Актуальность темы исследования. Органы внутренних дел Российской Федерации формируют масштабную структуру и составляют целую отрасль государственного правления. Вместе с этим их полномочия распространяются на государство и все общество в рамках части правоохранительной сферы, отведенной им. Это предназначение структуры определяют все главные стороны ее организационно-правового статуса, методы и формы реализации, компетенцию. В основные задачи отрасли входят:
1) Разработка и претворение в жизнь внутригосударственной и миграционной политики.
2) Управление подразделениями ВД РФ и внутренними войсками страны.
3) Обеспечение безопасности здоровья, жизни, свобод и прав населения государства, иностранных лиц, субъектов, не имеющих гражданства; противодействие преступности, сохранение общественной безопасности, охрана собственности и порядка.
Важная роль в реализации этих функций принадлежит патрульно-постовой службе полиции, которая выступает в качестве основного средства обеспечения надлежащего общественного порядка и борьбы с правонарушениями и преступностью на улицах, площадях, в парках, на объектах транспорта и в других общественных местах специально назначаемыми нарядами полиции.
Результаты социологических опросов в период 2016 – 2020 гг. свидетельствуют об устойчивом ежегодном позитивном росте (от 3% до 6%) значений показателей оценки гражданами Российской Федерации деятельности полиции. Тенденция улучшения оценки населением работы полиции в 2020 г. по сравнению с 2019 г. отмечается также по показателям оценки эффективности работы органов внутренних дел Российской Федерации (с 40,0% до 43,8%) и доверия сотрудникам полиции (с 41,9% до 44,9%).
Так, в субъектах Российской Федерации оценка населением работы полиции в 2020 г. представлена следующим образом.
1. Показатель «Уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов от преступных посягательств» .
Регионы Российской Федерации с наиболее высокими показателями уровня защищенности от преступных посягательств – Республика Крым, Республика Башкортостан, Ямало-Ненецкий АО, Белгородская, Брянская, Оренбургская, Калужская, Тамбовская, Архангельская, Псковская и Магаданская области.
Наиболее низкие показатели – Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Приморский край, Астраханская, Ярославская, Костромская, Калининградская и Амурская области.
2. Показатель «Уровень доверия к органам внутренних дел в обеспечении их личной и имущественной безопасности» .
В наибольшей степени доверяют полиции в Республике Крым, Республике Башкортостан, Чеченской Республике, Оренбургской, Вологодской, Тамбовской, Белгородской, Псковской, Брянской, Магаданской, Мурманской и Тульской областях.
В наименьшей степени доверяет полиции население Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики, Камчатского, Приморского краев, г. Санкт-Петербурга, Астраханской, Ростовской и Новгородской областей.
3. Показатель «Оценка эффективности деятельности органа внутренних дел как государственного органа по защите интересов граждан» .
Наибольшая эффективность работы полиции в оценках граждан зафиксирована в Чеченской Республике, Республике Крым, Республике Башкортостан, Красноярском крае, Псковской, Оренбургской, Белгородской, Тамбовской и Пензенской областях.
Неэффективно оценивается населением работа полиции в Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республики, Камчатском и Приморском краях, Свердловской, Ростовской, Новгородской, Астраханской и Омской областях.
К благополучным регионам Российской Федерации по данному показателю относятся Кабардино-Балкарская Республика, Республика Башкортостан, Республика Марий-Эл, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Калмыкия, Астраханская, Самарская, Брянская и Рязанская области.
К неблагополучным субъектам Российской Федерации, жители которых, по их мнению, в 2020 г. наиболее часто подвергались преступным посягательствам, относятся Республика Саха (Якутия), Республика Дагестан, Алтайский, Забайкальский и Ставропольский края, Ханты-Мансийский АО-Югра, Ямало-Ненецкий АО, Еврейская АО, Челябинская, Сахалинская, Тамбовская и Псковская области.
Таким образом, на основе анализа динамики рейтинговых значений субъектов Российской Федерации в период 2016-2020 гг. к субъектам Российской Федерации – лидерам, стабильно удерживающим на протяжении пятилетнего периода измерения верхние рейтинговые позиции по показателям оценки работы полиции, относятся Республика Крым, Брянская, Белгородская и Магаданская области. К регионам, которые в 2020 г. по сравнению с 2019 г. существенно улучшили свои показатели и вошли в десять лучших по уровню безопасности, относятся: Республика Башкортостан, Чеченская Республика, Вологодская, Оренбургская и Тамбовская области.
В этом свете изучение роли патрульно-постовой службы полиции в охране общественного правопорядка очень актуально, поскольку от эффективности ее работы зависят благополучие личности в частности и общественное благосостояние в целом.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере выполнения патрульно-постовой службой полиции РФ своих функций и полномочий.
