Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения интернет-журналистики
1.1 Интернет-СМИ: сущностная характеристика
1.2 Особенности подготовки журналистских материалов для Интернет-СМИ
Глава 2 Исследование специфики освещения спортивных событий в Интернет-журналистике в 2020-2023 гг.
2.1 Особенности современной спортивной журналистики
2.2 Отличительные черты материалов интернет-СМИ спортивной направленности в 2020-2023 гг.
Глава 3 Анализ особенностей освещения спортивных событий в Интернет-журнале «Чемпионат.com» в 2020-2023 гг.
3.1 Общая характеристика Интернет-журнала «Чемпионат.com»»
3.2 Анализ специфики материалов Интернет-журнала «Чемпионат.com»» в 2020-2023 гг.
Заключение
Список использованных источников
В настоящее время журналистику, представленную как форму коммуникативной практики, можно охарактеризовать по-новому. Речь идет о том, что появилась интернет-журналистика. Ей свойственны интерактивности и возможность расширять смысл и объем электронного текста на другие тексты благодаря гиперссылкам. В связи с этим, система средств массовой информации в нашей стране как часть системы массовых коммуникаций, претерпевает преобразования в структурном плане. В частности, преобразования коснулись способа представления информации на сайтах, в том числе таких, которые распространяют информацию о событиях в мире спорта.
Под современной спортивной интернет-журналистикой понимают деятельность общественного типа, связанную со сбором, обработкой и распространением актуальных сведений на сайтах, посвященных спорту, в определенном регионе или государстве, а также во всем мире. Спортивная интернет-журналистика предполагает наличие статей или видеотрансляций о событиях, которые происходят в спорте, интервью с людьми, на постоянной основе занимающимися спортом, репортажей со спортивных состязаний и др.
Эта исследовательская работа актуальна, поскольку здесь предпринимаются действия, направленные на то, чтобы с помощью популярного сайта «Чемпионат» исследовать специфичность развития спортивной интернет-журналистики. В результате можно будет увидеть, насколько данный жанр перспективен.
Сайт «Чемпионат» – объект исследовательской работы.
Тематическое разнообразие спортивных материалов сайта «Чемпионат» является предметом исследования.
Цель исследования состоит в осуществлении комплексного анализа специфики распространения информации о спортивных событий за 2020-2023 годы в современных интернет-СМИ, основываясь на сайте «Чемпионат».
Для того чтобы обозначенная цель была реализована, необходимо решение таких задач:
1. Изучение сущности интернет-СМИ.
2. Исследование специфики подготовки журналистских сведений для интернет-СМИ.
3. Изучение специфики спортивной журналистики, существующей в настоящее время.
4. Определение отличительных характеристик спортивных материалов интернет-СМИ за 2020-2023 годы.
5. Определение общей характеристики интернет-журнала «Чемпионат.com»».
6. Проведение исследования особенностей информации интернет-журнала «Чемпионат.com»» за 2020-2023 годы.
Методы исследования. Эта работа предполагает применение:
1. Теоретических методов. Речь идет о сравнении, анализе, аналогии, обобщении.
2. Эмпирических методов. Здесь говорится о контент-анализе, наблюдении, количественном и качественном анализе, проработке материалов.
Теоретико-методологической базой исследовательской работы являются научные и исследовательские материалы, справочная и специализированная литература, публикации в научной периодике. Работы, написанные В. М. Амировым, Ю. В. Гуровой, Ж. Б. Есенбеком, Г. В. Лазутиной, помогли в написании этой работы.
Эмпирическая база – информация интернет-издания «Чемпионат», рассказывающая о событиях в мире спорта, которые произошли с 2020 года по 2023 год.
Структура научного исследования предполагает наличие введения, 3 глав, заключения и перечня литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения интернет-журналистики
1.1 Интернет-СМИ: сущностная характеристика
Интернет - это основной инструмент, с помощью которого осуществляется коммуникация. Благодаря ему сведения передаются на большой скорости. «Его появление обусловило разрушение ранее господствующих представлений не только о средствах передачи сведений, но и об особенностях ведения журналисткой деятельности, в первую очередь, с точки зрения средств получения информации и методах доведения ее до аудитории» [9, с. 30]. Данные преобразования в настоящее время признают все журналисты, по мнению которых они появились за счет того, что стал более быстрым процесс распространения сведений, объемы существенно расширились. Кроме того, интернет-журналистика стала активно развиваться.
Интернет-журналистика обладает особыми характеристиками. Это журналистика и больших, и малых форм в плане объема. Это является следствием воздействия особенностей информационного общества. «Помимо этого, желательно, чтобы материал был разбит на короткие конкретные блоки с подзаголовками и использовались доступные средства выделения (полужирный, курсив, подчеркивание, маркированные списки) которые «оживляют» текст и могут усилить наиболее значимые моменты» [10, с. 136]. Поэтому необходимо применение ссылок на источники или дополнительные сведения.
