ВВЕДЕНИЕ
- Правовое регулирование финансового мониторинга в системе государственного финансового контроля
1.1 Понятие, сущность и механизм государственного финансового контроля
1.2 Сущность финансового мониторинга
- Анализ правовых аспектов деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу
2.1 Организация деятельности и структура Федеральной службы по финансовому мониторингу
2.2 Деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
В последние годы Россия вступила в этап своего бурного развития, связанного с происходящими изменениями во всех сферах жизни государства и общества. Однако осуществляемое в России реформирование, имеющее целью формирование рыночной хозяйственной системы и правового демократического государства, протекает непросто, порой весьма противоречиво и даже болезненно. Одной из основных причин, тормозящих усилия властей по укреплению государственности, созданию сильной, многоплановой экономики, ориентированной на обеспечение стабильного экономического развития государства и общества, их защищенности от экономических угроз, является нестабильность финансовой системы России. Быстрые темпы смены этапов рыночной реформы не позволили финансовой системе принять стабильную форму и оформить ее основные институты, в том числе и правовые. Все это обусловило необходимость создания действенного государственного механизма обеспечения финансовой безопасности России.
Актуальность избранной темы подчеркивается еще и тем, что мощь и национальная безопасность государства, как гарантии независимости страны, условия стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, характеризуются, прежде всего, состоянием его экономики и защищенностью от угроз финансовой безопасности. В последние годы вопросы финансовой безопасности в России находятся в центре внимания, как властей, так и науки. При этом они исследовались преимущественно экономической наукой, в то время как огромный гносеологический потенциал юриспруденции был задействован не в полной мере. Рассмотрение проблем финансовой безопасности теоретико-юридической наукой позволит выявить новые стороны и аспекты совершенствования финансовой политики, государственно-правового механизма обеспечения финансовой безопасности, его институтов и инструментария.
Целью настоящей работы явилось изучение правового положения Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Объектом исследования стало правовое положение федеральной службы финансового мониторинга, предметом – ее роль и место в системе финансового контроля.
Цель исследования предопределила постановку следующих исследовательских задач:
- рассмотреть понятие, сущность и правовые основы государственного финансового контроля;
- исследовать сущность финансового мониторинга;
- провести анализ правового положения Федеральной службы по финансовому мониторингу;
- исследовать правовые основы взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу с другими государственными органами.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
-
Правовое регулирование финансового мониторинга в системе государственного финансового контроля
1.1 Понятие, сущность и механизм государственного финансового контроля
Под государственно-правовым механизмом обеспечения финансовой безопасности государства следует понимать закрепленную действующими нормативными правовыми актами систему органов и институтов, направленную на создание условий для стабильного функционирования и устойчивого развития финансовой системы государства, а также выявление, предотвращение и противодействие ее угрозам. Данный механизм заключает в себе следующие составляющие[1]:
– правовая – совокупность нормативных правовых актов в области обеспечения финансовой безопасности;
– институциональная – система государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность государства;
– инструментальная – совокупность способов и приемов обеспечения финансовой безопасности.
В общем виде система государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность государства, включает в себя два уровня: федеральный и региональный, а также соответствующий инструментарий обеспечения финансовой безопасности на каждом из них.
Возглавляет указанную систему Президент РФ, призванный обеспечить гармонизацию и повышение эффективности взаимодействия органов публичной власти разных уровней. Условно компетенцию Президента РФ в обеспечении финансовой безопасности РФ можно разделить на две сферы: а) законодательного обеспечения и б) формирования системы органов государственной власти, обеспечивающих финансовую безопасность России. Специальным органом, создающим условия для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий, является Администрация Президента РФ.
Главным координирующим органом обеспечения всех видов национальной безопасности является Совет Безопасности РФ.
Законодательное управление финансами в России осуществляет Федеральное Собрание РФ. Постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему, является Счетная палата РФ.
Руководит работой органов, обеспечивающих финансовую безопасность России, контролирует их деятельность, а также осуществляет текущее финансовое управление высший орган исполнительной власти в Российской Федерации – Правительство РФ[2].
Непосредственно реализацию функций по обеспечению финансовой безопасности страны осуществляют подотчетные Правительству РФ министерства, службы и агентства: Министерство финансов РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба и др.
В качестве особого звена в государственно-правовом механизме обеспечения финансовой безопасности государства следует выделять механизм обеспечения финансового контроля. Возрастание угроз состоянию защищенности финансовой системы государства со стороны растущего объема легализации преступных доходов и финансирования терроризма обусловило выделение в механизме обеспечения финансового контроля органов и институтов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.