ВВЕДЕНИЕ
1. ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и виды предпринимательской деятельности в сфере туризма
1.2. Услуги в туризме и правила их оказания
2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Структура предпринимательской деятельности в туризме
2.2. Определение миссии туристического предприятия
2.3. Цели, направления и виды работ в туристской фирме
2.4. Принципы системы управления туристическим предприятием
2.5. Организационно-управленческая структура туристической фирмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы работы. Индустрия туризма длительное время является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы ее развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Как подчеркивают специалисты, в современных условиях развития предприятия, актуальность изучения организации деятельности туристического предприятия обусловлена ролью и значимостью организационных аспектов в реализации эффективной туристской деятельности.
Объект исследования: туристская деятельность как вид предпринимательской деятельности.
Предмет исследования: организация деятельности туристического предприятия
Цель работы: изучить особенности организации деятельности туристического предприятия
Задачи работы:
1) раскрыть понятие и виды предпринимательской деятельности в сфере туризма;
2) проанализировать специфику услуги в туризме и правил ее оказания;
3) обозначить структура предпринимательской деятельности в туризме;
4) дать определение миссии туристического предприятия;
5) изучить цели, направления и виды работ в туристской фирме;
6) выявить преимущества и недостатки различных организационно-управленческих структур туристической фирмы.
1. ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и виды предпринимательской деятельности в сфере туризма
На современном этапе развития экономики и общества предпринимательская деятельность является неотъемлемой составляющей большинства бизнес-структур. Туристская сфера исключением не является, вплоть до признания ее экономическим феноменом столетия.
Предпринимательская деятельность — «это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (Гражданский Кодекс Российской Федерации)» [1].
В туристкой сфере, предпринимательская деятельность получила начало ровно тогда, когда в первой половине 19 века, в Англии, Томас Кук стал создавать и развивать свои конторы, вовлекая большие массы людей в нечто новаторское в разрезе развлечений и познавательной составляющей. Томас Кук заключал договоры с управлением железных дорог на предмет поставки пассажиров на взаимовыгодной основе, которая заключалась в получении им скидок на передвижение данными путями.
В дальнейшем конторы Томаса Кука были открыты в Париже, Италии и других городах. С течением времени спектр деятельности Томаса Кука расширился, здесь уже был вовлечен речной и морской транспорт, а цель путешествий вышла за пределы выставок и знакомства с достопримечательностями других стран [8, c. 32-33].
На современном этапе, в Российской Федерации туристская деятельность, опираясь на законодательную базу, относится к предпринимательской деятельности, которая регулируется гражданским кодексом и другими нормативно-правовыми документами. Осуществляется она в индивидуальной (единое лицо (физическое), которое имеет все необходимые документы, подтверждающие регистрацию его как ИП (индивидуального предпринимателя)) и коллективной (юридической лицо, зарегистрированное как туристское предприятие, целью организации которого является ведение совместной предпринимательской деятельности двумя и более лицами) организационных формах [9, c. 348].
Подчеркнем, что при регистрации юридического лица важным является момент выбора вида деятельности, в плане осуществления коммерческой и некоммерческой деятельности.
Коммерческая деятельность имеет цель получение определенной выгоды от осуществления каких-то видов работ, связанных с туризмом. В свою очередь некоммерческая подразумевает обратное.
Предпринимательскую деятельность в туризме принято классифицировать по следующим видам [18, c. 77]:
- производительная – разработка туруслуг и сопутствующих туристских товаров;
- коммерческая – посредническая деятельность, главной задачей которой является продвижение и продажа турпродукта потребителю;
- финансовая – совокупность работ по привлечению и преобразованию денежных средств в цели воспроизводства туруслуг;
- консультативная – предоставление рекомендаций касательно вопросов менеджмента, анализа возможностей предпрития, управления финансовыми средствами, работы маркетинговой службы и прочее.
Следует отметить, что туристическая отрасль является весьма специфической, поэтому разделение ее на вышеуказанные виды предпринимательской деятельности носит условный характер.
Согласно ФЗ «О туризме», компаниями, официально имеющими право предоставлять услуги в данной отрасли, являются туроператоры и турагентства [2].
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301; Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 31 (Часть I). – Ст. 4808.
Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132–ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. – 02.12.1996. – № 49. – Ст. 5491
Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта: Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 (ред. от 30.11.2018) // Собрание законодательства РФ. – 23.07.2007. – № 30. – Ст. 3942.
Акентьева, С. И. Организация туристской индустрии. Учебник / С.И. Акентьева, В.В. Игнатьева, Г.В. Петрова. – М.: Academia, 2014. – 320 c.
Баумгартен, Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия. Учебник / Л.В. Баумгартен. – М.: СИНТЕГ, 2015. – 340 c.
Баумгартен, Л.В. Управление качеством в туризме. / Л.В. Баумгартен. – М.: Академия, 2013. – 304 с.
Вольвач, Я.В. Туристические услуги как объект гражданских правоотношений: Монография / Я.В. Вольвач. –М.: Инфра, 2012. – 128 с.
Гаврилова, С. В., Томская А. Г., Дмитриев А. В. Организация туристского и гостиничного бизнеса / С. В. Гаврилова, А. Г. Томская, А. В. Дмитриев. – М. : ЕАОИ, 2011. – 358 с.
Государственное и региональное регулирование в области туристской деятельности в Российской Федерации / К.К. Потапова // «Молодой ученый» –2016.– № 25 (129). – С.348–350.
Демьяненко, Е.А. Проблемы и особенности регулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма в России / Е.А. Демьяненко // Право: современные тенденции: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 35–37.
Дурович, А. П. Маркетинг в туризме. Учебное пособие / А.П. Дурович, А.С. Копанев. – М.: Экономпресс, 2003. – 400 c.
Зорин, И.В. Туризм как вид деятельности / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов – М.: Финансы и статистика, 2014. – 80 с.
Игнатьева, И. Ф. Организация туристской деятельности. Учебное пособие / И.Ф. Игнатьева. – М.: Питер, 2015. – 448 c.
Кабалкин, А.Ю. Услуги в системе отношений, регулируемых гражданским правом / Под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой // Сфера услуг: гражданско–правовое регулирование: Сборник статей. – М.: Инфотропик Медиа, 2011. – 240 с.
Матюхина, Ю. А. Организация туристской индустрии / Ю.А. Матюхина. – М.: Альфа–М, Инфра–М, 2013. – 304 c.
Накушнова, Е.В. Вопросы гражданско–правового регулирования оказания туристских услуг в Российской Федерации / Е.В. Накушнова // Туризм: право и экономика. – 2016. – № 2. – С. 7 – 11.
Овчинников, С. А. Безопасность гостинично-туристического бизнеса / С.А. Овчинников. – М.: НОУ ВПО МПСИ, Флинта, 2014. – 224 c.
Организация туристической деятельности : учеб. / А.Б. Косолапов. – М. : КНОРУС, 2018. – 304 с.
Особенности оценки качества туристских услуг / В.В. Колочева //Новосибирск: Креативная экономика.– 2017.–Т.18. № 21.–С.3362–3375.
Столяренко, А. В. Классификационные факторы санаторно-курортного комплекса: теоретический подход / А. В. Столяренко // ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2011. – № 28. – С. 170-174.
Столяренко, А. В. Структура организационно-экономического механизма функционирования санаторно-курортного предприятия / А. В. Столяренко // Бизнес информ. – 2013. – № 1. – С. 235-238.
Туристские услуги. Туристское обслуживание. Сборник нормативно-правовых и информационных материалов. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 224 c.