Курсовая работа|Право

Курсовая работа на тему: «Опека и попечительство»

В курсовой рассмотрена деятельность органов опеки и попечительства, указано решением каких социальных задач они занимаются. Раскрыта сущность проблем, с которыми сталкиваются органы опеки и попечительства. Каким образом осуществляется правовое регулирование в этой области.
Рассказано о мерах поддержки со стороны государства несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей. Какие существуют виды и формы семейного воспитания детей-сирот. Описаны полномочия, которыми наделены органы опеки. Перечислены случаи, когда они могут лишить людей родительских прав.
В работе показаны направления совершенствования законодательства об опеке и попечительстве в России.
Курсовая работа написана на 49 страницах. Использовано 49 источников информации — научные труды по праву, Семейный и Гражданский кодекс РФ.
Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: diplomstud

Год: 2010 | Страниц: 49

Введение

Глава 1. Общая характеристика института опеки и попечительства

1.1. Институциональные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью

1.2. Регулирование опеки и попечительства

Глава 2. Проблемы регулирования института опеки в РФ

2.2. Совершенствование регулирования института опеки в России

2.3. Регулирование опеки и попечительства в свете принятия Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Заключение

Список литературы:

Актуальность исследования.

В соответствии со ст.54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Однако это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав либо ограничивают в них. В этих случаях ребенок остается вне семьи, без попечения родителей.

Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность. Сегодня Россия переживает третью (после гражданской и Великой Отечественной войн) волну сиротства: по числу детей, оставшихся без попечения родителей, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Российская Федерация занимает первое место в мире (общее количество – порядка 800 тыс.человек, 90 % из них – «социальные сироты», то есть дети, чьи родители живы, но не занимаются их воспитанием). Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. В среднем 130 000 преступлений в год совершаются несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей; около 2000 детей в год заканчивают жизнь самоубийством.

Согласно официальным статистическим данным, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[1], 95% из них социальные сироты, то есть имеют живых родителей[2]. Из общего количества сирот по состоянию на 01.01.2005 г. 545 тыс. детей (68%) состоит на воспитании в семьях граждан, оставшиеся 32% (более 260 тыс.) воспитываются в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[3].

Ежегодно около 2 млн. детей до 14 лет избиваются родителями, 50 тыс. детей убегают из дома, более 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством[4]. Все больше детей по разным причинам вырастают только с одним  из биологических родителей. Другая сторона этой ситуации – проблема сводного родительства, т.е. исполнения функций родителя – отчима, мачехи – в отношении неродных детей.

Увеличивается количество молодых людей, не планирующих иметь детей или откладывающих их рождение[5]. Вместе с тем использование новых репродуктивных технологий, позволяющих преодолеть недуг бесплодия, изменяет традиционные представления о  родительстве, ставит под сомнение принцип ответственности родителей за своих детей.

Эти тенденции свидетельствуют о серьезных изменениях в функционировании родительства, об отсутствии ясных, четких норм, определяющих взаимодействие его субъектов, о высокой степени неопределенности их взаимоотношений, вариативности поведения.

Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно является усыновление (удочерение) ребенка. Мало того, усыновление (удочерение), по мнению Л.Ю. Михеевой, является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.

К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.

Иные индивидуальные формы семейного воспитания - опека (попечительство), приемная и патронатная семья - носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Основные методологические аспекты изучения семейных правоотношений поставлены в работах М.В. Антокольской, Л.М. Пчелинцевой, В.А. Рясенцева, Г.М. Свердлова и др. Правовую природу различных форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, исследовали Ю.Ф. Беспалов, З.И. Воронина, И.В. Гессен, Н.М. Ершова, А.М. Нечаева и др.

Совершенствование существующей системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, направленное на обеспечение и гармонизацию интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание, является одной из актуальных задач реформирования современного законодательства[6].

Целью данной  работы является анализ правовых проблем регулирования института опеки и попечительства в России.

Объектом исследования является институт опеки и попечительства в России.

Предметом исследования является правовое регулирование отношений, возникающих в рамках устройства несовершеннолетних детей в семью в рамках опеки и попечительства.

В рамках  работы будут решены следующие задачи:

  1. исследованы институциональные формы социального родительства в современной России;
  2. исследованы законодательные основы регулирования института опеки и попечительства в России;
  3. исследованы направления совершенствования законодательства об опеке и попечительства.

  1. Гражданский Кодекс РФ
  2. Семейный Кодекс РФ
  3. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»
  5. Федеральный закон 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
  6. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  7. Паспорт проекта Федерального закона № 332114-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
  8. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996.
  9. Антонов А.И. Проблемы методологии и методики исследования репродуктивного поведения семьи. – М., 1983.; Бойко В.В. Малодетная семья: Социал.-псих. аспект. – М.: Мысль, 1988. – 237с.
  10. Борисов В. А. Деградация института семьи и пути его преодоления // Семья в России. 1995. № 1.
  11. Головань А.И. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году. http://www.ombudsman.mos.ru
  12. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - Л., 1987.; Проблемы родительства и планирования семьи. / Отв. редактор А.И. Антонов. М., 1992.; Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М. 1978.
  13. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – С.54-55.
  14. Гусарова Г.И. Основные направления государственной семейной политики в Самарской области. Материалы к Всероссийскому семинару-совещанию «Об опыте работы администрации Самарской области по реализации Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики»» / Под ред. Г.П. Котельникова, Г.И. Гусаровой. – Самара. – 1997. –
  15. Давидюк Г. П. Прикладная социология. - Минск, 1979.
  16. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. – М.: «Генезис», 2004. – С. 154-157.
  17. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Приемная семья – институт защиты детства. - М., 2000. – 55 с.
  18. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Отцовство как структурно-динамический феномен //Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.; Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
  19. Залеский В.Ф. Попечение о беспризорных и покинутых детях. - Казань, 1916, С. 87.
  20. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец 18-20 вв.). М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
  21. И-ов А. Воспитательные дома в России // Вестник Европы. - 1890. - Кн.6 (июнь). - С.498
  22. Крупская Н.К. Женщина и воспитание детей // Избранные педагогические сочинения. - М., 1957. - С. 125
  23. Луначарский А.В. Речь на Всероссийской конференции детдомов, 15-20 ноября 1927 г. // Народное просвещение. - 1927. - № 4. - С. 53
  24. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 45. — М.: Политиздат, 1957. С. 227.
  25. Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. — М.: Наука, 1989. С. 111 - 112.
  26. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  27. Михеева Л.Ю.Общие положения об опеке и попечительстве. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
  28. Осипова И.И. Замещающая семья как формирующийся социальный институт: Автореф. дис. канд. социол. наук. – М., 2002. – 27с.
  29. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. – 2001. – №3. – С. 79-90.
  30. Панкратова М.Г. Здоровье семьи и социальное родительство // Материалы всероссийской конференции «Пути решения проблемы сиротства в России». Москва. 8-10 ноября 2006.
  31. Панкратова Н.В. Социальный и биологический аспекты родительства // Социологические исследования. – 2006. – №10.
  32. Пергамент А.И. Опека и попечительство. М., 1966.
  33. Рамих В.А. Материнство и культура (философско-культурологический анализ). – Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 1997. - 145 с.
  34. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. акад. Г. В. Осипова. ИСПИ РАН. - М.: Наука - ИНФРА-М., 1998. С. 158
  35. Русская Правда // Российское законодательство X-XX вв.: В 9 тт. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. - М., 1993. - Т.1.
  36. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 1205.
  37. Сологуб Л.Г. Материнство как социальный институт: Дис. …канд. социол. наук. – М.: РГБ, 2001. – 182 с.
  38. Солодников В.В. Социально-дезадаптированная семья в современном обществе. – Рязань, 2001
  39. Социология / Под ред. Э. В. Тадевосяна. — М.: Знание, 1995. С. 38.
  40. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
  41. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. - М., 1979.
  42. Харчев А. Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. 1986. № 3. С. 24.
  43. Харчев А.Г. Социология воспитания (О некоторых актуал. социал. пробл. воспитания личности). – М.: Политиздат, 1990. – 220 с.
  44. Чернецов Н.Н. Генезис и эволюция социального призрения в России, X – XIX века: Дис. канд. ист. наук. - М., 1996, С. 144-145.
  45. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М.: Из-во «Дрофа», 2005. – 245с.
  46. Яблоков Н.В. Призрение детей в Воспитательных домах. - СПб.: Государственная типография, 1901, С. 24.
  47. Яковлев А. М. Социальные институты // Социология. Основы общей теории / Под ред. Г. В. Осипова, Л. М. Москвичева. - М., 1996. С. 123.
  48. Bates F., Harvy R. Social institution. N.Y., 1973. P. 132.
  49. Theodorson G., Theodorson A. A Modern dictionary of sociology. Y., 1969.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право
2016 год 23 стр.
Курсовая Принципы права
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 51 стр.
Курсовая на тему: «Коллизии права»
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 30 стр.
Курсовая Юридическая ответственность и ее виды
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 41 стр.
Курсовая Добровольный отказ от преступления
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 33 стр.
Курсовая работа на тему: «Состав преступления»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское