Введение
Глава 1. Административное право как отрасль правовой системы Российской Федерации
1.1 Понятие административного права
1.2 Предмет и методы административного права
Глава 2. Функции и принципы административного права
2.1 Функции административного права
2.2 Принципы административного права
2.3 Система административного права
Заключение
Библиографический список
Административное право является наряду с гражданским, уголовным, конституционным правом базовой отраслью Российской законодательной системы. Данная отрасль права является основанием для правового регулирования всего многообразия общественных отношений, возникающих в различных сферах жизни государства и общества. Административное право является тем связующим правовым звеном, которое единообразно воздействует на всех членов общества за счет регуляторной функции своих норм, организуя единый порядок и правила в ежедневной жизни социума.
Нацеленное на прогресс и развитие общество нуждается в своде юридически закрепленных норм и правил, которые будут отвечать за согласованность и упорядоченность общественных связей. Это регулирование во имя порядка и есть конечная цель государственной власти, которую оно достигает посредством запуска механизма правообразовательного процесса, являясь непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления.
Казалось бы, такая регуляторная функция на общественные связи административного права может быть замещена нормами гражданского, уголовного права, ведь вся правовая система государства, регулирует и общественную жизнь в том числе. Но исторически сложившаяся традиция выделять общественные отношения в особую отрасль права, где объектом выступают эти отношения и организующая деятельность власти, привела к возникновению управленческого или административного права. Начало положенное древними римлянами, закрепилось в правовой традиции и нашего, в том числе государства.
Административное право без сомнения важная отрасль нашей правовой системы. Особенно это актуально в наши дни, когда жизненно необходимо для безопасности большинства соблюдать общие правила под угрозой применения взысканий в том числе. При наступлении нежелательных событий в жизни общества есть большой риск ввалиться в анархию, получить сопротивление государственной воле, нормы административного воздействия служат в таких ситуациях инструментом быстрого и эффективного регулирования и восстановления порядка.
Учитывая такие особенности государственного устройства Российской Федерации, как широта ее географических территорий, многообразие национальностей среди граждан РФ, наличие большого объема государственной собственности, роль административной власти, государственного общества в жизни Российского общества традиционно велика.
Данный курсовой проект посвящен понятию и предмету административного права. Актуальность заданной темы продиктована тем, что административное право является самой крупной отраслью российской правовой системы. Связано это, прежде всего, с многообразием отношений, на которые призваны влиять нормы административного права. В этой связи ключевое значение в эффективности норм административного права лежит в плоскости их систематизации, которая с учетом большого объема предмета правового регулирования, является приоритетной задачей законодателя.
Объект исследования административное право как отрасль Российской правовой системы.
Субъект исследования – понятие и предмет административного права РФ.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и исследование понятия и предмета административного права.
Для достижения поставленной цели в ходе курсовой работы решались следующие задачи:
Рассмотреть понятие административного права
Сформулировать предмет административного права
Изучить функции, принципы, систему административного права
Определить место, занимаемое административным правом, в системе отечественного законодательства.
При написании курсовой работы были использованы такие методы как теоретическое изучение научного и практического материала по заданной теме и его количественный и качественный анализ.
Глава 1. Административное право как отрасль правовой системы Российской Федерации
1.1 Понятие административного права
Необходимо отметить, что российское правосознание пользуется двумя подходами к понятию административного права. С одной стороны административное право рассматривается как отрасль права российской правовой системы, с другой стороны административное право изучается как часть системы правовых наук, предметом изучения которой является совокупность норм административного права как отрасли.
Научное правовое сообщество не единогласно в своем мнении о понятии административного права.
В разное время ученые правоведы давали различные определения отрасли административного права. Принципиальных разногласий в этом вопросе у правоведов нет, большинство определений заимствовано из научных трудов прошлого, традиционно отсылая нас к предмету регулирования отрасли административного права. Профессор И.Т. Тарасов, затем Б.М. Лазарев характеризовали административное право как отрасль, регулирующую отношения в ходе управления, распорядительной деятельности[1]. Соглашались с ними и профессор Ю.М. Козлов [2] и Д.М. Овсянко, утверждая, что «административное право – одна из самостоятельных отраслей права, представляющая собой совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления)»[3],
Б.Н. Габричидзе, для определения понятия административного права как отрасли выделяет ее признаки и дает следующее определение: «Это системная совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, форм и методов контроля и ответственности в ходе осуществления указанной власти»[4]
Дадим одну из последних формулировок понятию административного права. Итак, с позиции российской правовой системы административное право – «…это отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях». [5]
Охарактеризовать какую-либо отрасль права как научно обоснованную и самостоятельную систему можно только при выделении таких ее характерных черт как цели, задачи, функции, принципы, механизм правового регулирования. Но первично для полного понимания сущности той или иной отрасли права необходимо ее соотнести с группой однородных отраслей, что будет определяться ее видовой категорией. По этому признаку административное право – право публичное. Цель, поставленная перед административным правом, также определяется этим обстоятельством. Как отрасль права административное право ставит перед собой задачу обеспечить публичный интерес путем урегулирования отношений, связанных с управлением процессов в обществе.
Даже с той точки зрения, что административное право встает на защиту частного интереса, это утверждение будет верным, так как в демократическом обществе принцип уважения прав и свобод личности поддерживается конституционными нормами В ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина закреплены как обязанность государства, то есть данные отношения в указанном контексте так же подпадают под предмет права административного.
Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., Проспект, 2010.-505 с.
Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс/ С.С. Алексеев. М., 1993, 192 с.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации/ А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. М.:Зерцало-М,2003.- 608 с.
Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учеб. Пособие/ Г.В. Атаманчук. М., Экономика, 2000, 301 с.
Бахрах Д.Н. Административное право России/ Учебник, 2-е изд., перераб. и доп./ д.Н. Бахрах – М., Эксмо, 2006, 800 с.
Бунякин Н. Е. Концепция становления и развития административного права в России/[Электронный ресурс ] URL// http://libed.ru/knigi-nauka/471855-1-n-bunyakin-koncepciya-stanovleniya-razvitiya-administrativnogo-prava-rossii-izdatelstvo-tgtu-ministerstvo-obraz (дата обращения 05.12.2020)
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право/ Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. М.: Проспект,- 2003, 407 с.
Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях/ А.Н. Гуев. [Электронный ресурс ] URL// https://base.garant.ru/5872064/ (дата обращения 10.12.2020)
Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В.. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов./ Ю.А. Дмитриев, И.А. Полянский, Е.В.Трофимов. М.: Эксмо, - 2008.- 714 с.
Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций/ Н.М. Конин. Саратов, 2001, 351 с.
Макарейко Н.В. Административное право. Учебное пособие для ВУЗОВ, 11-е издание, переработанное и дополненное. / Н.В. Макарейко.-М.: Юрайт, 2019. – 296 с.
Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. /2-е изд., испр. и доп./ В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003, 495 c.
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., Наука,1994.-410 с.
Овсянко Д.М. Административное право/ Д.М. Овсянко . М.: Юрист.-2000, 468 с.
Серков, П.П. Длящиеся административные правонарушения. //Российская юстиция. 2007. N 7. С. 51.
Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право/ В.Д. Сорокин. СПб.: Издательство юридического института.-2002.-474 с.
Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты/ Ю.Н. Старилов — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 728 с.
Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс/ Ю.А. Тихомиров. М.: Юринформсервис,1998, 798 с.