ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ КАК ВИДА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1. Понятие принудительных работ
1.2. Цели принудительных работ как вида уголовного наказания
Глава 2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
2.1. Правоограничения осужденных к наказанию в виде принудительных работ
2.2. Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность исследования связана со следующим.
Задачей государственно-правовой политики в сфере наказаний в современной России остаётся последовательная реализация курса на гуманизацию пенитенциарной системы. Это направление составляет перспективу развития уголовно-исполнительного законодательства в обозримом будущем.
Один из способов реализации этой задачи - введение принудительных работ как вида наказания, не связанного с лишением свободы. При его помощи законодатель последовательно стремится сократить долю приговоров, связанных с лишением свободы, а также уменьшить количество граждан, знакомых с негативным воздействием мест лишения свободы и пенитенциарной системы в целом.
Практика привлечения осуждённых к труду без изоляции их от общества имеет глубокие корни в уголовно-исполнительном законодательстве как Российской империи, так и Союза Советских Социалистических Республик, хотя цели наказания в различные исторические периоды значительно расходились с принципами гуманизма.
В дореволюционной России аналогом такого вида наказания были каторжные работы, цель которых - получение дохода от труда осуждённого. Такое наказание вообще не предусматривало существования у осужденных каких-либо прав.
В современной России цели, поставленные законодателем при введении принудительных работ более ориентированы на гуманизацию пенитенциарной системы. Однако при их практическом воплощении в жизнь перед правоприменителями возникают проблемы.
Существует проблема исполнения принудительных работ, связанная с существованием так называемых «депрессивных» регионов, где слабо развита инфраструктура, и труд заключенного может просто не найти практического применения должным образом, а именно там чаще всего находятся учреждения пенитенциарной системы. В этой связи исправительные центры целесообразнее строить в регионах с развитой промышленной инфраструктурой, где предприятия находятся за городской чертой, а на рынке не достает труда неквалифицированных рабочих.
Цель работы – анализ и выявление особенностей правового регулирования исполнения и отбывания наказания в виде принудительных работ.
Задачи работы:
- проанализировать понятие принудительных работ;
- охарактеризовать цели принудительных работ как вида уголовного наказания;
- выявить правоограничения осужденных к наказанию в виде принудительных работ;
- исследовать порядок исполнения наказания в виде принудительных работ
Объект исследования – общественные отношения в сфере применения принудительных работ.
Предмет исследования – законодательная регламентация принудительных работ как вида наказания.
Методологическую основу составляет использование следующих методов: общенаучных – анализа, синтеза, аналогии, моделирования, восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, а также такого частнонаучного метода, как формально-юридический.
Структура исследования определена с учётом его цели, задач, соответствует логике и результатам проведённого исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ КАК ВИДА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1. Понятие принудительных работ
Идея данного вида наказания была впервые выдвинута Петром I в Регламенте Главному магистрату (1721 г.). Идея императора не получила дальнейшей законодательной и практической регламентации.
В 1845 г. выходит официальное Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. В указанном документе впервые содержится понятие «рабочего дома» (его определяют как наказание, назначаемое преступникам, неизъятым от телесных наказаний, подлежащих ссылке в отдаленные губернии). Указанные виды наказаний действовали в той или иной мере на всей территории Российской империи вплоть до революции.
Советское государство вернулось к идее принудительных работ только в 1964-1970 гг.: теперь наказание в виде принудительных работ означает условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением гражданина к труду.
Необходимо отметить, что введение положений, посвященных исполнению наказания в виде принудительных работ, произошло еще в 2011 году. Законодатель ввел ст. 53.1 в Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ)[1] и гл. 8.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ)[2].
Однако применяется это наказание сравнительно непродолжительное время - с 1 января 2017 г.
Согласно положениям статьи 53.1 УК РФ принудительные работы, как вид уголовного наказания, альтернативны лишению свободы и назначаются приговором суда за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
Немаловажной проблемой, возникающей при назначении наказания в виде принудительных работ, являются и нерешённые в настоящее время организационные вопросы, связанные с финансированием строительства исправительных центров и переоборудованием колоний-поселений для отбывания принудительных работ, а также с обеспечением штатной численности сотрудников этих учреждений[3].
