ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Правовые и нормативные основы охраны труда
1.1 Требования к организация охраны труда
1.2 Основные положения законодательства об охране труда
1.3 Организационно – правовая система охраны труда
ГЛАВА 2. Реализация права работников на охрану труда
2.1 Гарантии и компенсации работников в связи с условиями труда
2.2 Обеспечение прав работников на охрану труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Проблема обеспечения безопасных условий труда, сохранения здоровья и работоспособности работников является весьма важной и актуальной.
В сложных обстоятельствах формирования устойчивых рыночных отношений в России особенно важно поддерживать достойные человека условия труда, заботиться о сохранении его здоровья и жизни, о его правовой защищенности в области охраны труда. Это важно еще и потому, что неукоснительное соблюдение норм и правил охраны труда в процессе трудовой деятельности способствует формированию ответственного отношения к труду.
Однако, к сожалению, очевидно, что еще во многих отраслях промышленности имеет место слабая материально-техническая база, сохраняются плохие санитарно-технические и гигиенические условия, что способствует формированию опасных и вредных факторов, приводящих к травматизму и заболеваниям работников. Имеет место неудовлетворительная обстановка с обеспечением пожарной безопасности зданий и сооружений, отдельных видов производств.
Для успешной реализации норм действующего законодательства, неукоснительного соблюдения Трудового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним различного рода законодательных и нормативно-правовых актов необходимо обеспечивать постоянное обновление научно обоснованной нормативно-правовой базы по охране труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности, усиление и расширение научно-исследовательской и методической работы в этом направлении.
Кроме того, необходимо улучшать на каждом рабочем месте, в том числе на производстве, условия труда, проводить систематическую профилактическую работу по предупреждению травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, предотвращению несчастных случаев с работниками, развивать материально-техническое и метрологическое обеспечение служб охраны труда, создавать организационные структуры оценки условий труда на рабочих местах.
Социально-экономический эффект от реализации данных условий приведет прежде всего к сокращению выплат по временной нетрудоспособности, единовременных и месячных выплат пострадавшим от травматизма и несчастных случаев на производстве, уменьшению расходов на медицинскую и социальную реабилитацию и в результате к сокращению на этой основе государственных расходов.
Объектом курсовой работы выступает охраны труда работников в современной России.
Предметом являются особенности правового регулирования охраны труда работников в современной России.
Цель курсовой работы изучить основные аспекты правового регулирования охраны труда работников.
Для достижения поставленной цели были решены и поставлены следующие задачи:
- изучить историю происхождения охраны труда
- раскрыть сущность понятия и основные функции охраны труда как правового института;
- определить основные требования к организации охраны труда;
- раскрыть нормы международного права по охране труда;
Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы охраны труда, законы субъектов РФ, положения международных договоров. Судебная практика представлена решениями федеральных судов.
Методологическая основа исследования. При выполнении курсовой работы в рамках диалектического и системного подходов к познанию изучаемых объекта и предмета исследования использовались методы абстрагирования и анализа общественной практики, единство общего, особенного и единичного, сравнительного анализа, а также статистические, графические и другие методы обработки и обобщения информации.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в ходе его осуществления определены понятия «охрана труда», «государственное управление охраной труда», «эффективность административно- правового регулирования охраны труда»; сделана попытка отграничить структуру системы административно-правового регулирования от структуры механизма правового регулирования; обозначены проблемы в области административно-правового регулирования охраны труда, которые ранее не получили должной научной разработки в специальной литературе; определены основные направления совершенствования законодательства в исследуемой сфере, предложен ряд конкретных правовых решений анализируемых проблем, обосновывается необходимость принятия новой концепции охраны труда. Проведенное исследование обеспечивалось изучением современного опыта и практики работы в сфере охраны труда.
ГЛАВА 1. Правовые и нормативные основы охраны труда
1.1 Требования к организация охраны труда
Организация охраны труда включает государственное управление, органы охраны труда, ее планирование и финансирование, предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве, их профилактику и учет.
Государственное управление охраной труда заключается в реализации указанных основных направлений государственной политики, разработке нормативных актов в этой области, а также в утверждении требований к средствам производства, технологиям и организации труда, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда работника[1].
Госуправление охраной труда осуществляет непосредственно Правительство Российской Федерации и по его поручению Минтруд РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, а на территории субъектов РФ – федеральные органы и органы субъектов РФ в пределах их полномочий. Распределение полномочий по охране труда между федеральными органами осуществляет Правительство РФ.
В отраслевых министерствах, ведомствах и объединениях предприятий (концерны, ассоциации и др.) создаются службы охраны труда для обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации производственной деятельности.
В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, а с численностью 100 и менее работников решение о создании такой службы или введении должности специалиста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности организации.
Ответственность за состояние условий и охраны труда на производстве законом возлагается на работодателя (ст.212 ТК).
Планирование мер по охране труда и их финансирование должны на каждом производстве осуществлять работодатели.
Предупредительный надзор за охраной труда в отличие от текущего (в процессе труда) осуществляется до пуска в эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов. К предупредительному надзору относится и вводный, предварительный при приеме на работу инструктаж работников по технике безопасности и производственной санитарии.
Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить техническую учебу, инструктаж, проверку знаний, правил и инструкций по охране труда в сроки и порядке, установленных для определенных видов работ, профессий (ст. 225 ТК)[2].
В предупредительный надзор входит также обязательный предварительный медицинский осмотр при приеме работников на вредные, опасные и тяжелые условия труда, а также на работы, связанные с движением транспорта, а при приеме лиц моложе 18 лет - на любую работу.
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений и др. проходят такие медосмотры в целях охраны здоровья граждан, или обслуживаемых, предупреждения и распространения инфекционных заболеваний19.
Хотя основная обязанность по обеспечению каждому работнику безопасных и здоровых условий труда, выполнению требований охраны труда лежит на работодателе, работники тем не менее также имеют определенные обязанности в области охраны труда (ст. 214 ТК).
Работник обязан:
- соблюдать требования охраны труда, предусмотренные для него трудовым законодательством, инструкциями и правилами охраны труда;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж, стажировку на рабочем месте, проверку знаний техники безопасности и требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания[3].
4. Братчикова Н.В. Комментарий к закону об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. - М., Юридический Дом «Юстицинформ», 2021.
5. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации . - М.: Дело, 2023.
6. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. Учебник. 2-е изд. - М.: Юристъ, 2019.
7. Игнатюк Н.А., Шептулина Н.Н. О государственном управлении охраной труда // Журнал российского права. - 2023. - № 5.
8. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. - М., Юристъ, 2015.
9. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: ООО «ТК Велби», ООО «Издательство Проспект», 2020.
10. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. - М., ИНФРА-М, 2019.
11. Коршунов Е.Н. Комментарий законодательства РФ об охране труда. - М., Фонд «Правовая культура», 2020.
12. Коршунов Ю.Н.Охрана труда в Российской Федерации. Научный центр профсоюзов. - М., 2021.
13. Плыкина О. Вопросы и ответы // Адвокат. - 2019. - № 8.
14. Селиванова Н. Когда беда стучится в дверь // Кадровое дело. - 2020. - № 1.
15. Шептулина Н.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (постатейный). - М., Юридический Дом «Юстицинформ», 2019.