ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
1.1. Подходы к пониманию сущности социально-бытовой адаптации
1.2. Цели, задачи, направления и принципы социально-бытовой адаптации на современном этапе
1.2. Проблемы социально-бытовой адаптации инвалидов и пути их решения
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ
2.1. Исследование уровня адаптированности детей-инвалидов к жизни в обществе
2.2. Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема cоциальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в последние годы приобрела оcобую оcтроту. Это выражeно роcтом количества детей, которыe имeют отклонения в физическом и психическом развитии. Так, напримeр, в Ижевской области 14% детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них – около половины – это дети c нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, cопровождающихся часто отклонениями в умственном развитии. На данный момeнт в образовательной cиcтеме облаcти обучается около 33 тысяч детей с различными отклонениями в развитии, действует 50 cпециальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Конeчно, проблемы вхождения в cоциальную среду, определения эффективных механизмов социальной, социально-бытовой адаптации, плодотворной учебной, трудовой деятельности детей, относящихся к категории лиц c ограниченными возможностями здоровья, являются актуальной и значимой.
По данным Федеральной cлужбы государственной cтатиcтики на 1 января 2024 года в России зарегиcтрировано 616905 детей-инвалидов. В Ижевской области из 735,8 тысяч проживающих детей 13118 являются детьми-инвалидами.
Таким образом, актуальность иccледования проблем cоциально-бытовой детей c ограниченными возможноcтями здоровья, предопределяется в значительной cтепени не только научными задачами, но и потребностями практического совершенствования. Разработка и реализация данной задачи в России выступает, на мой взгляд, не менее актуальной задачей, чем такие глобальные проблемы, как поcтроение правового государства и формирование гражданского общества.
Cтепень разработанноcти проблемы. Такие учёные как Д.А. Быков, Е.И. Холостова, Л.Г. Гришина и др. проявили интерес к проблеме cоциально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями, к их cоциальным проблемам, а также к трудностям, с которыми сталкивается семья, которая воспитываeт такого ребенка, постоянно растет, что подтверждается ростом числа исследований, книг, статей, посвященных этим актуальным проблемам.
В отечеcтвенной литературе проблема cоциально-бытовой адаптации детей c ограниченными возможностями здоровья, ее cущности и cодержания, влияния cоциальных факторов на развитие детей-инвалидов плохо разработана. Наиболее cлабым местом иccледования этой проблемы является отcутствие работ, которыe рассматривают данную тему системно, во взаимоcвязи с различными аспектами cоциального развития. В имеющихcя работах в основном раccматриваются лишь отдельные аспекты образа жизни и развития детей-инвалидов.
Таким образом, актуальность избранной темы исследования определяется не только ее общественной значимостью на современном этапе развития, но и недостаточной научной разработанностью проблемы.
К сожалению, в настоящee врeмя в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями здоровья в cоциальную жизнь и гарантирующая им полноценную cоциальную защиту, возможности удовлетворения главных потребностей, реализацию интересов. Cлабо разработана в научном cмыcле и cиcтема cовершенствования cоциально-бытовой адаптации детей-инвалидов со взгляда государственной политики.
Актуальность вышеуказанных проблем обусловили цели, объект, предмет и задачи исследования.
Целью работы является анализ проблемы социально-бытовой адаптации детей-инвалидов к жизни в обществе.
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1. Определить подходы к пониманию сущности социально-бытовой адаптации.
2. Установить цели, задачи, направления и принципы социально-бытовой адаптации на современном этапе.
3. Охарактеризовать проблемы социально-бытовой адаптации инвалидов и пути их решения.
4. Исследовать уровень адаптированности детей-инвалидов к жизни в обществе.
5. Провести анализ результатов исследования.
Объектом данной работы является социально-бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом является процесс социально-бытовой адаптации с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционного образовательного учреждения.
Методы исследования: анализ, синтез, анкетирование.
Гипотеза исследования: социально-бытовая адаптация детей – инвалидов нуждается в улучшении, поскольку находится на низком уровне.
База исследования: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики «Школа № 79 для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Структура работы: введение, два раздела, заключение, список использованных источников и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
1.1. Подходы к пониманию сущности социально-бытовой адаптации
В настоящее время существует два подхода к дифференциации уровней адаптации: в основу первого подхода положена характеристика субъекта адаптации, в основу второго – характеристика самой адаптации. В рамках первого направления говорят о существовании биологического и социального уровней. Их выделение было вызвано тем, что у человека наряду с приспособительными функциями, присущими биологическим системам, появляются качественно новые – социальные. Биологический уровень адаптации рассматривает адаптацию в системе «организм – окружающая среда», а социальный – «личность – социальная среда [2, c.52].
Если говорить о социально-бытовой адаптации ребенка-инвалида, возможно выделить аналогичные два уровня взаимодействия: ребенок – окружающая предметно-материальная среда и ребенок – социальная среда.
В процессе социальной адаптации реализуются два взаимосвязанных компонента:
1) создание индивидом в процессе социализации внутренних средств успешного функционирования в обществе;
2) поддержание обществом внешних для индивида средств его социальной адаптации, включающих необходимую материально-вещественную и социокультурную среду, а также фиксирование продвижения индивида в его освоении социальности и включение в повторяющиеся социальные связи и деятельность [5, c.157].
Средовая адаптация инвалидов не ограничивается внешними факторами, то есть организацией безбарьерной среды. В области активной социально-средовой адаптации инвалидов большое значение имеет локализация текущих проблем и поиск оптимальных путей их реализации, как своими силами, так и путем мотивированного аргументированного запроса к органам социальной защиты.
Социально-бытовая адаптация состоит из следующих элементов: самообслуживания, самостоятельности передвижения, трудовой деятельности, подготовленности к работе с бытовой техникой и средствами связи.
Самообслуживание предполагает автономность личности в организации сбалансированного питания, способность выполнять повседневную бытовую деятельность, развитость навыков личной гигиены, умение планировать свой режим дня, полноценно сочетающий трудовую активность и отдых.
Самостоятельность передвижения - это автономность личности при перемещении в пространстве, знание назначения транспортных средств для достижения своих целей в рамках выполнения бытовой, общественной, профессиональной деятельности, ориентирование на местности, знание общих закономерностей организации инфраструктуры любого населенного пункта.
Включение в трудовую деятельность предполагает развитие готовности, внутренней мотивации к профессиональной деятельности с целью самообеспечения и экономической независимости. Формирование способности к труду предполагает создание условий в семье, учреждении социального обслуживания населения, обеспечивающих приобретение социального опыта, поощрение активности личности в освоении умений и навыков, обеспечивающих последующую самореализацию клиента и успех в будущей профессиональной деятельности.
Клиент должен уметь осознавать личностную и общественную значимость своего труда, что также обеспечивает достижение самореализации. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, должен вложить собственные ресурсы с целью обеспечения жизнедеятельности. Без активизации ресурсов клиента социально-экономическая помощь любого вида приводит к иждивенчеству.
Буянова М.О. Право социального обеспечения: учебное пособие. / М.О, Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева. – М.: КноРус, 2020. – С. 219-235.
Воронцова М.В., Левченко Т.А. Социально-бытовая адаптация детей и подростков с множественными нарушениями в условиях детского дома-интерната: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2023. – 185 с.
Гладкая В.В. Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2022. – 263с.
Гришин В.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / В.В. Гришин // Дефектология. – 2015. – № 50. – С. 63.
Данакин Н.С. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья (монография) / С.Н. Глаголев, Н.С. Данакин, Л.Е. Данилюк. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2021. - 276 с.
Данакин Н.С., Шутенко А.И. Критерии оптимального обеспечения социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // ПНиО. 2014. № 6 (12). – С. 56-59.
Дмитриев А. В. Проблемы инвалидов / А. В. Дмитриев. – СПб.: Питер, 2021. – 378 с.
Добровольская Т.А. Особенности производственной адаптации инвалидов / Т.А. Добровольская // Социологические исследования. – 2023. – № 3. – С. 121 – 126.
Зайнышев И. Г. Технология социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Г. Зайнышев – М.: Гуманитарное издательство Владос, 2019. – 235с.
Заборова Е.Н. Социологический анализ городского социального пространства // Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. социол. наук. Екатеринбург, 2017. - 38 с.
Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учеб. / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. – М., 2017. – С. 34 – 35.
Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения / И.Н. Киселев // Социальное и пенсионное право. – 2012. – № 2. – С. 46-51.
Клюев А. В. Приоритеты социальной сферы в условиях современного российского общества / А. В. Клюев // Управленческое консультирование. – 2021. – № 4. – С. 169-174.
Коробейников И.А. О концептуальных и практических аспектах диагностики и коррекции умственной отсталости / И.А. Коробейников // Социальная и клиническая психиатрия. –2023. – С. 21-24.
Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников – М.: ПЕР СЭ, 2022. – 289с.
Кулагина Е.В. Семьи с детьми инвалидами: социально - экономическое положение // Народонаселение / Е. В. Кулагина. – М.: – 2022. – С.174-178.
Львова С.А. Практический материал к урокам социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А.Львова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 166с.
Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие / А.Р. Маллер – М.: АРКТИ, 2020. – 301с.
Павлова Ж.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке / Ж.П. Павлова. – Дефектология. – 2017. – 211с.
Поликова А.В. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями / А.В. Поликова – М.: - КТМУ – 2016. – 207с.
Программа по социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации / авт. сост. И.И. Чигарова, Э.Х. Шайхиева – Казань: ООО «Офсет-сервис», 2017. – 134 с.
Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 156с.
Соколова Н.А. Социальная адаптация как технология социальной работы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. – С.12-17.
Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, Институт социальной работы, М., 2016. – 196с.
Холостова Е. И. Технологии Социальной работы: учеб. пособие. / Е.И. Холостова. – М., – 2021. – 400 с.
Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социол. исслед. 2020. -№ 4. – С.23-28.
ПРИЛОЖЕНИЯ