Введение
Глава 1. Правовое положение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
1.1. Становление и эволюция института высшего должностного лица субъекта РФ
1.2. Общая характеристика высшего должностного лица субъекта РФ
Глава 2. Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
2.1. Полномочия и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ,
2.2. Ответственность и прекращение полномочий высших должностных лиц субъектов Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы
На современном этапе развития общества и государства, они требуют постоянного контроля и управления, с целью не допущения хаоса и беспорядков, а также создания благоприятных условий для развития государства. Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что в Российской Федерации (далее - РФ) продолжается процесс создания новой политической системы, которая принципиальным образом отличается от системы, функционирующей в советский период. А одним из важнейших элементов новой системы стала системы органов государственной власти.
В Конституции РФ содержаться нормы, которые определяют статус федеральных органов государственной власти достаточно полно и четко, в отличие от регулирования статуса органах государственной власти субъектов РФ. Данный факт является одной из причин проводимых реформ в данной области. Для подкрепления положений Конституции РФ, в 1999 году, был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ), закрепивший правовые основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ. Однако, по состоянию на сегодня, в указанный закон были внесены десятки изменений и дополнений, что привело к перегруженности нормативно-правового акта, сложной нумерацией статей, поэтому этот закон требует переработки, обобщения и принятия нового федерального правового акта.
В связи с тем, что в законодательстве нет четкой регламентации института законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, то одной из актуальных проблем в современной России является статус высшего должностного лица субъекта РФ. Этот вопрос является не простым и многоплановым. Он требует проведения комплексного анализа и серьезного теоретического изучения.
Степень научной разработанности проблемы.Вопрос правового оформления статуса высшего должностного лица субъекта РФ изучался и был отражен в работах современных ученых: С.А. Авакьяна, В.Е. Гулиева, А.С. Автономова, В.В. Альхименко, В.В. Бакушева, В.Е. Чиркина, И.И. Овчинникова, ИЛ. Бачило, В.Г. Вишнякова, Д.Н. Бахраха, Т.А. Васильевой, А.И. Бобылева, Ю.А. Веденеева, В.И. Фадеева, В.В. Гошуляка, А.А. Гришковца и др.
Целью курсовой работы является изучение правового статуса и компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть становление и эволюцию института высшего должностного лица субъекта РФ;
- изучить общее положение высшего должностного лица субъекта РФ;
- определить полномочия и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ, их нормативное закрепление;
- рассмотреть ответственность и прекращение полномочий высших должностных лиц субъектов РФ.
Объектом данной работы являются отношения, которые связаны с конституционно-правовым положением высшего должностного лица субъекта РФ. Предметом исследования является институт высшего должностного лица субъекта РФ.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: диалектический, историко-правовой, сравнительно-правовой, юридико-догматический и другие, что позволило рассмотреть изучаемую проблему в комплексе.
Теоретическую базу курсовой работы составили научные труды отечественных ученых-юристов, а нормативно-правовая база - Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, решения, конституции (уставы), законы субъектов РФ, правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.
Структура работы подчинена поставленным задачам и включает в себя введение, две главы, объединяющие четыре параграфа заключение и список использованных источников и литературы.
Глава 1. Правовое положение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
1.1. Становление и эволюция института высшего должностного лица субъекта РФ
Становление института высшего должностного лица субъекта РФ проходило путь поступательного развития и совершенствования. В научной литературе историки выделяют несколько этапов становления рассматриваемого института.
Первый этап учеными условно отмечен периодом до 1708 года. В указанный период время на территории России был создан институт княжеских «посадников», на которых были возложены административные, фискальные и судебные функции по регулированию отношений на вверенных им территориях. Также посадники имели право заключать княжеские договора с общинами тех земель, на которые распространялась юрисдикция того или иного князя.
Второй этап становления института высшего должностного лица в России был выделен учеными в период с 1708 года – по октябрь 1917 года.
