ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1.Понятие,
1.2.порядок и правовые последствия усыновления
1.3.Особенности усыновления
ГЛАВА 2. ПРЕКРАЩЕНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ
2.1. Основания и порядок отмены
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В современной России без родительской опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных обстоятельств, будь то смерть родителей, материальные либо жилищные трудности семьи, рост вне брачной рождаемости. Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, являются сиротами при живых родителях. Для нас не являются редкостью не благополучные семьи, где родители ведут асоциальный образ жизни, в такой семье дети ощущают себя не нужными, брошенными.
Актуальность данной темы моей работы на современном этапе связана, прежде всего, с тем, что усыновление является важнейшим правовым институтом. Дети должны воспитываться в полноценной семье, обеспечивающее его нормальное развитие, где полностью соблюдены их права и законные интересы.
Одной из важнейших задач государства является сокращение численности детей сирот путем передачи их в семьи. Численность детей - сирот с каждым годом растет.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать усыновление (удочерение) как одну из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей;
2. Установить права и обязанности усыновленных и усыновителей;
3. Выявить субъекты усыновления (удочерения);
4. Проанализировать порядок оформления полномочий усыновителей;
5. Раскрыть порядок усыновления (удочерения) детей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ(УДОЧЕРЕНИЯ)
1.1.Понятие, источники и условия усыновления (удочерения)
Усыновление считается самой предпочтительной формой устройствадетей, которые остались без попечения родителей, на воспитание в семью. Усыновители, по собственной воле принимая на себя всю полноту обязательств, возложенных законодательством на родителей, приравнены к ним во всех отношениях и наделены теми же правами.
Базойпоявления усыновления считается юридический акт компетентного муниципального органа, по новому законодательству - заключение суда. Волеизъявление усыновителя,как правило, рассматривается как одна из причин усыновления.[1]
Представляется, чтотаким образом принижается правовойсмысл волеизъявления усыновителя. Впрочем, без волеизъявления усыновителя усыновление не имеет возможностьпоявиться.
Усыновление, в одно и тоже время, содержит правоустанавливающее и право-прекращающеезначение. С момента вынесенного судом решения об усыновлениимежду усыновителем и усыновленным появляются правоотношения, подобные родительским. В этом состоит его правоустанавливающее значение. Также усыновление влечёт за собойзавершение всех правоотношений между усыновляемым и его родителями и родственниками.
Главным принципом, на котором основываетсяцелый институт усыновления, считаетсянаиболее качественное обеспечение при усыновлении интересов малыша. Интересы ребенкаобязаны быть определяющим аспектом при оценке лиц, которые желают стать усыновителями, при вынесении заключения об усыновлении, при отмене усыновления и при заключениидругих, болееличных вопросов. Так, к примеру, не допускается усыновление различными лицами братьев и сестер, в случае, если до этого они воспитывались совместно, за исключением случаев, когда это соответствует интересам данныхребят.
Субъектами отношений по усыновлению являются усыновляемые дети и усыновители. В соответствии с пунктом 1 статьи 124 СК РФ усыновление возможно только в отношении несовершеннолетних детей. Это связано с тем, что целью усыновления является обеспечение детям семейного воспитания и наделение усыновителей родительскими правами и обязанностями. С достижением совершеннолетия дети более не нуждаются в семейном воспитании, а родительские права и обязанности в отношении совершеннолетних детей также прекращаются. Фактическому усыновлению правового значения не придается, поэтому, если фактическое усыновление не было оформлено до совершеннолетия ребенка, впоследствии возможность такого оформления утрачивается.
К лицам, которые могут быть усыновителями, предъявляются многочисленные требования. Прежде всего, эти лица должны быть совершеннолетними и полностью дееспособными.
Определенные требования предъявляются и к возрасту усыновителя. Он должен быть старше ребенка не менее чем на 16 лет. Тем не менее, суду предоставлено право сократить эту разницу, если этого требуют интересы ребенка. Если усыновление производится отчимом или мачехой ребенка, наличие указанной разницы в возрасте не требуется.
