ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1. Понятие и сущность правового воспитания
1.2. Проблемы правового воспитания в современных условиях
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПРОПАГАНДЫ
2.1. Понятие правовой пропаганды
2.2. Правовая пропаганда как форма правового воспитания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что недостаточный уровень правовой культуры, социально–политический и экономический кризис в стране приводят к тому, что доверие к закону и государству в России неуклонно падает. Поэтому рядом с проблемами жизненно важного плана правовое воспитание и правовая культура приобретают эфемерный характер и для большинства людей приобретают второстепенное значение, постепенно утрачивая свою важность и актуальность. Российская правовая действительность такова, что наблюдается значительный разрыв между правом и законом. Именно по этой причине развитие правовой культуры — это одна из наиболее актуальных проблем российского общества. Не будет преувеличением сказать, что правовая культура личности и общества в целом является основой государственности и правопорядка в современном демократическом обществе. Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.
Правовое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, необходимый для воздействия на сознание людей для формирования высокой правовой культуры. Правовое воспитание необходимо, чтобы создалась устойчивая установка на законопослушное поведение. Дети должны следовать законам не потому, что их будут ругать родители или посадят в тюрьму, а по своему внутреннему убеждению жить по законам государства.
Правовое воспитание является активной целенаправленной деятельностью государства, общественных структур, СМИ, трудовых коллективов, педагогов для создания у граждан осознанного желания соблюдать законы.
Для эффективного правового воспитания есть особые формы и методы, все они подчинены единой цели – подготовить социально активного члена общества, который знает свои права, готов их отстаивать, а также обладает прогрессивным юридическим мировоззрением.
Объект исследования – правовая культура.
Предмет исследования – правовое воспитание и правовая пропаганда как способы формирования правовой культуры.
Целью данной работы является изучение особенностей правового воспитания и правовой пропаганды.
В соответствии с поставленной целью в ходе выполнения работы решались такие задачи:
- раскрыть понятие и сущность правового воспитания;
- исследовать проблемы правового воспитания в современных условиях;
- охарактеризовать понятие правовой пропаганды;
- проанализировать правовую пропаганду как форму правового воспитания.
В качестве основного метода исследования был использован комплексный анализ литературных источников по рассматриваемой теме.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1. Понятие и сущность правового воспитания
Правовая культура и правовое воспитание - один из приоритетов российской системы образования. Детей учат законопослушному, правильному использованию законов в своей жизни, говорят о необходимости построения гражданского общества.
Правовая культура - это общий уровень отношения общества к закону и нормам права. Формируется правовая культура в процессе воспитания и обучения.
Основными задачами правового воспитания студентов являются следующие действия:
Предоставление знаний о правах человека, обязанностях российских граждан, формирование базовой концепции законодательства.
Формирование уважения к законам, умение применять их в повседневных жизненных ситуациях.
Формирование человека, который готов ответить законно за свои действия.
Создание позиции, согласно которой человек будет активно вовлечен в работу по созданию гражданского общества.
Если будет правильно организовать правовое воспитание молодежи, то это станет значительным вкладом в построение демократического, правового государства в России. [1]
Представляет собой набор методов воспитательного воздействия, с помощью которых можно достичь целей обучения. Методы правового воспитания в современной педагогике включают следующие виды деятельности:
Убеждение - это гуманное влияние на сознание человека, чтобы создать у него сильное желание жить по закону. В процессе убеждения никто не заставляет строго соблюдать законы только для того, чтобы не попасть в тюрьму. Убеждение является эффективным современным методом, его актуальность и значимость очень высоки. Нужно доходчиво сказать ученику, что легальный образ жизни - это норма. Преступление по-прежнему наказывается рано или поздно.
Принуждение - учитель заставляет ученика отказаться от пагубных привычек прошлого. На первый план в реализации этого метода входит навязывание воли государства. Желания и сознание образованного человека не принимаются во внимание. Ярким примером метода принуждения является требование устранения недостатков. Если человек ведет машину, которая явно вышла из строя, смотритель заставит его пройти технический осмотр и устранить нарушения технических показателей.