Важный шаг в развитии рассматриваемого института сделал Петр 1, когда 18 декабря 1708 г. издал Указ, в соответствии с которым было образовано 8 губерний, что, безусловно, стало толчком для формирования более мощного аппарата управления. Во главе каждой губернии был поставлен губернатор, который исполнял свои обязанности бессрочно. На губернатора были возложены полицейские, административные, финансовые и судебные функции, а также он являлся командующим войск на подведомственной ему территории.
Необходимо отметить, что проведенная в 1708 году реформа внесла важный вклад в развитие государства, так как отменила такой принцип назначения на должность, как «государево пожалование», который существовал до этого периода. Все региональные должностные лица стали чиновниками абсолютной монархии, которые были обязаны в своей деятельности руководствоваться общегосударственными законами и распоряжениями. После реформы губернатор в большей степени представлял интересы самого государства, чем государя-царя, как было ранее.
Опираясь на указанный факты можно сделать вывод о том, что именно в данный период времени произошло зарождение института высшего должностного лица – руководителя региона.
Третий этап становлении института высшего должностного лица субъекта РФ в том, виде который существует сегодня, как отмечают ученые, охватил период с 1917 г. по 1991 г., и был обусловлен установлением в стране советской власти.
Данный период характеризуется развитием коллегиальных органов управления регионом, а наличие института единоличного главы региона не характерно для советского периода. Сравнительно новое областное (краевое) территориально-административное деление страны закрепляло, что Советы рассматривались и функционировали как постоянно действующие органы власти, а их исполкомы осуществляли исполнительно- распорядительные полномочия и были подотчетны Советам.
Также необходимо отметить, что отсутствие принципа разделения властей являлось характерной чертой данного советского этапа. Система органов государственной власти, создавалась посредствам жёсткой централизации, и на практике не включала институт главы региона, поскольку он фактически не вписывался в существовавшую на тот период организацию власти.
Председатель областного, краевого исполкома, избираемый только депутатами областного Совета, фактически считался главой региона. Председатели исполкомов наделялись небольшими полномочиями и по своей специфике не могли оказывать существенного управленческого воздействия. Значительно большая роль здесь отводилась руководителю регионального отделения КПСС.
Последним, четвертым, этапом становления института высшего должностного лица субъекта Федерации, выделяют период с 1991 г. по настоящее время.
Он был ознаменован формированием новой законодательной базы для построения системы государственных органов на основе принципа разделения властей. В это время прослеживалась жесткая централизация власти и её подчинение федеральному Президенту, а наряду с этим - и активное реформирование исполнительной вертикали власти[1].
Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ФНО (средних учебных заведений) / Под ред. И. А. Умновой, И. А. Алешковой. –М.: РАП, 2014. – 382 с.
12. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. – 155с.
Васильченко Д. Ю. Проблемы избрания (наделения полномочиями) высших должностных лиц субъектов РФ история и современные перспективы/ Д. Ю. Васильченко // Наука, техника и образование, 2014. - № 4 (4). - С. 192-193.
Гильманова Г.Ф. Наименование высшего должностного лица в субъектах Российской Федерации // Вестник ННГУ. 2017. № 3. С. 127-129
Дёшин А.А. Некоторые проблемы отрешения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности как меры конституционно-правовой ответственности // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45) - 2017 -С. 444-449
Кириллов В.А. Продолжительность легислатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) // Бизнес в законе. 2013.- № 1 – С. 70-74
Мещеряков А. Н. Наделение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации полномочиями: основные исторические этапы // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2015. № 4. С. 24-31
Равзанат А. Н., Аминат С. Г. Ответственность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации // Закон и право. 2018. №6. С. 41-43
Трифонов Д. ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Трибуна молодого ученого. – 2014. - № 3 (32). – С. 66-73
Ангрыкова Г.М. Дзидзоев Р.М. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [электронный ресурс] // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2014. режим доступа: http://izron.ru/articles/teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty-razvitiya-yuridicheskoy-nauki-sbornik-nauchnykh-trudov-po-ito/sektsiya-2-konstitutsionnoe-pravo-munitsipalnoe-pravo-spetsialnost-12-00-02/stanovlenie-instituta-vysshego-dolzhnostnogo-litsa-subekta-rossiyskoy-federatsii/