Введение
Глава I. Теоретические основы развития скоростно-силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста
1.1. Анатомо-физиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
1.2. Сущность понятия «скоростно-силовые способности»
Глава II. Методические основы развития скоростно-силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры при изучении раздела «Легкая атлетика»
2.1. Прыжковые упражнения, понятие и сущность, виды
2.2. Прыжковые упражнения для развития скоростно-силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры при изучении раздела «Легкая атлетика»
Заключение
Библиографический список
Анализ учебной специальной литературы показывает, что в качестве основных средств воспитания скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть скоростно-силовыми. Эти упражнения отличаются от силовых повышенной скоростью и, следовательно, использованием менее значительных отягощений. В числе их есть немало упражнений, выполняемых и без внешних отягощений. Состав скоростно-силовых упражнений, предусматриваемых программами физического воспитания, широк и разнообразен и прыжковые упражнения входят в их число.
В литературе имеются крайне немногочисленные сведения об особенностях развития скоростно-силовых способностей посредством прыжковых упражнений. Тогда возникает проблема: как развивать скоростно-силовые способности у учащихся среднего школьного возраста посредством прыжковых упражнений на уроках физической культуры при изучении раздела «Легкая атлетика»?
Объект исследования: процесс развития скоростно-силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста
Предмет исследования: прыжковые упражнения как средство развития скоростно-силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры при изучении раздела «Легкая атлетика»
Цель исследования: изучение использования прыжковых упражнений для развития скоростно-силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры при изучении раздела «Легкая атлетика»
Задачи исследования:
1. Изучить анатомо-физиологические особенности учащихся среднего школьного возраста.
2. Рассмотреть понятие скоростно-силовых способностей.
3. Рассмотреть прыжковые упражнения.
4. Подобрать прыжковые упражнения для развития скоростно-силовых способностей.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, описание и обобщение.
Теоретической основой нашего исследования являются авторские идеи:
• Н.А. Фомина, А.Г. Хрипковой об анатомо-физиологических особенностях учащихся среднего школьного возраста;
• И. В. Азаровой, В.А. Быкова о скоростно-силовых способностях,
• И.В. Григорьевой, А.И. Жилкина о прыжковых упражнениях,
• И. С. Барчукова, А.А. Гужаловского, С.М. Гузь о прыжковых упражнениях для развития скоростно-силовых способностей.
1. Азарова И. В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции [Текст]: Автореф. дис.…канд. пед. наук. – Омск, 1983. – 24 с.
2. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика [Текст]. – М.: Академия, 2009. – 528 с.
3. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека [Текст]. – М.: ФиС, 1987. – 144 с.
4. Быков В.А. Прогнозирование двигательных способностей и основа ранней ориентации в спорте [Текст]. – М.: Олимпия Пресс, 2007. – С. 27-38.
5. Ведринцев А. В. Методика обучения прыжковым упражнениям учащихся 7-10 лет на основе анализа структуры движений: (На примере прыжков в длину и высоту с разбега) [Текст]: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. – М., 1992. – 20 с.
6. Григорьева, И.В. Физическая культура. Основы спортивной тренировки [Текст]. – Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2012. – 87 с.
7. Гужаловский А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста [Текст]: дис. …докт. пед. наук. – М., 1978. – С. 233-235.
8. Гузь С.М., Хуббиев Ш.З. Влияние занятий атлетической гимнастикой на скоростно-силовые, силовые способности и функциональные показатели школьников 12-17 лет [Текст] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 10. – С. 32-37.
9. Гынку Г. М. Совершенствование технической подготовленности волейболистов путем применения нетрадиционных средств тренировки [Текст]: Автореф. дис. …канд. пед. наук. – Киев., 1986. – 25 с.
10. Жилкин А. И. Легкая атлетика [Текст]. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
11. Ильин Г.И. Методы интенсификации тренировочного процесса прыгунов тройным с разбега [Текст]: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1983. – 150 с.
12. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]. – М.: Советский спорт, 2010. – 464 с.
13. Мехоношин С. А. Исследование ударных упражнений в развитии скоростно-силовых качеств школьников 9-11 лет [Текст] // Педагогические и физиолого-гигиенические основы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. – М, 1988. – С. 11-12.
14. Настольная книга учителя физической культуры: справ.-метод, пособие / сост. Б. И. Мишин [Текст]. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; ООО «Изд-во Астрель», 2003. – 526 с.
15. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать [Текст]. – М.: Астрель, 2003. – 863 с.
16. Основы теории и методики физической культуры [Текст] / под ред. А. А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
17. Ретюнских Л.Ф., Кашкаров В.А., Чеснокова Е.А. Сравнительный анализ динамики и закономерностей развития скоростно-силовых способностей детей среднего школьного возраста [Текст] // Культура физическая и здоровье. – 2009. – № 3. – С. 54-57.
18. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта [Текст]. – М.: ФиС, 2003. – 298 с.
19. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания [Текст]. – М.: ФиС, 2011. – 174 с.
20. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]. – М.: Академия, 2000. – 480 с.
21. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст]. – М.: Просвещение, 2011. – 319 с.