ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ В РОССИИ
1.1 Понятие, содержание и виды пенсий
1.2 Законодательство в сфере назначения пенсий
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ В РОССИИ
2.1. Условия назначения пенсий по возрасту
2.2. Условия назначения пенсии по инвалидности
2.3. Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Данной темой курсовой работы является «Пенсия как вид социального обеспечения, содержание, понятие и юридическое значение», что является не маловажным вопросом в системе пенсионного обеспечения. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одной из главных целей социального государства является социальное равенство. Социальное обеспечение предоставляется всем лицам по возрасту, болезни, инвалидности, потере кормильца, содержанию детей и другим обстоятельствам, предусмотренным законом. [15, с. 184]
В современных условиях возрастает роль социального обеспечения. Именно материальные правоотношения в сфере социального обеспечения сегодня так важны для нашего общества.
Социальное обеспечение, как особый социальный институт государства, является гарантией достойного развития каждого члена общества и гарантией источника средств к существованию в случае возникновения социальных рисков.
На данный момент тема пенсионного регулирования актуальна как никогда. Государство старается заботиться о своих гражданах, оказывая социальную поддержку населению и обеспечивая определенную систему социального обеспечения.
Всем известно, что каждый человек имеет право на заслуженный отдых на трудовой пенсии. Однако существует и другой вид пенсии, обеспечивающий социальную защиту отдельных категорий граждан. Это социальная пенсия [16, с. 30], которая является гарантией, выплачиваемой гражданам, не имеющим возможности получить трудовую пенсию. Определенные категории граждан имеют право на получение социальных пенсий, о которых мы подробнее поговорим в данной работе.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с назначением пенсий.
Предметом исследования являются пенсии в России.
Цель работы – изучение пенсии как вида социального обеспечения, ее содержание, понятие и юридическое значение.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие, содержание и виды пенсий;
2. Изучить законодательство в сфере назначения пенсий;
3. Рассмотреть условия назначения пенсий по возрасту;
4. Определить условия назначения по инвалидности;
5. Охарактеризовать условия назначения по случаю потери кормильца.
Методологической основой является общенаучный аналитический метод познания и вытекающий из него частно-научный метод: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, сравнительно-правовой и др. Их применение позволяет анализировать предмет исследования с точки зрения взаимосвязи и взаимозависимости, полноты, всесторонности и объективности составляющих его элементов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ В РОССИИ
1.1 Понятие, содержание и виды пенсий
Пенсия - это денежное пособие, выплачиваемое государством ежемесячно гражданам, имеющим право на пенсию. В Российской Федерации существуют страховые и накопительные пенсии, а также государственные пенсии. [25, с. 39]
Страховая пенсия может назначаться по старости, по инвалидности и в связи с потерей кормильца (ст. 6 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
По общему правилу страховая пенсия по старости назначается, если соблюдены приведенные ниже условия ее назначения.
- Наличие страхового стажа соответствующей продолжительности: не менее 11 лет в 2020 г. (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; [6, с. 428] Приложение 3 к Закону N 400-ФЗ).
- Наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК, так называемые пенсионные баллы): в 2020 г. - не ниже 18,6 (ч. 3 ст. 8, ч. 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ).
- Достижение установленного пенсионного возраста.
По общему правилу в 2020 г. выйти на пенсию могут следующие граждане (ч. 1, 1.1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ; Приложения 5, 6 к Закону N 400-ФЗ; ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ): [11, с. 206]
- мужчины и женщины, которым во II полугодии 2019 г. исполнилось соответственно 60 и 55 лет;
- госслужащие: мужчины и женщины, которым в I полугодии 2019 г. исполнилось соответственно 60 и 55 лет.
Пенсия указанным категориям лиц может быть назначена: первым - не ранее I полугодия 2020 г. по достижении возраста 60,5 и 55,5 лет соответственно; вторым - не ранее II полугодия 2020 г. по достижении возраста 61,5 и 56,5 лет соответственно.