Статья 127 СК РФ содержит целый перечень лиц, которые не могут быть усыновителями. Прежде всего, из числа потенциальных усыновителей исключаются лица, в прошлом допустившие серьезные нарушения своих обязанностей по воспитанию детей; лица, лишенные родительских прав; лица, родительские права которых были ограничены в судебном порядке; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей за ненадлежащее выполнение своих обязанностей; бывшие усыновители, в отношении которых усыновление было отменено из-за того, что они выполняли свои обязанности ненадлежащим образом. Невозможно усыновление детей и лицами, которые, хотя и не допустили никаких правонарушений, но по состоянию здоровья не могут осуществлять свои родительские обязанности. Перечень заболеваний, являющихся безусловным препятствием для усыновления, установлен Правительством Российской Федерации.[2] Это, прежде всего, заболевания туберкулезом, онкологические заболевания, психические заболевания, повлекшие лишение дееспособности, заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы.
1. ᅟКонституция ᅟРоссийской ᅟФедерации ᅟот ᅟ12 ᅟдекабря ᅟ1993 ᅟг. ᅟ// ᅟРоссийская ᅟгазета, ᅟ25 ᅟдекабря ᅟ1993, ᅟ№237.
2. ᅟКонвенция ᅟо ᅟзащите ᅟдетей ᅟи ᅟсотрудничестве ᅟв ᅟобласти ᅟмежгосударственного ᅟусыновления ᅟот ᅟ29 ᅟмая ᅟ1993 ᅟг. ᅟ// ᅟСборник ᅟмеждународных ᅟправовых ᅟактов, ᅟ1989, ᅟ№12.
3. ᅟКонвенция ᅟо ᅟправах ᅟребенка ᅟот ᅟ20 ᅟноября ᅟ1989 ᅟг. ᅟ// ᅟСборник ᅟмеждународных ᅟправовых ᅟактов, ᅟ1995, ᅟ№6.
4. ᅟСемейный ᅟкодекс ᅟРоссийской ᅟФедерации ᅟот ᅟ29 ᅟдекабря ᅟ1995 ᅟг., ᅟ№223-ФЗ ᅟ(с ᅟизменениями ᅟи ᅟдополнениями ᅟот ᅟ15 ᅟноября ᅟ1997 ᅟг., ᅟ27 ᅟиюня ᅟ1998 ᅟг., ᅟ2 ᅟянваря ᅟ2000 ᅟг., ᅟ22 ᅟавгуста, ᅟ28 ᅟдекабря ᅟ2004 ᅟг., ᅟ3 ᅟиюня, ᅟ18, ᅟ29 ᅟдекабря ᅟ2006 ᅟг., ᅟ21 ᅟиюля ᅟ2007 ᅟг.) ᅟ// ᅟСобрание ᅟзаконодательства ᅟРоссийской ᅟФедерации, ᅟ1 ᅟянваря ᅟ1996 ᅟг., ᅟ№1, ᅟст. ᅟ16.
5. ᅟАлиева ᅟЗ.З. ᅟОсобенности ᅟрассмотрения ᅟсудом ᅟдел ᅟоб ᅟусыновлении ᅟ(удочерении) ᅟдетей ᅟ// ᅟЖурнал ᅟроссийского ᅟправа, ᅟ2017. ᅟ№1. ᅟС. ᅟ38-44.
6. ᅟБатова ᅟО.С. ᅟПути ᅟустранения ᅟпротиворечий ᅟгражданского ᅟпроцессуального ᅟи ᅟсемейного ᅟзаконодательства ᅟпри ᅟрассмотрении ᅟспоров, ᅟсвязанных ᅟс ᅟвоспитанием ᅟдетей ᅟ// ᅟЖурнал ᅟроссийского ᅟправа, ᅟ2016ю№6. ᅟС. ᅟ26-30.
7. ᅟБердяев ᅟО.П. ᅟУсыновление ᅟв ᅟближнем ᅟзарубежье ᅟ- ᅟМ., ᅟ2017. ᅟС.ᅟ119 ᅟ
8. ᅟГрудцына ᅟЛ.Ю. ᅟСемейное ᅟправо. ᅟВопросы. ᅟПримеры. ᅟРекомендации. ᅟ- ᅟМ.: ᅟБератор, ᅟ2015. ᅟС.ᅟ255 .
