Курсовая работа|Право

Право на неприкосновенность личности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 29

ВВЕДЕНИЕ

1. ИСТОРИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВА НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

1.1. История становления права на неприкосновенность личности в деятельности Следственного комитета

1.2. Зарубежный опыт соблюдения права на неприкосновенность личности

1.3. Проблемы соблюдения права на неприкосновенность личности

2. ПРИНЦИПЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

2.1. Понятие, цели, задачи и полномочия Следственного комитета РФ

2.2. Сущность, значение и содержание принципа неприкосновенности личности

2.3. Пути совершенствования правового регулирования деятельности Следственного комитета по обеспечению прав и свобод человека и гражданина

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

Такие неотъемлемые права каждого человека и гражданина как свобода и личная неприкосновенность имеют свое закрепление как на уровне каждого национального законодательства, так и на международном уровне.

Никто не может быть ограничен в указанных правах, за исключением случаев, когда решение об их ограничении вынесено судом.

Одним из способов ограничения гарантированных прав на свободу и личную неприкосновенность является применение мер уголовно-процессуального принуждения.

Общим основанием и пределом применения мер процессуального принуждения является необходимость достижения целей правосудия, обеспечение установленного порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора. Меры процессуального принуждения применяются лишь при действительном или реально возможном появлении препятствий для движения дела.

Одной из самых ограничивающих в правах человека уголовно-процессуальной мерой является задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. Следственный комитет, как федеральный орган, осуществляющий уголовное преследование, в связи с категорией расследования уголовных дел, обладающих, в большинстве случаев, повышенной общественной опасностью, наиболее часто прибегают к применению мер принуждения, в том числе, и к задержанию.

Деятельность следователя по задержанию лица, подозреваемого в совершении преступления, детально регламентирована в уголовно-процессуальном законодательстве, и несоблюдение предписанных мер автоматически ставит вопрос о законности действий лиц, проводящих предварительное следствие, а, в некоторых случаях - и вопрос о наличии в их действиях состава преступления. Детально урегулированы порядок и основания применения иных мер воздействия, которые ограничивают законные права и интересы личности.

Целью настоящего курсового исследования является выявление проблем правового регулирования деятельности следственного комитета по обеспечению прав человека, в частности, права на неприкосновенность личности.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд следующих задач:

История становления права на неприкосновенность личности в деятельности Следственного комитета;

Исследовать зарубежный опыт соблюдения права на неприкосновенность личности;

Выявить проблемы соблюдения права на неприкосновенность личности;

Дать понятие, определить цели, задачи и полномочия Следственного комитета РФ;

Раскрыть сущность, значение и содержание принципа неприкосновенности личности;

Определить пути совершенствования правового регулирования деятельности Следственного комитета по обеспечению прав и свобод человека и гражданина

Основным объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления органами Следственного комитета РФ уголовно-процессуальной деятельности, основанной на соблюдении принципов ее осуществления.

Предметом курсового исследования является массив законодательства, который регламентирует полномочия органов Следственного комитета РФ, основы их деятельности, а также национальное и международное законодательство, закрепляющее в себе положения о неприкосновенности личности.

Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ и обобщение специальной литературы, сравнение.

В ходе данной работы использовалась учебная литература, пособия, монографии, статьи из научных журналов, а также массив законодательства, посвященный данной теме.

Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы, ставятся цели и задачи курсовой работы; основная часть состоит из двух глав, последовательно раскрывающих содержание курсовой работы; заключения, в котором делаются общие выводы о результатах исследования, проведенного в курсовой работе и списка использованных источников.

 

  1. ИСТОРИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВА НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА
  • История становления права на неприкосновенность личности в деятельности Следственного комитета

Уголовное судопроизводство — урегулированная уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных лиц, связанная с раскрытием, расследованием преступления и рассмотрением дела в суде, а также система правоотношений, в которые вступают уполномоченные субъекты друг с другом и с другими субъектами, вовлекаемыми в производство по уголовному делу.

Основными задачами уголовного судопроизводства, которые закреплены в ст. 6 УПК РФ, являются:

  • Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления;
  • Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

При осуществлении уголовного преследования  уполномоченный орган (орган дознания, следователь) обязан руководствоваться задачами осуществляемой деятельности, иметь базовую направленность на установление истины по каждому уголовному делу,  защиты нарушенных прав потерпевших и привлечении виновных лиц к предусмотренной законодательством ответственности[1].

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, международно-правовыми актами, такими как: Всеобщая декларация прав человека, Международный  Пакт о гражданских и политических правах, Европейская Конвенция по правам человека – свобода и личная неприкосновенность каждого человека являются неотъемлемыми правами, и могут быть ограничены лишь в исключительных случаях.

Содержание принципа неприкосновенности личности существенно изменилось в УПК РФ по сравнению с УПК РСФСР. А.М. Наумов по этому поводу пишет: «Подвергся значительной редакции в сравнении со ст. 11 УПК РСФСР 1960 г. изложенный в ст. 10 УПК РФ принцип неприкосновенности личности». При сравнении изложения данных принципов в новом и старом УПК РФ можно выделить следующие основные отличия.

Во-первых, если УПК РСФСР 1960 года говорил только об аресте, то есть о заключении под стражу, то ч. 1 ст. 10 УПК РФ говорит также и о задержании лица по подозрению в совершении преступления.

Вторым отличием является тот факт, что ч. 1 ст. 11 УПК РСФСР 1960 года дословно повторяла содержание ст. 54 Конституции СССР от 07.10.1977  о том, что «…никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора», то ч. 1 ст. 10 УПК РФ базируется на положениях ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, которые гласят, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов». Исключение из перечня такого основания как санкция прокурора мотивировано уменьшением функций прокурора, и отнесению его к надзорному органу на стадии предварительного следствия. В том же время, как видно из приведенных определений, расширился перечень законных оснований для существенного ограничения прав и свобод личности.

Третье различие заключается в том, что ч. 2 ст. 11 УПК РСФСР 1960 года давала лицу, подвергшемуся аресту, право на обжалование и судебную проверку законности и обоснованности содержания под стражей (ст. ст. 220.1 - 220.2 УПК РСФСР 1960 года), то новый УПК РФ данный институт упразднил, поскольку непосредственное решение  вопроса о помещении лица в условия изоляции его от общества относится к компетенции суда.

Следующее различие институтов ограничения прав и свобод личности заключается в субъектном определении лиц, на которых возлагался контроль за соблюдением прав личности на неприкосновенность.

Так, ч. 5 ст. 11 УПК РСФСР 1960 года обязывала только прокурора немедленно освободить всякого незаконно лишенного свободы или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом или судебным приговором. Применительно к действующему законодательству суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель, а также администрация учреждения, в которой содержится лицо, обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного уголовно-процессуальным законом.

 

 

Всего 25 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право
2015 год 51 стр.
Курсовая на тему: «Коллизии права»
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 33 стр.
Курсовая работа на тему: «Состав преступления»
diplomstud
Курсовая работа Право
2010 год 49 стр.
Курсовая работа на тему: «Опека и попечительство»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское