Введение
Глава 1. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
1.1. Предмет, сущность и задачи данной отрасли прокурорского надзора
1.2. Полномочия и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий
Глава 2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
2.1 Основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
2.2 Проблемы прокурорского реагирования за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Как известно, оперативно-розыскная деятельность затрагивает важные права и свободы человека и гражданина, следовательно, адекватным должен быть и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, что невозможно без выделения его в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора.
К сожалению, законодатели статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" [1] рассматривают надзор за оперативно-розыскной деятельностью как неотъемлемую часть надзора за расследованиями и дознавательствами. Такая ситуация ослабляет эффективность прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью и исключает ее из числа приоритетных направлений деятельности прокуратуры, тем самым дезориентируя прокурора. Этому также способствует организационная структура многих прокуратур субъектов Федерации. В соответствии с этой организационной структурой прокуроры, осуществляющие надзор за деятельностью по расследованию предпринимательской деятельности, включены в состав подразделений, осуществляющих надзор за расследованиями и дознавательствами [2].
Поэтому в современных условиях функционирования прокуратуры становится все более актуальным изучение вопроса о прокурорском надзоре за исполнением закона учреждениями, осуществляющими деятельность по расследованию предпринимательской деятельности, а также изучение соблюдения прав человека и гражданских прав и свобод, которые могут быть нарушены. нарушаются или ограничиваются меры по расследованию бизнеса, поскольку сами граждане иногда не в состоянии защитить свои права. Права обусловлены конфиденциальностью информации, поскольку мероприятия по расследованию бизнеса проводятся, в том числе и на секретной основе. Прокурор становится единственным гарантом соблюдения прав и свобод граждан при проведении бизнес-расследований.
Объектом исследования в настоящей работе являются правоотношения, складывающиеся в связи с осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а предметом – система действующих в настоящее время в Российской Федерации нормативно-правовых актов, регулирующих прокурорский надзор в этой области.
Целью настоящей работы является исследование сущности и задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предмет прокурорского надзора, основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также пределы прокурорского реагирования за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть понятие предмета, сущность и задачи прокурорского надзора в данном направлении;
· определить основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД;
· выявить основные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Глава 1. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
1.1. Предмет, сущность и задачи данной отрасли прокурорского надзора
В соответствии со ст. 29 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью состоит из трех элементов:
1) Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в процессе ее осуществления;
2) Соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;
3) Законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
В пункте 3 приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21 декабря 2007 № 207 Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности.[1] Темы, по которым прокуроры осуществляют надзор за деятельностью по расследованию предпринимательской деятельности, включают "уважение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиту чести и репутации, неприкосновенности семьи и связи, телефонных разговоров, почты, телеграмм и другой информационной тайны, а также прав и законных интересов юридических лиц, соблюдение установленных процедур разрешения заявлений" и сообщения о преступлениях и готовящихся преступлениях, а также запреты, предусмотренные законом при проведении мероприятий по расследованию предпринимательской деятельности, для обеспечения законности деятельности по расследованию предпринимательской деятельности".
Таким образом, в приказе оговариваются права и свободы отдельных лиц и граждан, которые могут быть нарушены в ходе проведения служебных расследований. Кроме того, прокурор также акцентирует внимание на конкретных моментах, на которые следует обратить внимание в ходе проверки:
а) законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;
б) обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия;
в) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
г) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
д) возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен федеральным законом;
е) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;
ж) соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;
з) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;
и) законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.[2]
Помимо вышеуказанных вопросов, в предмет прокурорского надзора входит также законность решений, принимаемых в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Речь идет о решениях, имеющих юридическое значение, которые принимают форму постановлений и имеют юридические последствия (бизнес-расследование возникновения, изменения и прекращения правоотношений).[3]
Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. – М. 2018. 165 с.
Дытченко Г., Никитин Е. Проблемы организации надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности // Законность. 2018. № 10. С.12-15.
Капканов В.И. Проблемы осуществления надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Адвокат. 2019. № 9. С. 24-28.
Капканов В.И. Проблемы разграничения пресечения преступлений и провокации их совершения // Уголовное право. 2020. № 6. С. 23-27.
Курс лекций по дисциплине «Прокурорский надзор». Общая часть: Учебное пособие / Дранников В.Н. М., 2020. 120 с.
Курс прокурорского надзора / Под ред. Коробейников Б.В. М., 2018. 457 с.
Крюков В.Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры РФ // Подготовлен для системы Консультант плюс. 2020.
Осипкин В.Н. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Труды Санкт-Петербургского юридического института генеральной прокуратуры Российской Федерации. № 3. СПб., 2021. С. 34-40.
Осипкин В.Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. СПб., 2021. 279 с.
Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов / Ласкина Н.В. М.: Юстиц, 2019. 346 с.
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью (понятие, организация, методика): Учебное пособие / Осипкин В.Н. СПб., 2020. 346 с.
Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. Чувилева А.А. М.: Юристъ, 2020. 400 с.
Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2018. 320 с.
Прокурорский надзор: курс лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. 3-е изд. М.: Высшее образование, 2019. 165 с.
Прокурорский надзор за ОРД: Учебное пособие / Осипкин В.Н. СПб, 2021. 213 с.
Соловьев А.Б., Токарева М.Е, Халиулин А.Г. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. М., 2020. 258 с.
Трикс А.В. Справочник прокурора. СПб.: Питер Пресс, 2019. 144 с.
Фролова Т.А. Порядок проверки судом допустимости результатов ОРД и доказательств, сформированных на их основе // Уголовный процесс. 2018. № 1. С. 30-35.