Многие русские поэты и писатели были вдохновлены природой Кавказа, его образом жизни и традициями. Среди них одно из первых мест занимает великий поэт Ю. Лермонтов.
Вообще в своих юношеских тетрадях Лермонтов обычно возвращается в воспоминания о Кавказе. Вспоминая Кавказ, юный Лермонтов создает цикл стихотворений из жизни кавказских гор: 1830–1831 гг. стихотворения «Калла» (Черкасский рассказ), «Демон» (начало произведения), «Измаил–бей». Чуть позже, в 1833–1834 годах, Лермонтов написал такие стихи, как «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи». Все эти работы связаны с Кавказом.
После смерти Пушкина Лермонтов написал стихи на смерть великого поэта, из-за которых вскоре был отправлен в ссылку на Кавказ (в 1837 году).
Несмотря на то, что первое пребывание Лермонтова на Кавказе продолжалось только несколько месяцев, в результате хлопот своей бабушки он сперва был переведён в гродненский гусарский полк, расположенный в Новгородской губернии, а затем (в апреле 1838 года) возвращён назад, в лейб-гусарский полк.
Несмотря на то, что служба в Кавказских горах была кратковременной, в нравственном отношении Лермонтов успел сильно измениться. Пребывание поэта на Кавказе нашло отражение в таких произведениях, как поэма «Мцыри» (1839) и роман «Герой нашего времени» (1838–1840). Оба произведения написаны уже в Петербурге, после его возвращения из ссылки.
В 1839 году молодой поэт Лермонтов завершил работу над известной поэмой «Демон», над которой работал с 14 лет. На последних этапах работы над «Демоном» идут описания природы Кавказа и местных жителей. Главная героиня поэмы – грузинка Тамара.
Вторая ссылка Лермонтова на Кавказ произошла в 1840 году, после дуэли. На этот раз Кавказ производит на Лермонтова иное впечатление, чем во время его первой ссылки. Ни кавказская природа, ни быт горцев, ни военная жизнь его больше не вдохновляют. Кавказская природа и кавказская жизнь, если и появляется в его произведениях того времени, то по большей части не является основным сюжетом, а становится всего лишь фоном для картин совершенно иного характера: «Герой нашего времени», «Валерик» и др.
К сожалению, с Кавказом связаны и самые трагические события в жизни Лермонтова – дуэль и смерть. В июле 1841 года в Пятигорске поэт принял участие в дуэли с Н.С. Мартыновым. В результате поединка 26–летний Лермонтов погибает.
Актуальность темы обусловлена тем, что Кавказ сыграл исключительную роль в жизни и творчестве Лермонтова: там были написаны его самые известные литературные произведения, и именно там поэт попробовал себя не только как поэт, но и как художник.
Объектом данного исследования является художественное пространство произведений М.Ю. Лермонтова.
Предмет курсовой работы – отражение кавказской темы в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Цель работы изучить художественное своеобразие произведений М.Ю. Лермонтова о Кавказе.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
– изучить жизненный путь М.Ю. Лермонтова;
– исследовать, какую роль сыграл Кавказ в жизни и творчестве великого поэта.
1.М.Ю. Лермонтов: Кавказ – жизнь и смерть. Биография поэта
1.1. Детское знакомство с Кавказом и первая ссылка (1837 год)
Любовь к Кавказу зародилась в детской душе Михаила Юрьевича Лермонтова, когда он летом 1825 года, в возрасте 10 лет, приехал на Кавказ с бабушкой к кавказским минеральным водам. Здесь, в Пятигорске, Лермонтов впервые влюбился. Спустя 4 года он написал об этом в своей записной книжке: «Кто поверит, что я уже знал любовь в десять лет?» Свои первые стихи Лермонтов посвятил Кавказу. 14 летний Лермонтов написал стихи «Черкесы» (1828), «Кавказский пленник» (1828) и др., в которых сильно подражает Пушкину. Чуть позже Лермонтов написал стихотворение «Примите, примите мой грустный труд ...» (1830), в котором описывается природа Кавказа. В то же время юный поэт выражает свою привязанность к Кавказу в одноименной поэме «Кавказ»[1].
