ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
1.1. Особенности способов доведения до самоубийства
1.2. Отграничение доведения до самоубийства от смежных составов
II. ИНСТИТУТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА И ИНОЕ СПОСОБСТВОВАНИЕ ЕГО СОВЕРШЕНИЮ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
2.1. Квалифицирующие признаки доведения до самоубийства
2.2. Склонение к совершению самоубийства,
2.3. Вопросы совершенствования нормы об ответственности за доведение до самоубийства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Политические, экономические и социальные изменения в России, переход к гражданскому обществу и развитие правового государства характеризуются: одной стороны – демократизацией и либерализацией сфер общественной жизни, проведением правовых реформ, с другой – обострением социальных противоречий, межличностными и межгрупповыми конфликтами.
Указанные тенденции сопровождаются коммерциализацией всех сфер общественной жизни, поляризацией доходов, распространением духовного цинизма, алкоголизацией и наркотизацией общества, пропагандой культа насилия и жестокости, а также другими факторами, обуславливающими рост уровня агрессивности людей, которые нередко приобретают криминальных форм.
Как свидетельствуют научные источники, соотношение самоубийств и доведения до самоубийства составляет соотношение около 1:20. Вместе с тем, в 2019 году по статьям 110-110.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) вынесено только 20 обвинительных приговоров и этот показатель из года в год уменьшается – за последние 10 лет в четыре раза.
Очевидно, поэтому и отсутствуют какие-либо обобщения судебной практики и разъяснения-рекомендации Верховного Суда РФ.
Особое беспокойство вызывает тот факт, что жертвами доведения до самоубийства чаще всего становятся женщины и дети. С развитием технического прогресса и эволюции человечества появляются новые, ранее неизвестные преступления и способы их совершения. Так, с появлением и развитием Интернета возникли новые формы совершения доведение до самоубийства, распространяющиеся в мире вместе с ростом количества постоянных пользователей этой всемирной сети. Значительные обороты набрали самоубийства подростков, которых побудили к этому в так называемых «группах смерти» в социальных сетях, что закономерно вызвало криминализацию склонения и содействия совершению самоубийства.
Несмотря на то, что в последнее время в России имеется положительная тенденция исследования проблематики уголовной ответственности за доведение до самоубийства, до сих пор остается достаточно широкий круг проблемных вопросов, как теоретической направленности, так и в практической деятельности следственных органов.
Объект – исследования - общественные отношения, возникающие в сфере уголовно-правовой охраны жизни и здоровья человека.
Предмет исследования - положения уголовного законодательства об ответственности за доведения до самоубийства.
Цель исследования - уголовно-правовое изучение проблем уголовной ответственности за доведение до самоубийства и формирование на этой основе предложений по совершенствованию соответствующих норм УК РФ и повышения эффективности применения уголовного законодательства.
Для реализации поставленной цели потребуется решение следующих основных задач – рассмотреть и проанализировать:
- особенности способов доведения до самоубийства;
- проблемы установления субъективной стороны доведения до самоубийства;
- отграничение доведения до самоубийства от смежных составов;
- квалифицирующие признаки доведения до самоубийства;
- склонение к совершению самоубийства, содействие совершению самоубийства и организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства;
- вопросы совершенствования нормы об ответственности за доведение до самоубийства.
Для достижения цели применены научные методы: диалектический, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логический.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДОВЕДЕНИЕМ ДО САМОУБИЙСТВА
1.1 Особенности способов доведения до самоубийства
Объективная сторона состава преступления – совокупность установленных УК РФ признаков, характеризующих внешний процесс преступного посягательства, что можно объективно зафиксировать, увидеть, услышать.
Признаки деяния в объективной стороне преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ, описаны в законе лаконично: «путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего», что вызывает определенные трудности и в понимании этих признаков, и в квалификации данных преступлений. Закон дает исчерпывающий, но альтернативный набор способов доведения до самоубийства, чтобы привлечь к уголовной ответственности за доведение до самоубийства достаточно одного из указанных в ст. 110 УК РФ способов.
По смыслу ст. 110 УК РФ для квалификации за доведение до самоубийства или покушения на него достаточен и единичный факт угрозы, но ее сила должна быть достаточно высока и интенсивна для восприятия жертвой, чтобы она приняла решение о самоубийстве.