Предмет исследования составляют нормы российского законодательства, а также доктринальные источники, освещающие вопросы правового регулирования общественных отношений в сфере организации патрульно-постовой службы полиции в Российской Федерации.
Целью данной работы является исследование организации деятельности патрульно-постовой службы полиции и её роли в охране общественного порядка.
Для того, чтобы нам достичь поставленной цели, нам нужно решить такие важные для нас задачи:
Дать понятие, цели и задачам патрульно-постовой службы полиции;
Изучить функции патрульно-постовой службы полиции;
Исследовать нормативно-правовое обеспечение деятельности патрульно-постовой службы полиции;
Рассмотреть организацию патрульно-постовой службы полиции;
Изучить виды патрульно-постовых нарядов и их назначение;
Исследовать роль патрульно-постовой службы полиции в охране общественного правопорядка.
В качестве нормативной базы исследования нами были исследованы Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы «О полиции», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , «Об оружии» и иные нормативно-правовые акты.
В качестве теоретической основы исследования выступают труды ученых, посвятившие свои исследования организации работы патрульно-постовой службы полиции, среди которых мы бы хотели отметить таких ученых, как: П.В. Анисимов, В.Д. Граждан, Н.Ю. Муратшина, М.С. Соколова, В.А. Юнева и т.д.
Эмпирической основой исследования выступают мнения учёных – правоведов относительно организации деятельности патрульно-постовой службы полиции, выраженное в учебных пособиях, монографиях, статьях; мнения отдельных практикующих работников, выраженные в специализированных СМИ; материалы правоприменительной практики.
Методологическую основу исследования составили общенаучные (аналитический, синтетический, метод материалистической диалектики) и специальные юридические методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, логико-юридический, метод толкования норм права и др.).
Структурно работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, определяет цель исследования, ставятся основные задачи, определяется объект и предмет, методы исследования; основной части, которая включает в себя две главы, разделенные на параграфы; заключения, в котором определяются основные выводы проведенного исследования; списка использованных источников.
В первой главе подробно исследуются правовое положение службы полиции.
Во второй главе раскрыто особенности организации деятельности патрульно-постовой службы полиции и ее роль в охране общественного правопорядка.
1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ
1.1 Понятие, цель и задачи патрульно-постовой службы полиции
Термин «патрульно-постовая служба» понимается и используется в двух значениях как в теории, так и в практике. Согласно первому значению патрульно-постовая служба определяется как вид деятельности специальных нарядов полиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, который осуществляется специально назначенными нарядами, которые несутся службу в форменной одежде на постах и маршрутах патрулирования, осуществляя функцию обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, личной безопасности граждан и борьбы с преступностью.
Согласно второму значению патрульно-постовой службы полиции можно определить как совокупность аппаратов, частей и подразделений, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечения общественной безопасности[1].
Иными словами, патрульно-постовая службам полиции – структурное подразделение в составе МВД РФ, предназначенное для обеспечения общественного порядка, общественной безопасности на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, в том числе при проведении массовых мероприятий[2].
Цель всякой деятельности определяется, как правило, в самом общем виде как желаемый конечный результат этой деятельности.
Патрульно-постовая служба полиции призвана охранять правопорядок и обеспечивать общественную безопасность. Именно это призвание – обеспечение правопорядка и общественной безопасности – следует считать целью деятельности патрульно-постовой службы полиции. Естественно, цель эта недостижима, однако патрульно-постовой службы полиции должна к ней стремиться на протяжении всего процесса выполнения возложенных на нее функций.
Задачи деятельности – это этапы на пути к достижению цели. Действующее законодательство ставит перед патрульно-постовой службой полиции специальные задачи.
Так, Устав патрульно-постовой службы полиции в п. 6 в качестве основных задач службы закрепляет:
- обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах;
- обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования;
- выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда;
- оказание содействия подразделениям полиции, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в исполнении возложенных на нее обязанностей[3].
Указанные задачи могут быть конкретизированы иными, в частности, внутриведомственными нормативными актами.
Принципы организации и деятельности патрульно-постовой службы полиции - это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее их существенные черты и признаки и основные предъявляемые к ней требования[4].
Как служба в составе полиции, патрульно-постовая служба полиции подчиняет свою деятельность принципам:
- законности;
- обеспечения человеческих прав и свобод;
- публичности, открытости и беспристрастности;
- взаимодействия;
- сотрудничества;
- использования новейших достижений науки.
Административно-процессуальное право. Курс лекций. ( Под ред. И.Ш. Килясханова. – М.: ЮНИТИ– ДАНА. 2004. – 567 с.
Анисимов, П. В. Административная ответственность в Российской Федерации: Учебное пособие / П. В. Анисимов. – М.: Ось– 89. 2004. – 321 с.
Бахрах, Д. Н. Административное право России / Д. Н. Бахрах . – 2– е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2008.– 456 с.
