ВВЕДЕНИЕ
- 1. Теоретические основы изучения поэзии второй половины XX‒XXI вв. в старших классах
1.1. Интертекстуальность как особенность современной поэзии
1.2. Образ Лермонтова и мотивы его творчества в русской поэзии второй половины XX - XXI вв
Глава 2. Анализ отражения судьбы Лермонтова и мотивов его произведений в творчестве русских поэтов второй половины XX - XXI вв
2.1. Изучение современной литературы в старших классах
2.2 Разработка урока на тему «Основные мотивы лирики Лермонтова в русской поэзии второй половины XX - XXI вв.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность исследования обусловлена тем, что творчество М.Ю. Лермонтова оказало значительное влияние на формирование облика русской поэзии конца XX и начала XXI века. Михаил Юрьевич Лермонтов, великий русский поэт, оставил неизгладимый след в истории русской литературы. Его произведения отличаются проникновенностью и глубиной мысли, эмоциональностью и остротой ощущений. В судьбе Лермонтова имеет место ряд трагических событий, которые нашли свое отражение в его произведениях. Лермонтов смело экспериментирует с жанрами и стилями, создавая уникальные и яркие образы, которые олицетворяют и его собственную душу, и души тех людей, что он встретил на своем пути.
Мотивы, отраженные в произведениях Лермонтова, такие, как любовь, смерть, постоянная борьба с социальной несправедливостью помогает читателю лучше понять человека и его внутренний мир. Так, например, тема любви, представленная в его произведениях, имеет различную форму от нежной и идеализированной до мятежной и бушующей. Лермонтов исследует внутренний мир человеческой души, мрачную сторону человеческой природы и борьбу с одиночеством. Его герои мечтают о свободе, но их судьбы часто заканчиваются трагически.
Стоит отметить, что область литературы и культуры России в конце ХХ века является довольно насыщенной и сложной. Это обуславливается ее идеологическим и эстетическим многообразием. В области литературы появляются различные стилевые направления, такие, как модернизм, реализм и постмодернизм. Именно в рамках постмодернизма зарождается тенденция к диалогу современных поэтов с поэтами-классиками, переосмыслению и обыгрыванию классических образов и сюжетов посредством интертекстуальности. Специфическая особенность поэтики постмодернизма, имеет ярко выраженную игровую природу, в отличие от интертекстуальности прошлых веков. Постмодернизм открывает возможность игровому диалогу, а именно абсолютно свободному, ничем не ограниченному, самодостаточному и при этом ироничному оперированию текстами, дискурсами, языковыми кодами. Интертекстуальность как способ анализа текста означает обнаружение связей и установление диалога авторов на различных уровнях художественного произведения, определение источников реминисценций, смысловых смещений, происходящих при переходе из одного контекста в другой, а также целей, с которыми автор обращается к другим текстам.
Целью исследования – рассмотреть возможность и разработать методику изучения отражения судьбы М. Ю. Лермонтова и мотивов его творчества в русской поэзии второй половины XX–XXI вв.
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности русской литературы второй половины XX – XXI века;
- определить научно-методические основы изучения современной литературы в старших классах;
- изучить отражение образа Лермонтова и мотивов его творчества в русской поэзии второй половины XX – XXI века;
- разработать урок на тему «Основные мотивы Лермонтова в русской поэзии второй половины XX – XXI века».
Объектом исследования является поэзия второй XX – XXI века.
Предметом исследования является образ Лермонтова и мотивы его творчества в русской поэзии второй половины XX – XXI века.
Курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка литературы.
- . Теоретические основы изучения поэзии второй половины XX‒XXI вв. на уроках литературы в старших классах
1.1. Интертекстуальность как особенность современной поэзии
Постмодернизм (фр. postmodernisme-после модернизма) – термин для определения состояния культуры и литературы 1950-1990-х годов ХХ в. художественный текст литературы постмодернизма выделяется ярко выраженной интертекстуальностью и ироничным пафосом. Современный литературный процесс характеризуется смешением жанров, отсутствием границ между низким и высоким, ироничностью, тенденцией к переосмыслению в игровой форме классических образцов литературы.
Сам термин «постмодернизм» возник в конце 30-х г у Д. Джойса, затем в 1971 его «вспомнил» американский исследователь Ихаб Хассан. Эстетика постмодернизма основательно разработана зарубежными учеными Ж.-Ф. Лиотаром, Ю. Кристевой, Ж. Бодрийяром и многими другими. Ими же сформулированы основные понятия и термины постмодернизма, определены его ведущие черты (интертекстуальность, игра и диалогизм)[1].
Интертекстуальность как ведущая художественная характеристика постмодернистских текстов обуславливает принцип игры в архитектонике таких произведений, эклектику (коллаж), диалогичность, диффузию стилей, размывание границ между элитарной и массовой культурой и тому подобное.
Теория интертекстуальности предполагает, что любое художественное произведение включает в себя бесконечное поле других текстов, которые могут быть с ним сопоставлены в пределах определенной смысловой сферы. Понятие межтекстовых связей как многоплановое явление отметил еще в 1920 году Б. В. Томашевский[2]. Вопрос о влиянии одних авторов на других, согласно мнению ученого, сводится к поискам в текстах заимствований.
В статье «Михаил Бахтин: слово, диалог, роман» (1967) Ю. Кристева впервые обозначает явление интертекстуальности, основываясь на понимании текста как «мозаики цитирования». Поэтический текст, как известно, рассчитан на более гибкое и многозначное прочтение, чем, скажем, беллетристика. По Ю. Лотману, восприятие поэтического текста – явление специфическое. Поэзия живет «на границе многих семантических систем, многих» языков.[3] Поэтический текст – полифонический.
Он демонстративно выстраивается на литературных ассоциациях. И хотя в нем может не быть непосредственных цитат, стихотворение тем не менее отсылает читателя к конкретным реалиям культурно-бытовой литературной среды, вне контекста которой чаще всего не может быть осмысленным[4].
Интертекстуальность в поэзии по отношению к другим литературным родам можно воспринимать по-разному.