Введение
Глава 1. Общая характеристика права и традиций
Сущность и признаки права
Определение традиций
Глава 2. Особенности прав и традиций
2.1. Совмещение права и традиций
2.2. Традиции как источник права
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы. Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них — моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, деловые обыкновения, обряды, ритуалы, требования этикета, корректности, приличия и др. Нормы — это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.
Юристы имеют дело, прежде всего с правовыми нормами, которые представляют для них непосредственный профессиональный интерес. Но они постоянно соотносят их с другими социальными регуляторами, так как все нормы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Важное место среди этих норм занимают традиции.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы права и традиции - базовые проблемы нашего государства, которые в разное время рассматривали и анализировали такие ученые, как Чувальникова А.С., Тирских М.Г., Черняк Л.Ю. и др. Новое время, новое законодательство и трансформация права и традиций сделали проблему еще сложнее и актуальнее, о чем свидетельствует большое количество научных работ.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу права и традиции.
Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие права и традиции.
Целью курсовой работы является комплексный анализ права и традиции.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть общую характеристику права и традиции, а именно определить сущность и признаки права и изучить определение традиций.
Исследовать совмещение права и традиций, а также проанализировать традиции как источники права.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды российских ученых, посвященные исследованию права и традиций .
Эмпирической базой работы явились: законодательные акты РФ.
Практическая значимость работы состоит в том, что выполненные теоретические обоснования направлены на изучение права и традиций.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, такие как методы индукции и дедукции, методы анализа и синтеза, системно-структурный метод, а также частно-научные методы такие как: формально-логический и логико-юридический, а также метод сравнительного правоведения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА И ТРАДИЦИЙ
- Сущность и признаки права
Право - это универсально обязательная система, в которой формально определенные правила поведения исходят из общественных отношений, охраняют их и регулируют [1].
Право - это явление истории, связанное с политической и духовной жизнью общества, связанное с формированием государства. Право является одной из регулятивных систем, регулирующих общественные отношения, действия и поступки людей, деятельность общественных объединений, формирование и деятельность государственных институтов[2].
Понятие права будет рассматриваться с точки зрения нормативистского подхода. Право в рамках этого понимания представляет собой общеобязательную систему, формально определенные правовые нормы, выражающие единую волю общества (определенные интересы различных социальных групп, классов, слоев), призванную регулировать общественные отношения, устанавливаемые и обеспечиваемые государством[3].
Право - это социальный институт со своей собственной природой. Характер права отражается в его признаках, которые изложены в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:
1) волевой характер, поскольку право является проявлением воли и сознания людей, но не всякой воли, а, главным образом, государственно выраженной воли социальных групп, классов, элит, большинства членов общества[4];
2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, который означает, что выше публичной, официальной власти в обществе нет никого (и не может быть) и, что все принимаемые нормы права распространяются на большой круг субъектов либо на всех[5];
3) нормативность права состоит в том, что оно состоит, прежде всего, из норм, т.е. общих правил поведения, осуществляющих регулирование значительного круга общественных отношений[6];
4) связь с государством заключается в том, что во многом право принимается, обеспечивается и применяется государственной властью. Для того государство и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм[7];
5) формальная определенность права состоит в том, что нормы права обладают внешне выраженной письменной формой, должны быть точно определены, четко объективированы, воплощены вовне[8];
6) системность права выражается в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне упорядоченный, согласованный организм, где у каждого элемента имеется свое место и своя роль, где юридические предписания характеризуются взаимосвязанностью, расположены конкретным иерархическим образом, группируются по институтам и отраслям[9].
К сущности права можно выделить соответствующие подходы.
Классовый подход является хронологически первым подходом, в рамках которого под правом понимается система гарантированных государством юридических норм, посредством которых выражается возведенная в закон государственная воля экономически господствующего класса. Право здесь используется довольно в узких целях, как средство для обеспечения в первую очередь интересов правящей группы.
Также существует общесоциальный подход, в соответствии с которым право рассматривается как выражение компромисса между группами, классами, разными социальными слоями общества. В данном контексте право применяется более широко — как средство закрепления и обеспечения прав гражданина и человека, демократии, экономической свободы, политического плюрализма и т.п[10].