Введение
Глава 1. Общая характеристика исполнительной власти
1.1 Органы исполнительной власти: понятие и система
1.2 Место Правительства Российской Федерации в системе разделения властей
Глава 2. Особенности структуры Правительства РФ
2.1 Состав Правительства Российской Федерации
2.2 Полномочия Правительства Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Согласно принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в Российской Федерации, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Актуальность выбранной темы курсовой работы и определена тем обстоятельством, что Правительство Российской Федерации является важнейшим органом государственной власти. Проблематика конституционных основ организации и регулирования федеральной исполнительной власти в России на современном этапе ее политико-правового реформирования представляет собой важнейшую задачу ученых-юристов. Это обусловлено и тем, что в общей системе государственной власти РФ исполнительная власть играет высокую роль в жизни общества.
Объект - конституционно-правовые отношения в их системном единстве, выражающие содержание и специфику правового статуса Правительства РФ.
Предмет исследования - теоретические, законодательные и практические основы состава и правового статуса Правительства РФ.
Основная цель курсовой работы - комплексное изучение исполнительной власти и место Правительства Российской Федерации в системе разделения властей, а также структура и правовой статус Правительства Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
- проанализировать органы исполнительной власти: понятие и систему;
- определить место Правительства Российской Федерации в системе разделения властей;
- дать характеристику составу Правительства Российской Федерации;
- исследовать полномочия Правительства Российской Федерации.
При написании курсовой работы использовались такие методы исследования как анализ и синтез учебного и нормативного материалы, его сравнение и обобщение; системный и исторический методы познания.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют и развивают отдельные положения конституционного права.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, содержащиеся в курсовой работе, могут быть использованы в дальнейшем теоретическом исследовании проблем, связанных с темой исследования; в процессе подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий по конституционному праву.
Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав и четырех параграфов, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Общая характеристика исполнительной власти
1.1 Органы исполнительной власти: понятие и система
Понятие «исполнительная власть» официально появилось в российском законодательстве только в 90-е годы XX века. Хотя фактически эта ветвь стала формироваться параллельно с возникновением первых государств.
Сейчас учёные-правоведы приводят следующие синонимы исполнительной власти: правительственная; министерская; административная; управленческая. Если первые два слова указывают на субъектный состав, то последние – на сущность понятия.
Исполнительная власть – это система властных структур, которые управляют обществом и государственным имуществом, следят за претворением в жизнь положений Конституции Российской Федерации[1], законов и других нормативных правовых актов.
В рамках компетенции органы и должностные лица реализуют распорядительные полномочия. То есть, они вправе давать другим субъектам указания, обязательные к исполнению. Такие структуры в своей деятельности больше всего взаимодействуют с законодательной ветвью, особенно в части нормотворчества. Знание функций исполнительной власти позволяет глубже понять, чем занимаются правительственные органы в государстве.
К.С. Бельский выделяет следующие пять направлений[2]:
Регулятивно-управленческая функция. Органы исполнительной власти РФ реализуют политику государства в различных отраслях общественной жизни. Например, Правительство управляет федеральной собственностью, а Министерство культуры – обеспечивает использование и сохранность объектов культурного наследия.
Охрана общественного порядка. Исполнительная власть в РФ следит за тем, чтобы граждане и организации соблюдали законодательство и не ущемляли права друг друга. Например, сотрудники ОВД должны быть готовы в любой момент прийти на помощь тем, кто оказался жертвой преступления.
Обеспечение прав и свобод граждан. Исполнительно-распорядительные органы обязаны создавать условия, при которых люди смогут реализовать свои конституционные права. Например, человек хочет открыть бизнес. Он идёт в территориальный орган ФНС и регистрирует ИП.
Нормотворческая функция. Эта функция считается вспомогательной, то есть направленной на обслуживание основных. Органы исполнительной власти РФ не только обладают правом законодательной инициативы, но и могут издавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
Например, Правительство часто принимает обязательные к исполнению постановления. Правда, такие документы обладают меньшей юридической силой, чем Конституция РФ, законы, акты Президента.
Оперативно-исполнительная функция. Управленцы должны быть готовы к оперативному решению возникающих в государстве проблем. Угрозы бывают внешними (международные конфликты, терроризм) и внутренними (природные катаклизмы, неблагоприятная демографическая обстановка, экономический кризис).
Кроме того, учёные выделяют следующие функции административной власти: организационная; координирующая; информационно-аналитическая; контрольно-надзорная; полицейская; оказания государственных услуг.
Таким образом, если законодательную власть можно назвать двигателем государства, то административную – коробкой передач. От последней зависит, в каком темпе будет развиваться страна.
Из всех трёх ветвей власти в государстве, исполнительная имеет самую разветвлённую систему. Это связано с необходимостью разграничения предметов ведения между властными структурами по отраслям и соблюдением строгой иерархии. На верхушке системы находится Правительство РФ. Этот орган подконтролен Государственной Думе и подотчётен Президенту. Включает следующих лиц: Председателя; его заместителей; федеральных министров.
Далее следуют федеральные органы. Их компетенция строго разграничена. Министерства внутренних дел, здравоохранения, обороны, культуры, образования осуществляют функции по выработке государственной политики в определённой отрасли, занимаются правовым регулированием[3].
Федеральные службы ФНС, по аккредитации, по интеллектуальной собственности выполняют преимущественно контрольно-надзорные функции.
Федеральные агентства - архивное, дорожное, связи, водных ресурсов - оказывают государственные услуги и управляют госимуществом.
Федеральные органы исполнительной власти для реализации своих полномочий на территории одного или нескольких субъектов РФ создают следующие структуры: комитеты; департаменты; главные управления.
Однако не стоит путать перечисленные подразделения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Система последних формируется с учётом исторических и национальных традиций конкретного региона местного законодательства.