19 марта 1837 года Лермонтов выехал из Петербурга на Кавказ и затем в течении целого года был «в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом».
Дорогой на Кавказ Лермонтов простудился, из ставропольского военного госпиталя во второй половине мая его перевили в пятигорский госпиталь, и все лето до начала сентября он лечился на Кавказских минеральных водах в Пятигорске и Кисловодске.
При выходе из госпиталя Лермонтов встретился с товарищем по Университетскому пансиону Н. Сатиным, другом А.И. Герцена.
Здесь Лермонтов познакомился с другом сосланных на Кавказ декабристов, умным и смелым в своих суждениях доктором Н.В. Майером, которого вскоре под именем доктора Вернера вывел среди действующих лиц «Княжны Мери»[2].
У М.Н. Сатина произошла встреча Лермонтова с В.Г. Белинским. Они резко поспорили и разошлись, но через 3 года в Петербурге поэт и великий критик встретились снова, и на этот раз поняли и оценили друг друга.
В конце сентября Лермонтов получил предписания отправиться в Закавказье, в свой Нижегородский драгунский полк, стоявший около Тифлиса. В эту поездку, особенно на Военно-грузинской дороге, Лермонтов много рисовал. Поэт не был профессиональным художником, но талантливо рисовал, как многие его писатели-современники с увлечением делал наброски карандашом и акварелью и писал маслом и пересылал друзьям в Москву и Петербург. Многие из его рисунков и картин сохранились и до наших дней.
Кавказские впечатления имели для творчества Лермонтова очень большое значение.
Гражданин и зрелый поэт знакомился с людьми и природой и богатого края. Древние памятники архитектуры, сказания и песни народов Кавказа и Закавказья, горные пейзажи, оригинальная кухня народов кавказа, все это отразилось в новых редакциях «Демона» и в поэме «Мцыри», а также в повести «Бела». Лермонтов начал изучать азербайджанский язык, который по его замечанию, «в Азии необходим, как французский в Европе». В Грузии Лермонтов встречался с лучшими представителями грузинской, армянской и азербайджанской интеллигенции.
Между 8 и 10 октября 1837 г. Лермонтов встретился в Ставрополе с поэтом декабристом А.И. Одоевским, прибывшим вместе с декабристами Нарышкиным и Назимовым прибывшим из Сибири. От Одоевского он узнал много нового о восстании 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. Лермонтову были близки взгляды и интересы Одоевского и он привязался к своему новому старшему другу.
В связи с пребыванием в Закавказье и на Кавказе Николая первого, осенняя экспедиция против горцев в 1837г. была отменена. По собственному признанию, Лермонтов «слышал только 2-3 выстрела». Он «странствовал одетый по-черкесски с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов». Возникали планы поездки в Персию, в Мекку; Лермонтов хотел проситься в Хивинский поход с Перовским. Но 10 окт. Николай первый в Дидубе под Тифлисом сделал смотр войсковым частям кавказского корпуса, среди которых были 4 эскадрона Нижегородского Драгунского полка. Царь нашел их в хорошем состоянии, это косвенно повлияло на судьбу Лермонтова, который был переведен в Гродненский гусарский полк, стоявший недалеко от Новгорода. Лермонтов уже знал о своем прошении и о предстоящем возвращении на север, но высочайший приказ должен был дойти до Петербурга и оттуда, через военное министерство, вернуться в Грузию. Вот почему Лермонтов задержался в Закавказье , был в Шуше, Кубе и Кахетии.
Только 25 ноября Лермонтов был выключен из списков Нижегородского Драгунского полка. Но «прощение» не радовало его, на Кавказе дышалось вольнее.
По дороге Лермонтов задержался в Ставрополе. Его глубокий и могучий дух, как говорил о нем Белинский, не мог примериться с русской крепостнической деятельностью, и не от самодержавия ждал он разрешения важнейших социальных вопросов. Ссылка не смирила Лермонтова. Он был готов к дальнейшей борьбе. Поэта-борца он сравнивал с булатным кинжалом в стихотворении «Кинжал»[3]:
«...Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой.
Как ты, как ты, мой друг железный».