Введение
1. Теоретические основы развития физических качеств и двигательных навыков у детей дошкольного возраста
1.1. Двигательные умения и двигательный навык у детей дошкольного возраста
1.2. Развитие физических качеств и двигательных навыков у детей дошкольного возраста
2. Эмпирическое исследование и оценка развития физических качеств и двигательных навыков у детей дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список литературы
На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняло прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры.
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивление организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечнососудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности. При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходят ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.
По данным ряда медико-педагогических исследований, двигательная активность детей старшего дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду составляет менее 40-50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении. Полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления детей.
Объект исследования – развитие физических качеств и двигательных навыков дошкольников.
Предмет исследования – подбор тестов и оценка уровня развития физических качеств и двигательных навыков у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – оценка уровня развития физических качеств и двигательных навыков у детей дошкольного возраста.
1. Абдульманова, Л.В. Педагогические основы развития самостоятельной двигательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. канд. дисс. / Л.В. Абульманова. – Ростов н/Д, 2006. – 26 с.
2. Авдеева, П.И. Физическая культура детей дошкольного возраста. / П.И. Авдеева // Физическая культура. – 2015. – №1. – С.15-16.
3. Аганянц, Е.К. Возрастная динамика физических качеств при различных двигательных режимах / Е.К.Аганянц, Е.М. Бердическая // Природа. Общество. Человек: Вестник Южно-российского отделения международной академии наук высшей школы. – Краснодар. – 2016. – №1(4). – С.22-24.
4. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физ. культуры. 2000. – 274 с.
5. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Галанов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
6. Лазарев, М.Л. Здравствуй!: Учеб.-метод. пос. для педагогов дошк. образов. учрежд. / М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2014. – 248 с.
7. Николаев, А.А. Двигательная активность и здоровье современного человека / А.А. Николаев. – Смоленск: СГИФК СГУ, 2015. – 90 с.
8. Пашина, Н.Р. Психофизиология познавательной сферы и двигательной активности / Н.Р. Пашина, В.А. Лаврова. – М.: Современный гуманитарный университет, 2010. – 71 с.
9. Поиграем в упражнения: творчество в двигательной деятельности детей: пособие для педагогов дошк. учреждений / Н.Н. Ермак. Минск: НМ Центр, 2010. 72 с.
10. Правдов, М.Л. Методика занятий физическими упражнениями с детьми 5-6 лет в детских садах / М.Л. Правдов. – СПб.: Питер, 2009. – 197 с.
11. Рубцова, И.В. Оптимальная двигательная активность / И.В. Рубцова, Т.В. Кубышкина. – Воронеж, 2007. – 23 с.
12. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ. / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 256 с.
13. Рунова, М.А. Формирование оптимальной двигательной активности / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 6. – С. 30-37.
14. Степаненкова, Э.Я.Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
15. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г.Сухарев. – М.: Медицина, 2011. – 272 с.
16. Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей / Т.А. Тарасова– М.: ТЦ Сфера, 2015. – 175 с.
17. Теория и методики физического воспитания: Учебник / Б.А. Ашмарин, Ю.А.Виноградов, З.Н.Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
18. Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.М. Шияна. – М.: Просвещение, 2008. – 240 с.
19. Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 459 с.
20. Фролов, В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста / В.Г. Фролов, Т.П. Юрко. – М.: Проспект, 2009. – 196 с.
21. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В. Хухлаева. – М.: Педагогика, 2014. – 314 с.
22. Шебеко, В.Н. Развитие личности дошкольника на занятиях физическими упражнениями / В.Н. Шебеко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. / ред. кол. Л.Н. Воронецкая и др; под общ. ред. Л.Н. Воронецкой, Т.В. Поздеевой. – Минск: БГПУ, 2010. – С. 240–243
23. Шебеко, В.Н. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами физической культуры / В.Н. Шебеко, Т.Г. Степанова // Дошкольное образование в XXI веке: материалы студ. конф., Минск, 20 нояб. 2002 г. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т, 2003. – С. 142-144.
24. Шебеко, В.Н. Творчество дошкольников в двигательной деятельности. Педагогическая технология развития творчества дошкольников средствами физической культуры / В.Н. Шебеко // Пралеска. – 2007. – № 10. С. 24-32.
25. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П. Юрко. – М.: Академия, 2008. – 216 с.