Интернет-журналистика является интерактивной. Другими словами, можно пообщаться с читателем, заинтересованным в теме. Если с редакцией достигнуто взаимное понимание, посредством обратной связи, то впоследствии на эту тему может быть создана рубрика. Об этом говорит Ж. Б. Есенбек. Если осуществляется интерактивное взаимодействие, то пользователя есть возможность воздействия на условия предоставления, а не только управления поступлением сведений [11, с. 458].
Наличие гипертекстуальности, показывающей специфичность интернет-журналистики, означает, что основным методом организации материалов сетевых СМИ является формирование образующего смысл центра материалов. В иерархии текстов сетевого масс-медиа он находится на основной позиции. В связи с этим, возникают преобразования относительно структуры предоставления сведений. «На главной странице публикации чаще всего публикуются ссылки на дополнительные материалы, которые, хотя и не в полной мере раскрывают смысл материала конкретной статьи, однако имеют важную роль для понимания смыслового содержания текста» [10, с. 137]. Благодаря гиперссылкам тексты могут связываться между собой.
В качестве важной типологической характеристики сетевых средств массовой информации, свойства подачи информации в цифровом виде в пределах одного ресурса посредством нескольких платформ медийного типа выступает мультимедийность в широком смысле. «Современные исследователи также подчеркивают, что использоваться могут все средства воздействия на потребителя-читателя, какие только допустимы технически в этой системе: от чисто литературных (выбора повествовательной стратегии и стилистики) через издательские (шрифты, верстка, иллюстрации) и практически до наиболее сложных компьютерных (звук, анимация, отсылка к другим нехудожественным материалам)» [19, с. 101].
Если разные форматы сведений представляются в одном медийном источнике, то речь идет о мультимедийности. Текст, звук, фото- и видеоизображение могут быть в качестве таких форматов. Медиаконвергенция – это то, с чем связано возникновение продукции мультимедийного типа. Это процесс схождения, взаимного уподобления различных средств массовой информации. Он предполагает наличие нескольких аспектов. Таким образом, главная специфика Интернет-СМИ мультимедийность является важной особенностью современных интернет-СМИ в настоящее время – это мультимедийность.
Амиров, В.М. Спортивная журналистика в новой коммуникативной среде / В.М. Амиров // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2021. - № 3. - С. 171-172.
Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции / Г.П. Бакулев. – М.: Аспект Пресс, 2020 – 176 с.
Белоглазова, Е.В. Интердискурсивность / Е.В. Белоглазова // Дискурс-Пи. – 2018. - №6. – С. 11-13.
Болдина, К.А. Мультимедиа в современной Интернет-журналистике / К.А. Болдина // Филологический аспект. - 2019. - № 7 (51). - С. 164-186.
Бузин, В.Н. Медиапланирование. Теория и практика / В.Н. Бузин. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2018. – 495 c.
Гладышев, А.И. Мультимедийные инструменты онлайн-журналистики / А.И. Гладышев // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2020. - № 12-8 (68). - С. 6-10.
Гурова, Ю.В. Освещение спортивных событий в эпоху цифровизации / Ю.В. Гурова // В сборнике: Журналистика и медиакоммуникации в цифровой среде. международный научно-практический медиафорум: материалы Международной студенческой научно-практической конференции. – М., 2022. - С. 11-17.
Добросклонская, Т.Г. Методология анализа медиатекста как информационно-коммуникативного продукта / Т.Г. Добросклонская // Массово-коммуникационные процессы в современной России. – 2019. - № 3. - С. 78 – 96.
Долгин, Е.С. Мультимедийная журналистика: понятийный аппарат / Е.С. Долгин // В сборнике: Труды преподавателей гуманитарного факультета Нижневартовского государственного университета. Материалы Всероссийской конференции. Материалы международной конференции. Ответственный редактор Л.А. Якубова. - 2019. - С. 30-32.
Духан, М.Е. Мультимедийные средства Интернет-журналистики / М.Е. Духан // В сборнике: Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи. материалы Студенческих научных чтений. Министерство образования и науки РФ; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Департамент «Факультет журналистики». - 2021. - С. 136-139.
Есенбек, Ж.Б. Интернет-журналистика в системе СМИ / Ж.Б. Есенбек // Заметки ученого. - 2022. - № 1-1. - С. 458-462.
Зеленский, И.Д. Технологии манипулирования информацией в спортивной Интернет-журналистике / И.Д. Зеленский // В сборнике: Актуальные проблемы журналистики. Сборник трудов молодых исследователей. - Астрахань, 2019. - С. 49-50.