Также лицам, в том числе госслужащим, достигшим возраста 60 или 55 лет (для мужчин и женщин соответственно) и имеющим страховой стаж соответственно не менее 42 или 37 лет, пенсия может назначаться на 24 месяца раньше достижения установленного пенсионного возраста (ч. 1.2 ст. 8 Закона N 400-ФЗ).
Кроме того, за гражданами, достигшими пенсионного возраста до 01.01.2019, но не имевшими права на пенсию в связи с несоблюдением двух других условий, сохраняется право на ее назначение без учета повышения пенсионного возраста. В таком случае продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяются на день достижения установленного до 01.01.2019 пенсионного возраста (ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; Приложения 3, 5 к Закону N 400-ФЗ; ч. 2 ст. 10 Закона N 350-ФЗ).
Страховая пенсия по инвалидности. Такая пенсия назначается в случае признания гражданина инвалидом I, II или III группы независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа и продолжения трудовой или иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
При полном отсутствии у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности (ч. 3 ст. 9 Закона N 400-ФЗ). [11, с. 240]
Страховая пенсия по случаю потери кормильца. Данная пенсия назначается, как правило, нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, бывшим на его иждивении, при наличии страхового стажа у кормильца, но независимо от его продолжительности. При этом семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на эту пенсию, если они утратили источник средств к существованию. Время, прошедшее после смерти кормильца, значения не имеет.
При отсутствии у умершего страхового стажа полагается социальная пенсия по случаю потери кормильца (ч. 1, 5, 10, 11 ст. 10 Закона N 400-ФЗ).
Право на накопительную пенсию в 2020 г. имеют, по общему правилу, граждане, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), при наличии страхового стажа не менее 11 лет и величины ИПК не ниже 18,6 (ч. 1 ст. 6 Закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ; [14, с. 195] ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; Приложение 3 к Закону N 400-ФЗ).
Такая пенсия назначается при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии гражданина, если размер накопительной пенсии превышает 5% по отношению к сумме страховой пенсии по старости и накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения последней. Если размер накопительной пенсии составляет не более 5% указанной величины, вместо накопительной пенсии назначается единовременная выплата (ч. 3 ст. 6 Закона N 424-ФЗ).
Афанасьев М.А. , Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. – М.: Проспект, 2020. – 184 с.
Базык Е.Ф. Социальные пенсии как особая категория государственного пенсионного обеспечения//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016.№ 7-4. С. 30-33
Бегичева Э.И. Правовое регулирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Э.И. Бегичева // Российское право онлайн. 2017. № 2. С. 61-69.
Глинская Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Д.Р. Глинская // ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева». – 2018. – С. 96-107.
Гончарова М. Право на пенсию // «эж-ЮРИСТ». - 2015. - №1. - С.27-31.
Гуминская Т.А. Право на социальную пенсию в законодательстве России// Государство и право в ХХI веке.-2013.- №2.- С.24-28
Иванова Р. И. Правоотношения по социальному обеспечению в РФ. - М.: Юрлитинформ, 2018. - 272 с.
Орлов-Карба П.А. Пенсионное обеспечение как составляющая системы социальной защиты // Трудовое право. - 2017. - №9. - С.24-29.
Роик В.Д. Государственное и договорное регулирование заработной платы и пенсионного обеспечения: зарубежный и отечественный опыт. - М.: Статут, 2019. - 271 с.
Соловьев А. К. Пенсионное обеспечение в России // Народонаселение. - 2019. - №1 (75). - С. 14-21.
Титкова Я.Ю. Пенсия: сущность и виды // Трудовое право. - 2015. - №6. - С.37-42.
Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. – М.: Проспект, 2014. – 456 с.
Ясырева И.Н. Право социального обеспечения о комплексной реабилитации инвалидов. - Пермь, 2019. - 396 с.
Интернет – ресурсы
www.garant.ru – официальный сайт справочно-правовой системы «Гарант».
www.consultant.ru – официальный сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
www.pfrf.ru – сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации.