ВВЕДЕНИЕ
ГДАВА 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
ГЛАВА 2 ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (СТ. 263 – 264, 271 УК.РФ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
С увеличением количества машин в настоящее время перед современным обществом остро стоит проблема обеспечения безопасности участников дорожного движения. В связи со своей актуальностью эта проблема становится и серьезной государственной проблемой.
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта - это предусмотренные статьями гл. 27 УК Российской Федерации общественно опасные деяния (действия или бездействие), осуществляемые умышленно или по неосторожности, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств и причиняющие или способные причинить вред жизни, здоровью человека, чужой собственности.
Безопасность движения и эксплуатации транспорта представляет собой совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортных источников повышенной опасности.
Система преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта согласно гл. 27 УК Российской Федерации включает две группы:
- преступления, совершаемые лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности, безопасность движения вверенных им транспортных средств и их эксплуатацию;
- преступления, совершаемые лицами, не ответственными за обеспечение транспортной безопасности, которым не вверены транспортные средства.
Основной объект преступных посягательств - безопасность движения и эксплуатации транспорта. С каждым годом растет количество преступлений с участием автотранспорта. В этой связи тема работы является актуальной.
Нормативной основой курсовой работы является Конституция Российской Федерации и нормативно-правовые акты, регулирующие уголовное судопроизводство.
Теоретической основной курсовой работы служит юридическая литература по теории государства и права России, по уголовному праву, в частности, труды А. Антошиной, А.С. Барабаша, А.В. Наумова, А.Н. Попова и др.
Методологической основой работы является диалектический метод познания.
При проведении исследования использовались также следующие методы: историко-правовой, системно-структурный, сравнительный.
Цель работы состоит в изучении преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Для реализации поставленной цели были сформулированы задачи:
- раскрыть понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
- рассмотреть юридический анализ преступлений, связанных с использованием транспортных средств.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при расследовании преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Предметом исследования являются нормы современного отечественного законодательства, регулирующие методику расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
Уголовный кодекс регламентирует преступления против безопасности движения и эксплуатация транспорта так же, как и другие преступления. Такие преступления имеют высокий уровень опасности, так как вследствие этого происходит причинение материального ущерба, нанесение вреда здоровью граждан. Чтобы избежать негативные последствия, каждый гражданин обязан выполнять ряд правил и придерживаться норм.
Стоит отметить, что в судебной практике довольно часто рассматриваются дела по данной категории преступлений.
В преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта участвуют два объекта.
Первым из объектов является само автотранспортное средство. Каждое ответственное лицо должно обеспечивать безопасность передвижения транспортного средства, а также соблюдать нормы его эксплуатации. К дополнительному объекту стоит отнести человека, так как существует угроза его здоровью, жизни, а также имуществу[1].
Таким образом, преступление, как правило, направлено на причинение вреда в том или ином виде. Поэтому как для виновника, так и для пострадавшего нужна консультация юриста.
Стороной объекта выступают действия преступника. Своими действиями он может испортить чужое имущество, либо же бездействия могут повлечь за собой негативные последствия. Основными сторонами выступает действие и, как правило, преступление часто напрямую связано с нарушениями элементарных правил, которые стоит соблюдать каждому ответственному автомобилисту.
Признаком преступления в этом случае стоит считать момент наступления последствий, а именно результат действия или бездействия. Именно по этим двум факторам будет вынесено наказание.
В преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта виновник происшествия может нарушить как правила, так и эксплуатацию транспорта[2]. Эксплуатация транспорта может быть умышленной и неумышленной. Органы полиции определяют состав преступления. Субъектом происшествия может стать любое лицо. В зависимости от нанесенного ущерба и вреда судом будет вынесено определенное наказание.
Существует три категории признаков данного преступления:
- деяние, которое совершили лица, управляющие транспортным средством (то есть владельцы автомобиля, которые отвечают за свое имущество (машину) и обязаны соблюдать правила дорожного движения). То же самое стоит отнести к другим транспортным средствам, которые нарушили определенные правила. Такое преступление в зависимости от обстоятельств может, расценивается как негрубое нарушение, в результате чего будет наложен штраф. В случае же нанесения вреда человеку или порчи чужого имущества, суд может рассмотреть этот случай как неумышленное нанесение тяжкого повреждения[3].
- деяние, которое совершило лицо, ответственное за надлежащее условие для безопасности движения (ремонт и пуск в эксплуатацию того или иного транспорта). Ответственность в данном случае наступает для владельцев автотранспортных, авиационных компаний, которые могут понести огромные убытки.
- бездействие лица (в данном случае к ответственности привлекается лицо, которое должно способствовать безопасности деятельности транспорта).
Ответственность для владельца транспортного средства присутствует всегда, не только в момент случившегося преступления. В этой связи разработаны и четко регламентированы правила безопасности движения.
Тяжкова, И.М. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Преступления против безопасности движения и экс-плуатации транспорта / И.М. Тяжкова // Уголовное право. Особенная часть: Учеб-ник / Под ред. проф. Л.Д. Гаухмана и проф. С.В. Максимова. 2-е изд., перераб., доп. - М.: Изд-во Эксмо, 2015. с 78
Уголовное право. Общая и Особенная части / Под ред. Ю.И. Ляпунова и Н.И. Ветрова. М.: Юриспруденция, 2017. с 78
Уголовное право. Особенная часть: учебник / отв. ред. И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. 4-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2017.с.112
Яцеленко, Б.В. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта / Б.В. Яцеленко // Уголовное право. Особенная часть: Учебник под ред. проф. А.И. Рарога. - М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 2016. с. 68
Официальный сайт Госавтоинспекции Российской Федерации // [Электронный ресурс] / URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 21.02.2019 г.).
Судебная практика
Дело № 1- 135/2014 // Архив Кировского районного суда г. Казань
Дело № 1-267/2014 // Архив городского суда г. Бугульма
Определение № 22-5829/2013 // Архив Верховного суда Республики Татарстан, г. Казань.