9. ᅟГуль ᅟН.В. ᅟКонституционное ᅟправо ᅟна ᅟзащиту ᅟсемьи, ᅟматеринства ᅟи ᅟдетства ᅟ// ᅟЖурнал ᅟроссийского ᅟправа, ᅟ2017, ᅟ№4. ᅟС. ᅟ45-51.
10. ᅟКомментарий ᅟк ᅟКонституции ᅟРоссийской ᅟФедерации ᅟ/ ᅟПод ᅟобщ. ᅟред. ᅟКарповича ᅟВ.Д. ᅟ- ᅟМ.: ᅟЮрайт-М, ᅟНовая ᅟПравовая ᅟкультура, ᅟ2015. ᅟС.ᅟ350 ᅟ
11. ᅟКонстантинова ᅟЛ.В. ᅟСоциальная ᅟполитика: ᅟштрихи ᅟк ᅟсоциологической ᅟконцепции ᅟ// ᅟСоцис, ᅟ2015, ᅟ№2. ᅟС. ᅟ82-89.
12. ᅟКоролев ᅟЮ.А. ᅟКомментарий ᅟк ᅟСемейному ᅟкодексу ᅟРоссийской ᅟФедерации ᅟ- ᅟМ.: ᅟЮстицинформ, ᅟ2015 ᅟ2. С. 11.
13. ᅟКострова ᅟН.М. ᅟРазвитие ᅟпроцессуальных ᅟправил ᅟразбирательства ᅟсемейных ᅟдел ᅟ// ᅟЖурнал ᅟроссийского ᅟправа, ᅟ2017. ᅟ№7. ᅟС. ᅟ26-31.
14. ᅟКрапиневская ᅟЕ.А. ᅟРоль ᅟоргана ᅟопеки ᅟи ᅟпопечительства ᅟпри ᅟусыновлении ᅟдетей ᅟиностранцами ᅟ// ᅟРоссийская ᅟюстиция, ᅟ2016. ᅟ№12. ᅟС. ᅟ33-36.
15. ᅟКустова ᅟВ.В. ᅟАктуальные ᅟпроблемы ᅟустановления ᅟусыновления ᅟв ᅟроссийском ᅟправе ᅟ// ᅟЖурнал ᅟроссийского ᅟправа, ᅟ2017. ᅟ№7. ᅟС. ᅟ86-90.
16. ᅟКустова ᅟВ.В. ᅟНекоторые ᅟаспекты ᅟзаконодательства ᅟоб ᅟусыновлении ᅟза ᅟрубежом ᅟ// ᅟЖурнал ᅟроссийского ᅟправа, ᅟ2016, ᅟ№6. ᅟС. ᅟ100-108.
17. ᅟМиллион ᅟбеспризорных ᅟдетей ᅟ// ᅟРоссийская ᅟгазета, ᅟ2017.28 ᅟиюля. ᅟС. ᅟ3.
18. ᅟПчелинцева ᅟЛ.М. ᅟКомментарий ᅟк ᅟСемейному ᅟкодексу ᅟРФ ᅟ- ᅟМ.: ᅟНорма, ᅟ2016. ᅟС.ᅟ345 .
19. ᅟПчелинцева ᅟЛ.М. ᅟОбеспечение ᅟбезопасности ᅟнесовершеннолетних ᅟграждан ᅟсемейно-правовыми ᅟсредствами ᅟ// ᅟЖурнал ᅟроссийского ᅟправа, ᅟ2015.№6. ᅟС. ᅟ71-75.
20. ᅟПчелинцева ᅟЛ.М. ᅟСемейное ᅟправо ᅟРоссии: ᅟучебник ᅟ- ᅟ5-е ᅟиздание ᅟпереработано ᅟ- ᅟМ.: ᅟНорма, ᅟ2018.ᅟ С. ᅟ384 .