Иванова, Л.В. Жанры и форматы Интернет-журналистики / Л.В. Иванова // Челябинский гуманитарий. - 2020. - № 4 (53). - С. 97-104.
Калмыков, А. А. Интернет-журналистика / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. - 383 с.
Киселёв, А.Г. Теория и практика массовой информации / А.Г. Киселёв. – М.: Кнорус, 2019. – 240 с.
Колесниченко, А.В. Практическая журналистика / А.В. Колесниченко. – М.: Моск.университета, 2021. - 192 c.
Корконосенко, С.Г. Основы журналистики / С.Г. Корконосенко. – М.: Аспект-Пресс, 2019. - 318 c.
Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров / Л. Е. Кройчик. – Спб.: Знание, 2019. - С. 125-167.
Кульчицкая, Д. Ю. Мультимедиа и СМИ / Д. Ю. Кульчицкая // Вопросы теории и практики журналистики. - 2020. - № 12. - С. 100-105.
Кучугова, К.А. Дискурс современных спортивных СМИ / К.А. Кучугова // Медиасреда. - 2020. - № 17. - С. 154-158.
Лазутина, Г.В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики / Г.В. Лазутина // Вестник Московского университета. – 2021. - №2. – С. 9-13.
Ларина, Д. Проблематика региональной спортивной журналистики / Д. Ларина // В сборнике: Журналистика в глобальном мире. материалы VIII студенческой научно-практической конференции, посвященной 76-летию Победы в Великой отечественной войне. - Ростов-на-Дону, 2020. - С. 41-46.
Легкова, Е.А. Медиатренды современной спортивной журналистики через призму Интернет-СМИ / Е.А. Легкова // В сборнике: Мировая журналистика: единство многообразия. Сборник научных статей. В 2-х томах. – М., 2018. - С. 401-406.
Ликанова, А.С. Сетевые платформы новостной Интернет-журналистики / А.С. Ликанова // В сборнике: Молодой исследователь: от идеи к проекту. Материалы IV студенческой научно-практической конференции. - Йошкар-Ола, 2021. - С. 474-476.
Минаева, А.А. Мультимедийные форматы онлайн-журналистики / А.А. Минаева // В сборнике: Коммуникационные технологии: социально-экономические и информационные аспекты. Материалы Всероссийской (23 ежегодной) молодежной научно-практической конференции. - 2020. - С. 137-139.
Никитенко, А.А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий / А.А. Никитенко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2019. - № 1. - С. 159-166.
Олешко, В.Ф. Журналистика как творчество / В.Ф. Олешко. – М.: РИП-холдинг, 2018. - 153 с.
Олешко, В.Ф. Психология журналистики / В.Ф. Олешко. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 351 c.
Плониш, В.Ю. Теория и практика массовой информации / В.Ю. Плониш. – М.: ИВЭСЭП, 2019. – 168 c.
Подымаева, Д.О. Интернет-журналистика как форма творческой деятельности журналиста / Д.О. Подымаева // В сборнике: Закономерности и тенденции инновационного развития общества. сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции. - Уфа, 2021. - С. 69-73.
Рацибурская, Л.В. Специфика современного медийного словотворчества / Л.В. Рацибурская. – М.: Флинта, 2019. – 149 c.
Савченко, А.В. Язык спортивной журналистики / А.В. Савченко // В сборнике: Фразеология и паремиология в диахронии и синхронии (от архаизации к неологизации). Материалы Международной научно-практической конференции. - Кострома, 2020. - С. 123-126.
Сазонова, Ю.А. Особенности функционирования региональной спортивной прессы / Ю.А. Сазонова // Научный диалог. - 2021. - № 9. - С. 232-255.
Уланова, М. А. Интернет-журналистика: практическое руководство / М. А. Уланова. – М.: Аспект Пресс, 2019. - 257 с.
Хапов, У.А. Становление спортивной журналистики в России и за рубежом / У.А. Хапов // В сборнике: Студенческие научные исследования. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2020. - С. 124-126.
Чемпионат: официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://www.championat.com/
Шарков, Ф.И. Спортивная журналистика в системе современной медиакоммуникации / Ф.И. Шарков // Коммуникология. - 2018. - № 4. -С. 60-75.
Шеховская, Ю.А. Спортивные издания в медийном пространстве коммуникации / Ю.А. Шеховская // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - №2. - С. 173-176.
Шимолин, В.И. Журналистика в эпоху мультимедийных перемен / В.И. Шимолин // В сборнике: Мультимедийная журналистика: медиакоммуникации и медиаиндустрия. Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 254-257.
Эшкинина, Э.Ю. Система современных специализированных спортивных Интернет-медиа в России / Э.Ю. Эшкинина // Вопросы теории и практики журналистики. - 2021. - № 4. - С. 760-774.