Первые в уголовном законе способы доведения до самоубийства либо покушения на самоубийства - угрозы, под которыми понимается «противоправное, общественно опасное, информационное воздействие на психику потерпевшего, заключающееся в обнаружении субъективной решимости причинить вред его правоохраняемым интересам»[1].
Это могут быть угрозы применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, распространения нежелательных к огласке сведений, лишения материальной помощи и т.д.[2].
Другая позиция состоит в том, что для квалификации доведения до самоубийства угроз должно быть несколько – две и более[3].
В ст. 110 УК РФ не закреплено, однако и теоретические исследования, и судебная практика называют одним из способов доведения до самоубийства шантаж потерпевшего. При этом, в одних источниках шантаж охватывается понятием угрозы (как угроза распространения нежелательных к огласке сведений), в других случаях квалифицируется как самостоятельный, хотя и не закрепленный законодательно способ доведении до самоубийства наряду с угрозами[4].
К примеру, гр. Санков был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч.3 ст.163 и ст.110 УК РФ за вымогательство и доведение до самоубийства гр. Б. путем шантажа, угроз применения насилия и распространения, позорящих того сведений и унижения человеческого достоинства. Шантаж заключался в угрозе задержания потерпевшего Б. за якобы совершенные им тяжкие преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности, а также связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия, вследствие чего Б., реально воспринимая высказанные Санковым угрозы применения насилия и привлечения его к уголовной ответственности за указанные преступления, которые фактически не совершал, а также опасаясь наступления в связи с этим негативных для него и его семьи последствий в виде незаконного лишения свободы и распространения позорящих его сведений в случае отказа выполнить их незаконные требования, находясь при этом под психологическим давлением преступников, составил предсмертное письмо, в котором подробно изложил причины принятого им решения и противоправные действия Санкова м его подельников, совершил самоубийство путем повешения. Материалы уголовного дела свидетельствуют о том, что подэкспертный путем шантажа был доведен до самоубийства.
Так, заключением комплексной психолого-психиатрической судебной экспертизы установлено, что Б. в период, предшествующий смерти, находился в реактивном депрессивном состоянии, резвившимся в связи с психотравмирующей ситуацией из-за шантажного поведения Санкова, и путем шантажа был доведен до самоубийства[5].
Шантаж в квалификации доведения до самоубийства - разновидность угрозы, однако в научной литературе и судебной практике он практически не изучается и не называется, хотя во многих приговорах одним из решающих действий, понудивших потерпевшего к самоубийству, выступает именно такой способ угрозы как шантаж и предлагается в диспозиции ст. 110 УК РФ выделить этот способ в качестве самостоятельного способа доведения до самоубийства, как сделано в случае с вымогательством в ст. 163 УК РФ, где под шантажом понимается «угроза распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких».
Азрилиян А.Н. Юридический словарь. – М.: Институт новой экономики. 2014. – 1152 с.
Алтаев Р.С., Исмагулова А.Т. Проблемы регламентации уголовной ответственности за доведение до самоубийства // Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако. 2017. - 290 с.
Аюпов В.Ш. Содержание субъективной стороны доведения до самоубийства // Вестник Томского государственного университета. Право. 2018. № 2. - С. 12-20.
Борисов С.П. Коллекторы довели заслуженного московского гинеколога до самоубийства. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mk.ru/incident/2020/06/11/kollektory-doveli-zasluzhennogo-moskovskogo-ginekologa-do-samoubiystva.html (дата обращения: 28.11.2023).
Барсуков А.Г. Понятие чести, достоинства и деловой репутации // Интернаука. 2019. № 13. - С. 18-26.
Блинников В.А., Морозов А.Ю. Доведение до самоубийства и иное содействие совершению самоубийства: новеллы законодательства // Российское правосудие. 2018. № 4. - С. 83-90.
Борисов С.П. Коллекторы довели заслуженного московского гинеколога до самоубийства. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mk.ru/incident/2020/06/11/kollektory-doveli-zasluzhennogo-moskovskogo-ginekologa-do-samoubiystva.html (дата обращения: 28.11.2023).
Буряковская Е.В. Доведение до самоубийства: квалификация по субъективным признакам Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1. – С. 89-94.