Личный пример - педагог сам обязуется стать эталоном для соблюдения законов и правил в обществе. Он должен иметь авторитет среди студентов на основе законного, законного поведения.
Поощрение - это метод поощрения законного поведения, когда ученика поощряют вести законный образ жизни. Ярким примером является покупка желаемого подарка для ребенка, если в течение учебного года он не получает жалоб на мелкое хулиганство, воровство и другие правонарушения. Это покажет ребенку все прелести законного образа жизни благодаря получению подарка. [2]
Формирование у учащихся правосознания должно происходить не только на уроках юриспруденции, но и для воспитания законопослушного гражданина с большой буквы требуются от всех преподавателей. На любом уроке вы можете время от времени тратить пять минут, на которых вы можете в доступной форме рассказать о необходимости легального образа жизни, способствующего формированию правовой культуры студентов. Лучше сделать это на конкретных примерах, их можно взять из новостей.
Для учащихся начальной и средней школы можно ограничиться простыми примерами того, что каждый имеет право на жизнь, выбор места жительства, свободу передвижения, жилье, медицинское обслуживание. Рекомендуется поговорить о правах простых примеров. Например, что никто не может заставить семью ребенка жить в определенном городе, родители вынуждены работать принудительно, а в случае болезни государство обязано оказывать медицинскую помощь.
В старших классах можно говорить о ООН и Конвенции по правам человека. Стоит упомянуть о праве вступать в брак, создавать семью, иметь детей. Можно и нужно подкреплять истории интересными примерами. Родители не могут запретить своим детям вступать в брак, вступать в брак, все люди равны, независимо от богатства, вы можете свободно верить в любую религию или оставаться атеистом.
1. Борисова С. Е. Правовое воспитание и психологические качества водителей транспортных средств // Юридическая психология. 2016. N 4. С. 25–28.
2. Бурнашев Г. А. Проблемы правового воспитания на современном этапе // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 117-120. — URL https://moluch.ru/archive/234/54256/ (дата обращения: 21.03.2019).
3. Енгибарян, Р. В. Теория государства и права / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. - М.: Норма, 2016. - 576 c.
4. Иванников, И. А. Теория государства и права / И.А. Иванников. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 392 c.
5. Канунникова Н. Г. К вопросу об управлении деятельностью органов внутренних дел и правовом воспитании их сотрудников // Административное право и процесс. 2017. N 10. С. 30–33.
6. Клименко А. В. Моральная природа и обусловленные ею функции правовой идеологии // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 21–27.
7. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник. 8–е изд. СПб.: Питер, 2014, с. 420.
8. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. - М.: Норма, 2014. - 442 c.
9. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2015. - 640 c.
10. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. - М.: Академия, 2016. - 208 c.
11. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. - М.: ТетраСистемс, 2016. - 144 c.
12. Муртазалиев М. М. Трансформации правовой культуры в процессе модернизации российского общества: дис … канд. социолог. наук. М., 2016, с. 207.
13. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. - М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2016. - 616 c.
14. Пиголкин, Альберт Теория государства и права / Альберт Пиголкин. - М.: Юрайт, 2017. - 968 c.
15. Погребная Ю. К. Кризис современного российского правосознания: монография. М., 2016, с. 192.
16. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. - М.: Академический проект, 2015. - 720 c.
17. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2014. - 464 c.
18. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 372 c.
19. Теория государства и права / М.Б. Смоленский и др. - М.: Феникс, 2015. - 480 c.
20. Усманова Е. Ф. Понятие и особенности коммуникативной функции правовой культуры // Наука и современность. 2017. № 27. С.292–296.
21. Усманова Е. Ф. Правовая этика как элемент правовой культуры общества // Символ науки. 2016. № 1–3. С.170–172.