Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА И КАК НАУКИ
1.1. Понятие и сущность административного права России как отрасли права
1.2. Понятие и сущность административного права России как науки
Глава 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
2.1. Предмет и метод административного права как отрасли права
2.2. Предмет и метод административного права как науки
Заключение
Библиографический список
Актуальность исследования. Предмет и метод представляют собой категории основополагающего характера и в случае с отраслью права, и с наукой. Поэтому, с момента, как происходит обособление той или иной отрасли и науки, вопросы о предмете и методе входят в разряд традиционно представляющих повышенный интерес. Это вопрос не только статического характера, то есть, непрекращающейся дискуссии о тех или иных еще не разрешенных проблемах, но также и динамики, так как отрасли права и науки в рамках естественного процесса склонны развиваться.
Административное право в современных условиях является той отраслью и наукой, которая находится в стадии активного развития. При том, что предмет и метод в этом случае обладают заведомо сложным, специфическим характером. Административные правоотношения подвергаются изменению и расширению, в некоторых частях сужению в связи с тем, что происходит развитие нормативного правового регулирования в этой области. Под таким влиянием склонен меняться одновременно и предмет административного права, и методы административного права, что, безусловно, сказывается на отрасли и науке. Таким образом, наравне с тем, как продолжает идти дискуссия о предмете и методе соответствующей отрасли и науки, так как далеко не все аспекты в этой части получили однозначное разрешение, создается необходимость переосмысливать их. От этого непосредственным образом зависит нормальное функционирование всей отрасли, стабильность правоотношений, уровень защиты прав и свобод, законных интересов граждан.
В отношении административного права сегодня остро дискутируется вопрос о широте его предмета. Предмет административного права сформировался еще в советский период, по крайней мере, его основа. В более поздние периоды предмет был расширен, но соотношение отдельных его элементов до сих пор так и не обеспечено. В условиях сохранения тенденции к дальнейшему расширению предмета административного права, очевидно, приведенные обстоятельства не могут не сказываться и на его методе. Оценка системы методов административного права должна осуществляться в корреляции с общностью норм и отношений, ими урегулированными, которые в комплексе образуют предмет исследования административного права. Тем более, что как недостаток системы методов административного права отмечается слабое обоснование их системы и не учет тенденций по расширению предмета административного права. Приведенные и иные доводы в общей совокупности обусловливают актуальность выбранной темы исследования.
Теоретическая значимость исследования выражена в комплексном анализе предмета и метода административного права. Проведено отграничение предмета и метода административного права как отрасли от предмета и метода административного права как науки.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности более углубленной разработки проблематики вопроса на основе полученных результатов. Материалы работы могут использоваться для преподавания отдельных курсов и специальных курсов.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере административного права.
Предмет исследования – нормы законодательства, положения научной и учебной литературы, материалы периодических изданий, научных статей и иных источников о предмете и методе административного права как отрасли и как науки.
Цель исследования – выявление особенностей предмета и метода административного права как отрасли и как науки.
Для достижения поставленной цели исследования в процессе работы над ним необходимо решить такие задачи, как:
дать понятие административного права как отрасли и выделить ее сущность;
сформулировать понятие административного права как науки и выделить ее сущность;
охарактеризовать предмет и метод административного права России как отрасли права;
рассмотреть предмет и метод административного права России как науки.
Структура исследования обусловлена его задачами и цель. Работа включает введение, две главы, состоящие из четырех отдельных параграфов, заключение, а также библиографический список.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА И КАК НАУКИ
1.1. Понятие и сущность административного права России как отрасли права
При продолжительности процессов обособления административного права как самостоятельной отрасли права, на современном этапе не оспаривается вопрос о том, что сегодня речь идет именно о самостоятельной отрасли, занявшей место среди других отраслей права. Так как развитие административных правоотношений продолжает идти, в настоящем параграфе предпринимается попытка дать общетеоретическую характеристику административного права в качестве отрасли права.
В РФ административное право является самостоятельной отраслью права. Исторически название этой отрасли увязано со словом «управление»[1]. Управление, в свою очередь, - достаточно специфический вид государственной деятельности, означающий реализацию исполнительной власти. Тем не менее, попытки наименования отрасли «управленческим правом» к настоящему моменту не следует рассматривать как состоятельные, так как предмет отрасли, о чем далее речь будет идти более подробно, уже вышел за пределы только деятельности управленческого характера[2].
