ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
1.1 Истоки художественной гимнастики
1.2 Зарождение художественной гимнастики
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ КАК ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
2.1 Спортивный путь художественной гимнастики
2.2 Анализ основных этапов развития художественной гимнастики,
2.3 Роль олимпийских игр в развитии гимнастики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Художественная гимнастика – это один из самых красивых и элегантных видов спорта, который объединяет в себе пластику, грацию и акробатику. Олимпийская программа художественной гимнастики была представлена в 1952 году, и с тех пор этот вид спорта приобрел огромную популярность по всему миру.
Первые шаги в развитии художественной гимнастики были сделаны в Германии и Швеции в конце XIX - начале XX века. В то время это было скорее режиссерское искусство, чем спорт. И только после Первой мировой войны художественная гимнастика стала признаваться как официальный вид спорта. Развитие художественной гимнастики прошло через несколько основных этапов, каждый из которых оказал значительное влияние на его развитие как физического упражнения и эстетического выражения.
Актуальность. Данная тема очень актуальна в наше время, та как Дети в художественной гимнастике получают гармоничное физическое, эстетические и эмоциональное развитие, учатся красоте, координации, гармонии. Спорт учит добиваться победы и бороться за результат.
Художественная гимнастика -спортивная дисциплина, родиной которой является Россия. Природная грациозность, красота наших девушек обеспечивают высочайшие спортивные и олимпийские достижения на протяжении длительного времени.
Одаренные девочки могут достигать олимпийских вершин. Для прочих девочек занятия художественной гимнастикой помогают лучше понять свое тело и научиться им управлять.
Цель работы: изучить основные этапы развития художественной гимнастики как олимпийского вида спорта.
Задачи:
- описать истоки художественной гимнастики;
- рассмотреть зарождение художественной гимнастики;
-выявить спортивный путь художественной гимнастики;
-проанализировать основные этапы развития художественной гимнастики, как олимпийского вида спорта.
Объект: история развития художественной гимнастики, как олимпийского вида спорта.
Предмет: основные этапы развития художественной гимнастики, как олимпийского вида спорта.
Методы: анализ литературных источников и источников интернета.
Практическая значимость определяется тем, что полученные материалы могут быть использованы при разработке учебного пособия по истории физической культуры и спорта .
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
1.1 Истоки художественной гимнастики
Художественная гимнастика прошла долгий путь своего становления и развития, соединив в себе все лучшие стороны спорта и искусства.
Всем известно, что народные танцы зародились еще в глубокой древности. Танец существовал на протяжении всей истории человечества как способ выражения эмоций и чувств. Это связано с многогранностью танца, сочетающего в себе средства музыкального, пластического, спортивного, эстетико-художественного развития и воспитания человека. В разные века танец имел характерный для того периода характер. Танец изменился и приобрел новые направления. Позже стали появляться танцевальные студии и студии театрального искусства.
В конце 19 — начале 20 веков большой популярностью пользовались студии выразительной гимнастики Франсуа Дельсара, художественной гимнастики Эмиля Жака-Далькроза, танцевальной гимнастики Жоржа Демена, произвольного танца Айседоры Дункан. Их творческое наследие стало основой развития нового направления художественного движения, получившего признание во всем мире и положившего начало новому виду спорта для женщин [7].
Франсуа Дельсар (11 ноября 1811 — 20 июля 1871, Париж) — французский певец, педагог по вокалу и теоретик исполнительского искусства, создатель системы выразительной гимнастики для актёров и танцоров. Наблюдая за действиями взрослых и детей, выражающих свои эмоции посредством мимики и жестов, он изучал греческое искусство и систематизировал жесты по их значению, значению и эмоциональной окраске. Дельсарт составил таблицы и классифицировал все жесты, в которых выражалось то или иное выразительное движение и настроение с почти математической точностью. Например, только для рук было предсказано 243 типа движений. Однако, создавая свою систему жестов, Дельсарт считал, что каждому эмоциональному состоянию должно соответствовать определенное положение тела, рук, головы и определенные выражения лица. Он разработал новые методы работы над свободой движений человеческого тела и эмоциональной выразительностью, умеет естественными, а не искусственными движениями передавать различные человеческие переживания, настроения и мысли. Он учил художников вкладывать определенный смысл и значение в каждое движение, а не просто поднимать голову, наклоняться, поворачиваться, ходить, бежать. Он требовал от студентов установить связь между человеческими действиями, настроениями и эмоциональными состояниями. Он говорит, что недостаточно чувства и переживания, но необходимо воплотить чувство в действие и выразить переживание. Дельсарт уделял пристальное внимание различной скорости и силе движений, что, по его мнению, помогало движениям избежать искусственности.
Дельсарт видел основу движения в его естественности и стремился соединить гимнастические упражнения с музыкой. Он создал упражнения по следующим принципам:
- непрерывное внедрение многих поколений;
- связь между эмоциональным состоянием человека и движениями тела;
- противоположные движения рук и ног во время движений (различные схемы ходьбы, бега).
Все эти идеи и принципы, разработанные Ф. Дельсаром, имели большую ценность для спортивной гимнастики и легли в основу основных движений. Таким образом, волнообразные и пружинистые движения спортивной гимнастики переходят постепенно от одной части тела к другой и выполняются на основе принципа непрерывного включения в движение многих суставов. Различные основные виды ходьбы, бега и прыжков в художественной гимнастике требуют при своем выполнении противоположных движений рук и ног [5].
1. Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 192 с.
2. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.
3. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с.
4. Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019. 794 с.
5. Головихин, Евгений Образовательная программа для УДО по художественной гимнастике для учащихся спортивно-оздоровительных групп (СОГ) 4-6 лет / Евгений Головихин. - М.: АВТОР, 2010. - 351 c.
6. Зайцев А. А., Зайцева В. Ф., Луценко С. Я. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка. М.: Юрайт, 2020. 227 с.
7. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 256 с.
8. Пельменев В. К., Конеева Е. В. История физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 184 с.
9. Свободина В. Восхождение Даши Кондаковой/В. Свободина//Олимпийский вестник.-2010.-№ 6 (645). - С.25-27.
10. Семенова М. До самой главной победы: гимнастика художественная/М. Семенова, Е. Мельникова //Это спорт: омск. спорт. журнал.-2010.-№ 4 (авг.-сент.). - С. 6-11.
11. Семенова М. Место в сердце: гимнастика художественная/М.Семенова //Это спорт: омск. спорт. журнал.-2010.-№ 4 (авг.-сент.). - С. 44-4
12. Собинов, Б. Художественная гимнастика / Б. Собинов. - М.: Искусство, 2019. - 192 c.
13. Чубарь Н.М. Взаимосвязь качества выполнения прыжков шагом различной сложности с физической подготовленностью на этапе специализированной подготовки в художественной гимнастике/Н. М. Чубарь // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всерос. науч.-практ. конф. молодых учёных, аспирантов, соискателей и студентов / СибГУФК. - Омск, 2010.-С. 190-195.
14. Шевцова А.С. Надёжность исполнения соревновательных композиций у спортсменок старших разрядов в художественной гимнастике/А. С. Шевцова. //Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всерос. науч.- практ. конф. молодых учёных, аспирантов, соискателей и студентов / СибГУФК.- Омск, 2010.-С.195-200.
15. Щукинский Б. Ансамбль Ирины Винер: 30-й чемпионат мира по художественной гимнастике/Б. Щукинский //Спорт для всех.-2010.-№ 19 (окт.). - С.4.