При строительстве исправительных центров необходимо учитывать готовность работодателей использовать труд осужденных и взаимодействие с местными властями, так как именно они будут способствовать трудоустройству осужденных. Вероятнее всего это будет неквалифицированный труд, но даже для выполнения этой работы, не требующей квалификации, необходимо согласованное взаимодействие работодателей и местных властей, в противном случае исполнить наказание в виде принудительных работ будет невозможно[4].
Указанный вид наказания должен стать альтернативной лишению свободы.
Он назначается от 2 месяцев до 5 лет за совершение преступлений небольшой или средней тяжести или за совершение тяжкого преступления в первый раз в тех случаях, которые установлены соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
Наказание не назначается следующим группам лиц: во-первых, гражданам, не достигшим возраста 18 лет; во-вторых, гражданам, имеющим инвалидность первой или второй группы; в-третьих, беременным женщинам (женщинам, которые имеют детей в возрасте до 3 лет; женщинам, возраст которых более 55 лет); в-четвертых, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста; в-пятых, военнослужащим.
Осуждённые к принудительным работам отбывают наказание в специализированных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены[5].
Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях.
В соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства РФ, каждый осуждённый к принудительным работам обязан трудится в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров.
Выполняя различные работы, осуждённые получают заработную плату, из которой производятся удержания в размере, установленном приговором суда, а также удержания для возмещения расходов по их содержанию.
Надзор за отбыванием наказания в виде принудительных работ осуществляется администрацией исправительного центра и заключается в наблюдении и контроле за поведением осуждённых как в самом исправительном центре, по месту фактического трудоиспользования, а также в иных местах пребывания осуждённых.
Аминов Д.И. и др. Уголовное право России. Общая часть: Учебник (под ред. В.П. Ревина). - М.: Юстицинформ, 2016. - 584 с.
Монографии
Подройкина И.А. Уголовные наказания в современной России: проблемы и перспективы. – М.: Юстицинформ, 2017. – 199 с.
Смоляров М.В. Понятие, цели и виды уголовных наказаний. Практический комментарий. – М.: Право Доступа, 2017. – 184 с.
Материалы периодической печати
Благов Е. Принудительные работы // Уголовное право. - 2012. - № 2. - С. 15-16.
Бриллиантов А. Правовые проблемы применения принудительных работ// Уголовное право. - 2012. - № 6. - С. 16-21.
Дулепов В.В. Принудительные работы как вид уголовного наказания // Закон и право. - 2018. - № 2. - С. 60 - 65.
Иванцова Н.В., Калачян К.Ю. Принудительные работы - альтернативный или самостоятельный вид наказания: пути поиска правильного подхода // Российская юстиция. - 2012. - № 8. - С. 56 - 61.
Кожевников Р. Принудительные работы: проблемы назначения и исполнения // Законность. - 2018. - № 10. - С. 36 - 42.
Крылова Н. К вопросу о гармонизации и гуманизации уголовного закона // Уголовное право. - 2011. - № 6. - С. 30 - 35.
Непомнящая Т.В. Проблемы назначения принудительных работ // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2018. - № 4. - С. 82 - 86.
Помнина С.Н., Лаврушкина А.А. Целесообразность введения принудительных работ как вида уголовного наказания с позиции теории и практики // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2017. - № 2. - С. 72 - 76.
Тепляшин П.В. Новый Закон об уголовном наказании в виде принудительных работ // Законность. - 2013. - № 9. - С. 42 - 47.
Торговченков В. Принудительные работы - самостоятельный вид наказания или только альтернатива лишению свободы? // Законность. - 2018. - № 12. - С. 30 - 35.
Торговченков В.И. Актуальные проблемы теории и практики гуманизации исполнения уголовных наказаний на примере принудительных работ // Законность. - 2018. - № 8. - С. 41 - 45.
Усеев Р.З. Принудительные работы: место в системе наказаний и некоторые проблемы применения // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2014. - № 2. - С. 24 - 28.
Материалы юридической практики
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 31 мая 2018 г. № 14-АПУ18-9 [электронный ресурс] Справочная правовая система Консультант Плюс. (дата обращения – 20.12.2020).
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 5 апреля 2018 г. № 51-АПУ18-5 [электронный ресурс] Справочная правовая система Консультант Плюс. (дата обращения – 20.12.2020).