Сам тот факт, что административное право связано с управленческой деятельностью, позволяет без каких-либо сомнений причислять данную отрасль к публичным отраслям права. С точки зрения общественных отношений, на которых завязано административное право, как отрасль, не вызывает сомнения тот факт, что административно-правовые нормы распространяют свое действие на ряд форм осуществления государственной власти. Это означает, что данные нормы регулируют одновременно и исполнительную, и законодательную, и судебную власть в контексте осуществления государственной власти в стране[3]. Более того, административно-правовые нормы также регулируют аппараты, обслуживающие названные ветви власти, сферу государственного контроля и надзора, аппарат ЦИК РФ и многие другие управленческие отношения, в том числе и в сфере негосударственного управления. Показательными примерами вовлечения административных правовых норм в сферу регулирования негосударственного сектора могут быть нормы, посвященные деятельности общественных объединений, которые частично могут выполнять функции государственного управления. Безусловно, превалирующим будет распространение административно-правовых норм на сферу регулирования именно государственного управления. В связи с такой же направленностью, инициативной стороной в административных правоотношениях чаще всего будет являться субъект управления, то есть субъект с государственно-властными правомочиями, что важно в контексте выработки понятия административного права как отрасли[4].
Сложная правовая природа административных правоотношений, несмотря на тот факт, что административное право заняло самостоятельное место в системе отраслей, не позволила выработать единое мнение о понятии данной отрасли, хотя основное количество авторов и соглашается во мнении в этом вопросе. Понятие различных отраслей права чаще всего конструируется таким образом, что в нем упоминаются те общественные отношения, с которым, собственно, связана та или иная отрасль. Поэтому, можно предположить, что понятие административного права как отрасли и является дискуссионным, так как разные авторы по-разному очерчивают предмет данной отрасли.
Узко к понятию рассматриваемой отрасли подходит Д. Н. Бахрах, предложив скорее общетеоретический подход. В частности, автор понимает под административным правом как отраслью права такую отрасль, которая регулирует «… общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства»[5].
Как модель регулирования административное право рассматривает Р. Т. Мухаев, считающий, что административное право, как отрасль следует рассматривать как совокупность норм права, «…регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе реализации властной деятельности и осуществления государственного управления»[6].
Библиографический список
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.11.2023).
Научные, учебные, справочные издания
Учебники
Агапов А. Б. Административное право: учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. – М.: Юрайт, 2019. – 472 с.
Бахрах Д. Н., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник. – М.: Норма, 2007. – 232 с.
Зубач А. В. Административное право: учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 530 с.
Иванов Д. В. Административное право Российской Федерации. – М.: Издательский дом Университета «Синергия», 2020. – 320 с.
Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право: учебник. – М.: Юрайт, 2018. – 426 с.
Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право: учебник для бакалавриата и специалитета. – М.: Юрайт, 2019. – 432 с.
Кушнир И. В. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие. М., 2018. 144 с.
Макарейко Н. В. Административное право: учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2017. – 260 с.
Мухаев Р. Т. Теория государства и права: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 555 с.
Диссертации и авторефераты
Труфанов М. Е. Применение норм административного права: дис. ... докт. юрид. наук. – М., 2007. – 371 с.
Материалы периодической печати
Бочкарев И. Е. О понятии и практическом значении принципов отрасли административного права в механизме административно-правового регулирования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2022. – № 3. – С. 78-80.
Виноградова Е. В., Кобзарь-Фролова М. Н. Академической науке административного права и административного процесса 85 лет // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2021. – № 6. – С. 198-210.
Воронов А. М., Гоголев А. М. К предмету административного права современной России // Финансы: теория и практика. – 2017. – С. 125-130.
Гордон Б. Г. Нормативная классификация наук // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. – 2019. – С. 890-895.
Долгополов А. А., Жеребцов А. Н. Административно-правовой режим как критерий структурирования отрасли российского административного права // Общество и право. – 2016. – С. 303-307.
Жеребцов А. Н. Очерк истории становления и развития науки российского административного права (часть 1) // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2016. – № 1. – С. 126-134.
Кобзарь-Фролова М. Н., Гришковец А. А. Наука административного права и административного процесса на современном этапе общественного развития // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2022. – № 3. – С. 182-203.
Кононов П. И. Предмет административного права: новый взгляд на проблему // Вестник Вятского государственного университета. – 2006. – С. 57-59.
Куракин А. В. Еще раз о методе административного права // Полицейская и следственная деятельность. – 2023. – № 1. – С. 10-19.
Роганов С. А. К вопросу о понятии административного права // Юристъ – Правоведъ. – 2022. – № 3. – С. 110-115.
Ромашов Р. А. Общетеоретические аспекты восприятия предмета, метода и структуры административного права // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2007. – С. 9-14.
Россинский Б. В. Современное понимание предмета административного права // Правовая политика и правовая жизнь. – 2021. – С. 37-43.
Старилов Ю. Н. Административная реформа: способствует ли она совершенствованию административно-правового регулирования? // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. Закон и право. – 2004. – С. 37-38.
Юсупов В. А. Административное право и методы его познания // Социально-политические науки. – 2012. – С. 67-70.