Бережкова, Н. Ф. Современные этические требования к сотрудникам полиции России / Н. Ф. Бережкова // Административное право и процесс. – 2013. – № 3. – С. 61 – 62.
Васильев, Ф. П. Совершенствование регламентирования деятельности органов внутренних дел (полиции) / Ф. П. Васильев // Административное право и процесс. – 2012. – № 9. – С. 50 – 54.
Васильева, И. В. Образ полицейского в общественном сознании / И. В. Васильева, О. С. Возженикова // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2017. – № 3 (41). – С. 183– 191.
Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба: учебник / В. Д. Граждан. – 2– е изд. М.: КНОРУС, 2007.– 678 с.
Емельянов, В. М. Правовые основы профилактики административных правонарушений подразделениями полиции / В. М. Емельянов // Правопорядок: история, теория, практика. – 2015. – № 2. – С. 129– 133.
Звоненко, Д. П. Административное право / Д. П. Звоненко. – М.: Юстицинформ, 2007. – 356 с.
Козлов, Ю. М. Административное право / Ю. М. Козлов. – М.: Юристъ, 2008. – 465 с.
Люкшина, Д. С. Уровень удовлетворённости трудом у сотрудников патрульно-постовой службы / Д. С. Люкшина, А. И. Моисеева // В сборнике: Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации Сборник докладов и материалов Национальной научно– практической конференции. – 2017. – С. 280– 287.
Матвеев, С. П. Институт полиции: исторический экскурс / С. П. Матвеев // Вестник Воронежского института МВД России. – 2014. – №1. – С. 171.
Муратшина, Н. Ю. Характеристика требований служебной деятельности к личности сотрудника ОВД / Н. Ю. Муратшина // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2015.– № 3 (21).– С. 124– 130.
Небратенко, Г. Г. Возрождение российской полиции: история и современные перспективы / Г. Г. Небратенко // История государства и права. – 2011. – № 9. – С. 22.
Овчинников, О. А. Научное обеспечение правоохранительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы / О. А. Овчинников // Административное право и процесс. – 2012. – № 4. – С. 34 – 37.
Правоохранительные органы: теория и практика. – 2014. – № 2. – С.11.
Сергеев, М. В. Понятие патрульно-постовой службы полиции: история и современность / М. В. Сергеев // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2018. – № 1 (43). – С. 129– 135.
Смирнова, С. Г. Патрульно-постовая служба полиции – субъект правоохранительной системы Российской Федерации / С. Г. Смирнова // В сборнике: Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции) материалы международной научно-теоретической конференции. Санкт– Петербургский университет МВД России. – 2016. – С. 51– 53.
Соколова, М. С. Патрульно-постовая служба полиции как составная часть системы правоохранительных органов Российской Федерации / М. С. Соколова // В сборнике: Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции) материалы международной научно-теоретической конференции молодых исследователей: в 2 томах. Санкт– Петербургский университет МВД России. – 2017. – С. 94– 96.
Стахов, А. И. Административная ответственность. Учебное пособие для вузов / А. И. Стахов.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. – 2004. – 327 с.
Тенгизова, Ж. А. Сотрудники ОВД как особые субъекты правовых отношений, наделенные особыми полномочиями / Ж. А. Тенгизова // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 18.– С. 141– 142.
Феуерман, В., Лылка, С. Патрульно-постовая служба, в системе внутренних войск МВД России, и общая физическая подготовка как основной фактор, влияющий на её эффективность / В. Феуерман, С. Лылка // В сборнике: Fundamental and applied science – 2015 Materials of the XI International scientific and practical conference. – 2015. – С. 13– 22.
Фролов, В. В., Фролова, О. В. Российское государство и полицейская реформа в историческом контексте / В. В. Фролов, О. В. Фролова // История государства и права. – 2011. – № 24. – С. 43.
Четвериков, В. С. Административное право / В. С. Четвериков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 376 с.
Общественный контроль обеспечения экономической безопасности страны // В книге: Обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов: теория и практика Чекмарев В.В. В 2 томах. – Кострома, 2018. – С. 320– 324.
Нигматьянов, И. Г., Дондоков, Ц. С. Личная и общественная безопасность гражданина в свете «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / И. Г. Нигматьянов, Ц. С. Дондоков // В сборнике: Актуальные проблемы государственно-правового развития России Всероссийская научно-практическая конференция. Министерство образования и науки Российской Федерации; Забайкальский государственный университет. – 2017. – С. 108– 113.
Юнева, В. А. Общественная безопасность как основной приоритет национальной безопасности / В. А. Юнева // В сборнике: Актуальные проблемы деятельности участкового уполномоченного полиции на современном этапе сборник научных статей Всероссийской научно- практической конференции, приуроченной ко Дню участкового уполномоченного полиции. – 2018. – С. 28– 30.