КУРСОВАЯ РАБОТА
Введение
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1.1. Понятие административного правонарушения
1.2. Отграничение административного правонарушения от преступления
Глава 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
2.1 Признаки административного правонарушения
2.2 Состав административного правонарушения
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы исследования. Высокая значимость правонарушения как юридической категории выражается прежде всего в том, что она является необходимым условием привлечения лица, виновного в совершении правонарушения, к юридической ответственности. Отсутствие правонарушения и его признаков будет означать невозможность реализации института юридической ответственности в конкретном случае.
Несмотря на большой интерес к выбранной теме исследования, комплексной работы, затрагивающей все аспекты ее проблематики, в российской юридической науке нет. Как правило, в имеющихся на сегодняшний день доктринальных исследованиях вопросы, связанные с понятием и признаками административных правонарушений, рассматриваются довольно фрагментарно, в совокупности с другими вопросами.
Определенный вклад в развитие теоретических представлений об административных правонарушениях был внесен такими правоведами, как А.А. Агеев, М.Г. Калиева, Н.Г. Канунникова, О.В. Карпов и др.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере реализации норм об административном правонарушении, его понятии и признаках.
Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации, посвященные понятию и признакам административного правонарушения, а также доктринальные концепции, раскрывающие связанные с данным правовым явлением теоретические и практические аспекты.
Цель настоящего исследования – раскрыть понятие и признаки административного правонарушения по действующему административному законодательству Российской Федерации.
Для успешной реализации вышеупомянутой цели должны быть решены следующие задачи:
Изучить понятие административного правонарушения;
Выделить критерии отграничения административного правонарушения от преступления;
Рассмотреть признаки административного правонарушения;
Охарактеризовать состав административного правонарушения.
Методологическая основа исследования включает общенаучные и специальные юридические методы исследования (аналогия, синтез, индукция, юридический анализ, функциональный, системный и структурный подходы, формально-юридический и абстрактно-логический методы и др.).
Структура работы включает введение, две главы, разбитые на четыре параграфа, заключение и библиографический список.
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1.1. Понятие административного правонарушения
Легальная дефиниция административного правонарушения сосредоточена в ч. 1 ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В частности, данная административно-правовая норма гласит: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
Отграничение правонарушений административного характера от других видов правонарушений следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач на практике. Затруднения в этом случае создает то обстоятельство, что правонарушение административного характера, как и все разновидности правонарушений, отличается противоправностью, то есть они все представляют угрозу причинения ущерба, конкретному человеку, социуму или государству. Каждый вид правонарушения характеризуется нарушением предписаний, включенных в законодательную норму. При этом нужно понимать, что все разновидности правонарушений отличаются по другим установленным на нормативно-правовом уровне особенностям.
По основному свойству (имеется в виду общественная опасность) все нарушения права классифицируются на преступления, правонарушения административного характера, дисциплинарные проступки, деликты гражданско-правового характера. В отличие от правонарушения административного характера, преступление имеет более высокий уровень общественно опасности, который характеризуется с помощью объекта противоправного посягательства, свойством деяния, способом осуществления противоправных действий (бездействия), наступившими негативными последствиями, мотивом, формой вины, особенностями субъекта и др.
В юридической литературе справедливо подчеркивается, что административным правонарушениям (в сравнении с преступлениями) свойственен низкий уровень общественной опасности[1]. Некоторые авторы вообще высказывают точку зрения о том, что административные правонарушения от преступлений следует отграничивать только по уровню их общественной опасности[2].
Наоборот, В.И. Майоров говорит о том, что общественная опасность не может быть главным критерием разграничения преступления и правонарушения административного характера[3]. Эта точка зрения базируется на то, что общественная опасность не выступает свойством преступления. По нашему мнению, такое утверждение является абсолютно неверным, поскольку общественная опасность как отличительное свойство преступления отражено в уголовном законодательстве Российской Федерации, в частности ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
В отечественной доктрине также подчеркивается, что формальным свойством, образующим основу отграничения преступления от правонарушения административного характера, выступает свойство их противоправности и наказуемости.
В УК РФ указывается, что преступление суть виновно совершенное общественно опасное деяние, которое запрещается нормами уголовного законодательства Российской Федерации под угрозой применения уголовно-правового наказания. Административное правонарушение представляет собой противоправное, виновное действие (бездействие) гражданина или организации, за которое положениями административного законодательства федерального или регионального уровня закрепляется административно-правовая ответственность.
Правонарушения административного характера необходимо отграничивать от других правонарушений непреступной категории, и в первую очередь от дисциплинарных проступков.
Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. - М.: Статут, 2000. - 251 с.
Материалы периодической печати
Агеев А.А. Понятие и основополагающие признаки категории административного правонарушения // Административное право и процесс. - 2016. - № 10. - С. 37-39.
Васильев Э.А. Общественная опасность - основной критерий отграничения административных правонарушений от преступлений // Государство и право. - 2007. - № 4. - С. 84-90.
Винокуров А.Ю. О некоторых вопросах применения прокурорами предостережения о недопустимости нарушения закона // Административное и муниципальное право. - 2014. - № 8. - С. 882-889.
Громошина Н.А. О единстве процесса и месте административного судопроизводства в системе российского права: продолжение дискуссии // Административное право и процесс. - 2018. - № 3. - С. 42-46.
Калиева М.Г. Понятие и признаки административного правонарушения // Мир народов. - Серия: Наука и практика. - 2018. - № 2. - С. 24-26.
Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты определения понятия состава административного правонарушения // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 11. - С. 910-912.
Карапетян А.Г. Общественная опасность административных правонарушений в бюджетной сфере // Современный юрист. - 2019. - № 1. - С. 10-16.
Карпов О.В. К вопросу о понятии административного правонарушения // Аллея науки. - 2018. - № 5. - С. 272-275.
Клеандров М.И. О линейке понятий «административное правонарушение», «уголовный проступок» и «преступление» // Мировой судья. - 2017. - № 7. - С. 3-12.
Колпаков В.К. Вредность и общественная опасность административного правонарушения // Административное право и процесс. - 2018. - № 8. - С. 7-11.
Кузнецова Н.С. Понятие и признаки административного правонарушения // Студенческий форум. - 2018. - № 16. - С. 38-40.
Кунц Д.А. Административное правонарушение: понятие, признаки и состав // №ovaUm.Ru. - 2017. - № 10. - С. 243-245.
Никитина А.Н. О понятии и признаках административного правонарушения / А.Н. Никитина // Молодой ученый. - 2014. - № 21. - С. 525-527.
Мартынов И.А. Институт исключения деликтности деяния в административном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / И.А. Мартынов. - М., 2006. - 26 с.
Попугаев Ю.И. Сущность, назначение и общая характеристика административно-деликтного законодательства Российской Федерации // Административное право и процесс. - 2017. - № 12. - С. 16-19.
Салищева Н.Г. Проблемы правового регулирования института административной ответственности в Российской Федерации // Административное право и процесс. - 2014. - № 9. - С. 9-22.
Скляров И.А. Институт административной ответственности и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: проблемы и перспективы // Административное право и процесс. - 2018. - № 4. - С. 5-12.