Быкова Е.Г., Яшков С.А. Квалификация отдельных преступлений против жизни: убийств и деяний, влекущих самоубийство. Екатеринбург: Альфа Принт, 2020. - 351 с.
Васильева Д.А. Понятие беспомощного состояния в уголовном праве России // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2018. № 1. - С. 165-171.
Воронин Ю.А. Установление субъективной стороны преступления в процессе квалификации доведения до самоубийства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2017. № 7. - С. 41-48.
Гавло В.К., Градусова М.М. Криминальный суицид в вопросах квалификации преступлений по ст. 205 и 205. УК РФ // Известия АлтГУ. 2018. №2. - С. 25-30.
Дубовиченко С.В. Понятие умышленной вины и ее сущность // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. № 72. - С. 50-61.
Егорова Н.А. Новое в уголовно-правовой охране жизни человека // Уголовное право. 2017. № 6. - С. 10-18.
Жирнов А.Д. Уголовная ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства // Вестник Российского нового университета. Человек и общество. 2018. № 4. - С. 90-99.
Зенина М.Г. Особенности противодействия преступлениям, связанных с доведением до самоубийства несовершеннолетних с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. - Брянск: Брянский филиал ФГКУ ДПО «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД», 2018. - 195 с.
Иногамова-Хегай Л.В. Дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности и иные меры уголовно-правового характера // Общество и право. 2016. № 2. – С. 98-104.
Ковалева А.В. Проблемы регламентации доведения до самоубийства // Молодой ученый. 2021. № 49. – С. 201-204.
Комягин Р.А. Соотношение состава преступления и уголовно-правовой нормы // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 6. – С. 213-219.
Левандовская М.Г. Уголовно-правовая характеристика организации деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства // Закон и право. 2019. № 9. – С. 122-126.
Николаева А.А. Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства: проблемы квалификации и правоприменения // Молодой ученый. 2020. № 52. - С. 231-232.
Попов А.Н. Краткий анализ составов преступлений против жизни, сопряженных с самоубийством потерпевшего // Криминалистъ. 2018. № 1. - С. 14-20.
Рогава И.Г., Мамедов Н.А. Буллинг, кибербуллинг и другие формы насилия в российских школах // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 15. - С. 105-114.
Рыжов Э.В. Уголовно-правовая характеристика доведения до самоубийства. - М.: Юрлитинформ, 2020. - 260 с.
Савельева И.В., Сердюкова Ю.С. К вопросу о совершенствовании законодательства об ответственности за доведения до самоубийства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 1. - С. 79-88.
Сбирунов П.Н. Теоретические и практические проблемы уголовной ответственности за доведение до самоубийства // Право и практика. 2021. № 3. – С. 75-84.
Смирнов А.М. Уголовно-правовая характеристика склонения к совершению самоубийства или содействия в совершении самоубийства // Аллея науки. 2018. № 7. - С. 512-520.
Соктоев З.Б. Причинность и объективная сторона преступления. - М.: Норма, 2018. - 247 с.
Танасейчук Я.В. К вопросу квалификации доведения до самоубийства // Новый юридический вестник. 2017. № 2. - С. 53-57.
Тыдыкова Н.В. Проблемы содержания термина «беспомощное состояние» в УК РФ // Юрислингвистика. 2019. № 13. - С. 9-14.
Хатуев В.Б. Уголовная ответственность за доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство. М. : Юрлитинформ, 2017. 194 с.
Хатуев В.Б. Доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство: становление, состояние и проблемы уголовно-правовой регламентации в российском уголовном законодательстве // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 9. - С. 23-31.
Чернышова И.А., Петросян Т.А. Способы склонения к совершению самоубийства или содействию совершения самоубийства: порядок квалификации // Российское государство и право: история и современность. 2018. № 6. - С. 121-130.
Чукаева Н.Г. Уголовная ответственность за доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство: проблемы законодательного регулирования: Дис. к. ю. н. - Тюмень, 2017. – 190 с.
Энциклопедия уголовного права. Преступления против жизни и здоровья. СПб.: Издание профессора Малинина, 2018. - 945 с.
Ярмыш Н.Н. Проблемы отграничения убийства от некоторых смежных преступлений // Вестник Национального университета внутренних дел. 2017. № 29. - С. 115-121.