Введение
1. Семья как социальный институт и малая группа
2.Роль семьи в развитии социальных процессов и формировании личности
3.Семья как субъект системы социальной защиты детства
4.Значение семьи в социальной защите детства
Заключение
Список литературы
Семья выступает важным субъектом социальной защиты детства. Ее роль, как субъекта социальной защиты, прописана в Семейном кодексе, в виде прав и обязанностей родителей и их действий, связанных с защитой прав и свобод ребенка.
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе главной задачей семьи должно остаться выполнение воспитательных функций, направленных на социальную защиту детства: сохранение определённых взаимоотношений между взрослыми и детьми, создание предпосылок этих взаимоотношений; утверждение такого образа жизни семьи, который способствовал бы гармоничному и всестороннему становлению личности; устранение неуверенности родителей в вопросах воспитания детей; воплощение в жизнь условий, при которых физиологические, интеллектуальные и эмоциональные потребности ребёнка будут удовлетворяться на необходимом качественном уровне и в достаточной мере. Результатом такого воспитания будет здоровый, счастливый и благополучный ребёнок.
Детство – это с одной стороны социально-биологический, а с другой культурный феномен, кроме того период формирования, развития, и становления человека как личности, где ребенок выступает активным субъектом. То есть детство можно рассматривать как социальную структуру, а дете й как соучастников (хотя и не всегда полноправных) социального процесса, имеющих свой собственный взгляд на мир, свою субкультуру. В связи с этим ребенок нуждается в особой защите и помощи со стороны семьи. Детство - социальное явление, степень благополучия которого зависит во многом от семьи.
В современном мире под социальной защитой ребенка понимается реализация гарантий его основных прав, что зафиксировано в «Конвенции ООН о правах ребенка», ратифицированной Россией в июне 1991 г. Главная цель «Конвенции» состоит в максимальной защите прав ребенка. Еѐ положение сводится к четырем основным требованиям, которые должны обеспечивать права ребенка: выживание, развитие, защита и обеспечение, активное участие в жизни общества.
Целью данного исследования является: определение роли семьи в социальной защите детства.
Из цели можно выделить следующие задачи:
1.Рассмотреть семью как социальный институт.
2.Изучить роль семьи в развитии социальных процессов и формировании личности
3.Определить феномен «семьи» как субъект системы социальной защиты детства
4.Выявить значение семьи в социальной защите детства.
Структура данной работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
- Семья как социальный институт
В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы. Согласно общепринятой трактовке, понятие «социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов.
Социальные институты образуют ядро нормативно-ценностной структуры общества. Они ограничивают или подавляют такие действия людей, которые не согласуются с соответствующими стандартами поведения. [1]
Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандарта поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств.
Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом. Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.[2]
1.Артыкбаева С.Ж. Роль семьи в формировании социальной защищенности детей. / Право современные тенденции: материалы IV Междунар. Науч.конф.-Краснодар: Новация, 2017. -63-67 с. –Режим доступа: https://moluch.ru/conf/law/225/1173/ (дата обращения:14.12.2020).
2.Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства: уч. пособие. М.: Педагогическое общество России. 2015. -192 с.
3.Поддубная Т.Н. Социальная защита детства: соотношение понятий./Т.Н.Поддубная// Вестн. Адыгейского ун-та. -2016. -№ 3. -155-157 с.
4. Прохорова О.Г. Семьеведение. Теория и практика : учебник для академического бакалавриата. — 2-е изд., — М. : Издательство Юрайт. 2017. — 38-57 с.
5.Филатова, Е.В. Организация защиты прав детей: учебное пособие / Е.В. Филатова, К.М. Грабчук. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2015. - 150 с. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232345