Курсовая работа|Право

Понятие и принципы государственного устройства Российской Федерации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 30

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие федеративного устройства Российской Федерации

1.2. История развития федерализма в России

1.3. Федеративное устройство современной России

Глава 2. ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ

2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов

2.2. Равноправие субъектов федерации

2.3. Государственная целостность

2.4. Единство системы государственной власти

2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

2.6. Равноправие и самоопределение народов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Актуальность темы. В соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация – Россия - есть демократическое государство с республиканской формой правления».

Изучение российского федерализма, одного из факторов, составляющих основу конституционного строя России, позволяет объективно определить роль и место России как суверенного государства во взаимоотношениях с субъектами Федерации. Состояние этих отношений - одно из важных условий обеспечения целостности и единства Российской Федерации.

Поиск оптимального варианта отношений предопределяет вопросы: какими должны быть принципы государственного устройства для построения гармоничного общества, обеспечивающего его мирное существование в рамках конкретного государства и мирового сообщества?

Каковы пределы децентрализации государственной власти, не разрушающие само государство, и каковы пределы ее централизации, сохраняющие эффективность власти и близость ее к народу? Какие правовые средства и механизмы законодатель может использовать для достижения этой цели?

В настоящее время российская государственность переживает период радикальных реформ. Реформируется система федеральных и местных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Конституция РФ формально отказалась от понятия "национально-государственное и административно-территориальное устройство Российской Федерации", заменив его понятием "федеративное устройство", тем самым, определив переход от прежних квазифедеративных структур к федерации, основанной на равноправии всех ее членов, сочетающей национальную и территориальную автономию и стремящейся к сбалансированному соотношению прав и интересов центра и мест.

Российская Федерация вплоть до подписания Федеративного договора и принятия новой Конституции оставалась "унитарной федерацией".

В настоящее время на пути становления России как подлинно федеративного государства уже сделаны важные шаги.

Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации.

Объект - общественные отношения, возникающие по поводу государственного устройства в РФ.

Предмет - правовые нормы, посредством которых определяются формы государственного устройства РФ.

Цель – изучение государственного устройства РФ.

Для реализации цели потребуется рассмотреть и проанализировать:

- понятие федеративного устройства Российской Федерации;

- историю развития федерализма в России;

- федеративное устройство современной России;

- верховенство Конституции РФ и федеральных законов;

- равноправие субъектов Федерации;

- государственную целостность;

- единство системы государственной власти;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

- равноправие и самоопределение народов.

Для достижения цели применены научные методы: диалектический, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логический.

Работа состоит из введения, двух глав, девяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие федеративного устройства Российской Федерации

Федерация - одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид - унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в национально-территориальном аспекте).

Федеративное устройство Российского государства — это его национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

По своему устройству Российская  Федерация — суверенное, целостное,  федеративное государство, состоящее  из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ. 

Каждое государство, имея свою территорию, ставит задачу организовать максимально эффективное управление ею. Это достигается не только тем, как отлажен государственный механизм, но и организацией самой территории, подразделением ее на части и осуществлением взаимодействия между центром и регионами. Таким образом, государственное устройство — это важнейший элемент государства, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений с центром.

Государственное устройство страны зависит от множества факторов: размера территории, численности и национального состава населения, исторических традиций государства, особенностей его политического режима и т.д.

Мировая практика государственного  строительства выработала две основные формы государственного устройства — унитаризм и федерализм.

Унитарное государство представляет  собой единое, цельное, слитное  государство, имеющее единую конституцию  и законодательство, единое гражданство  и единую систему государственных органов. Частями унитарного государства являются административно-территориальные единицы, не имеющие признаков государственности. Для унитарных государств характерна, как правило, высокая степень централизации государственной власти.

Федерация — сложная форма  государственного устройства. В  состав федерации входят не  административно-территориальные единицы,  а государственные либо национально-государственные  образования[1].

От унитарной и федеративной  форм государственного устройства необходимо отличать автономию. Последняя представляет собой не самостоятельную форму государственного устройства, а государственно-правовой институт, функционирующий как в рамках федерации, так и в унитарном государстве. Автономия означает предоставление какой-либо части государства самоуправления (самостоятельности) для решения вопросов, требующих учета местной специфики. Статус автономии по сравнению с обычными административно-территориальными образованиями характеризуется большей самостоятельностью и используется для самоуправления частей государства, отличающихся особым национальным составом, географическим положением и другими особенностями. Например, автономия Гренландии в составе Дании, автономия Северной Ирландии в Великобритании и др.

Всего в России 89 регионов - субъектов Российской Федерации: 48 областей, 24 республики, 9 краёв, 3 города федерального значения, 1 автономная область (Еврейская авт.обл.), 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра).

 

Арзамаскин Н.Н. Федеративное устройство современной России в условиях переходности // Законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 1 – С. 104-107.

Барциц И. Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство, 2001, № 9. – С. 42-46.

Васильев С.В. Верховенство Российской Конституции: к вопросу о проблемных аспектах понятия // Московский юридический журнал. 2020. № 2. – С. 10-17.

Горбачева С.В. Принцип равноправия как основа взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов: правовые проблемы // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2013. № 4. – С. 71-80.

Грачев Н.И. Единство государственной власти как принцип государственного строительства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 6. – С. 38-48.

Запольский С.В., Сморчкова Л.Н. Совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Право и практика. 2022. № 2. – С. 50-55.

Калина В.Ф., Кудрявцев В.Б. Гарантии государственной целостности Российской Федерации: политические и правовые механизмы // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 1. – С. 39-42.

Козак Д. Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. М.: 2001. – С. 124-128.

Кузовлева Г.В. К вопросу о равноправии субъектов Российской Федерации // Общество и право. 2014. № 2. – С. 50-54.

Лебедев В.А. Органы государственной власти субъектов РФ как элемент единой системы публичной власти современной России // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 8. - С. 40-43.

Носова А. А. Единая система публичной власти: проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2021. № 19. - С. 228-230.

Рябов Е.В. Договорное регулирование федеративных отношений в Российской Федерации // Вестник Самарского государственного университета. 2006. № 3. – С. 60-64.

Самойлов В.О. Развитие органов государственной власти субъектов РФ в контексте совершенствования законодательства о единой системе публичной власти // Аллея науки. 2022. Т. 1. № 11. - С. 1001-1006.

Тихомирова Л.А. Договорное регулирование отношений Российской Федерации и ее субъектов: теоретико-правовой аспект // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 1. – С. 167-172.

Ткачева Н.А. Органы местного самоуправления как структурно-функциональный элемент единой системы публичной власти в Российской Федерации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2022. Т. 8. № 3. - С. 170-180.

Чимитова И.З. Права народов и права человека в России // Государственная служба и кадры. 2022. № 3. - С. 85-89.

Чурсина Е. В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. Автореф. дис. ... к. ю. н. – Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2005. - 32 с.

Эфендиев А.А., Рамазанова Э.Т. К вопросу о реализации принципов равноправия субъектов РФ и самоопределения народов в свете поправок к Конституции РФ // Евразийский юридический журнал. 2022. № 9. - С. 121-122.

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право
2016 год 23 стр.
Курсовая Принципы права
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 51 стр.
Курсовая на тему: «Коллизии права»
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 30 стр.
Курсовая Юридическая ответственность и ее виды
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 41 стр.
Курсовая Добровольный отказ от преступления
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 33 стр.
Курсовая работа на тему: «Состав преступления»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское