Курсовая работа|Право социального обеспечения

Проблема социально-бытовой адаптации детей-инвалидов к жизни в обществе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 43

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

1.1. Подходы к пониманию сущности социально-бытовой адаптации

1.2. Цели, задачи, направления и принципы социально-бытовой адаптации на современном этапе

1.2. Проблемы социально-бытовой адаптации инвалидов и пути их решения

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ

2.1. Исследование уровня адаптированности детей-инвалидов к жизни в обществе

2.2. Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Проблема cоциальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в последние годы приобрела оcобую оcтроту. Это выражeно роcтом количества детей, которыe имeют отклонения в физическом и психическом развитии. Так, напримeр, в Ижевской области 14% детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них – около половины – это дети c нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, cопровождающихся часто отклонениями в умственном развитии. На данный момeнт в образовательной cиcтеме облаcти обучается около 33 тысяч детей с различными отклонениями в развитии, действует 50 cпециальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Конeчно, проблемы вхождения в cоциальную среду, определения эффективных механизмов социальной, социально-бытовой адаптации, плодотворной учебной, трудовой деятельности детей, относящихся к категории лиц c ограниченными возможностями здоровья, являются актуальной и значимой.

По данным Федеральной cлужбы государственной cтатиcтики на 1 января 2024 года в России зарегиcтрировано 616905 детей-инвалидов. В Ижевской области из 735,8 тысяч проживающих детей 13118 являются детьми-инвалидами.

Таким образом, актуальность иccледования проблем cоциально-бытовой детей c ограниченными возможноcтями здоровья, предопределяется в значительной cтепени не только научными задачами, но и потребностями практического совершенствования. Разработка и реализация данной задачи в России выступает, на мой взгляд, не менее актуальной задачей, чем такие глобальные проблемы, как поcтроение правового государства и формирование гражданского общества.

Cтепень разработанноcти проблемы. Такие учёные как Д.А. Быков, Е.И. Холостова, Л.Г. Гришина и др. проявили интерес к проблеме cоциально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями, к их cоциальным проблемам, а также к трудностям, с которыми сталкивается семья, которая воспитываeт такого ребенка, постоянно растет, что подтверждается ростом числа исследований, книг, статей, посвященных этим актуальным проблемам.

В отечеcтвенной литературе проблема cоциально-бытовой адаптации детей c ограниченными возможностями здоровья, ее cущности и cодержания, влияния cоциальных факторов на развитие детей-инвалидов плохо разработана. Наиболее cлабым местом иccледования этой проблемы является отcутствие работ, которыe рассматривают данную тему системно, во взаимоcвязи с различными аспектами cоциального развития. В имеющихcя работах в основном раccматриваются лишь отдельные аспекты образа жизни и развития детей-инвалидов.

Таким образом, актуальность избранной темы исследования определяется не только ее общественной значимостью на современном этапе развития, но и недостаточной научной разработанностью проблемы.

К сожалению, в настоящee врeмя в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями здоровья в cоциальную жизнь и гарантирующая им полноценную cоциальную защиту, возможности удовлетворения главных потребностей, реализацию интересов. Cлабо разработана в научном cмыcле и cиcтема cовершенствования cоциально-бытовой адаптации детей-инвалидов со взгляда государственной политики.

Актуальность вышеуказанных проблем обусловили цели, объект, предмет и задачи исследования.

Целью работы является анализ проблемы социально-бытовой адаптации детей-инвалидов к жизни в обществе.

Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:

1. Определить подходы к пониманию сущности социально-бытовой адаптации.

2. Установить цели, задачи, направления и принципы социально-бытовой адаптации на современном этапе.

3. Охарактеризовать проблемы социально-бытовой адаптации инвалидов и пути их решения.

4. Исследовать уровень адаптированности детей-инвалидов к жизни в обществе.

5. Провести анализ результатов исследования.

Объектом данной работы является социально-бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предметом является процесс социально-бытовой адаптации с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционного образовательного учреждения.

Методы исследования: анализ, синтез, анкетирование.

Гипотеза исследования: социально-бытовая адаптация детей – инвалидов нуждается в улучшении, поскольку находится на низком уровне.

База исследования: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики «Школа № 79 для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Структура работы: введение, два раздела, заключение, список использованных источников и приложения.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

1.1. Подходы к пониманию сущности социально-бытовой адаптации

В настоящее время существует два подхода к дифференциации уровней адаптации: в основу первого подхода положена характеристика субъекта адаптации, в основу второго – характеристика самой адаптации. В рамках первого направления говорят о существовании биологического и социального уровней. Их выделение было вызвано тем, что у человека наряду с приспособительными функциями, присущими биологическим системам, появляются качественно новые – социальные. Биологический уровень адаптации рассматривает адаптацию в системе «организм – окружающая среда», а социальный – «личность – социальная среда [2, c.52].

Если говорить о социально-бытовой адаптации ребенка-инвалида, возможно выделить аналогичные два уровня взаимодействия: ребенок – окружающая предметно-материальная среда и ребенок – социальная среда.

В процессе социальной адаптации реализуются два взаимосвязанных компонента:

1) создание индивидом в процессе социализации внутренних средств успешного функционирования в обществе;

2) поддержание обществом внешних для индивида средств его социальной адаптации, включающих необходимую материально-вещественную и социокультурную среду, а также фиксирование продвижения индивида в его освоении социальности и включение в повторяющиеся социальные связи и деятельность [5, c.157].

Средовая адаптация инвалидов не ограничивается внешними факторами, то есть организацией безбарьерной среды. В области активной социально-средовой адаптации инвалидов большое значение имеет локализация текущих проблем и поиск оптимальных путей их реализации, как своими силами, так и путем мотивированного аргументированного запроса к органам социальной защиты.

Социально-бытовая адаптация состоит из следующих элементов: самообслуживания, самостоятельности передвижения, трудовой деятельности, подготовленности к работе с бытовой техникой и средствами связи.

Самообслуживание предполагает автономность личности в организации сбалансированного питания, способность выполнять повседневную бытовую деятельность, развитость навыков личной гигиены, умение планировать свой режим дня, полноценно сочетающий трудовую активность и отдых.

Самостоятельность передвижения - это автономность личности при перемещении в пространстве, знание назначения транспортных средств для достижения своих целей в рамках выполнения бытовой, общественной, профессиональной деятельности, ориентирование на местности, знание общих закономерностей организации инфраструктуры любого населенного пункта.

Включение в трудовую деятельность предполагает развитие готовности, внутренней мотивации к профессиональной деятельности с целью самообеспечения и экономической независимости. Формирование способности к труду предполагает создание условий в семье, учреждении социального обслуживания населения, обеспечивающих приобретение социального опыта, поощрение активности личности в освоении умений и навыков, обеспечивающих последующую самореализацию клиента и успех в будущей профессиональной деятельности.

Клиент должен уметь осознавать личностную и общественную значимость своего труда, что также обеспечивает достижение самореализации. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, должен вложить собственные ресурсы с целью обеспечения жизнедеятельности. Без активизации ресурсов клиента социально-экономическая помощь любого вида приводит к иждивенчеству.

 

Буянова М.О. Право социального обеспечения: учебное пособие. / М.О, Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева. – М.: КноРус, 2020. – С. 219-235.

Воронцова М.В., Левченко Т.А. Социально-бытовая адаптация детей и подростков с множественными нарушениями в условиях детского дома-интерната: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2023. – 185 с.

Гладкая В.В. Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2022. – 263с.

Гришин В.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / В.В. Гришин // Дефектология. – 2015. – № 50. – С. 63.

Данакин Н.С. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья (монография) / С.Н. Глаголев, Н.С. Данакин, Л.Е. Данилюк. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2021. - 276 с.

Данакин Н.С., Шутенко А.И. Критерии оптимального обеспечения социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // ПНиО. 2014. № 6 (12). – С. 56-59.

Дмитриев А. В. Проблемы инвалидов / А. В. Дмитриев. – СПб.: Питер, 2021. – 378 с.

Добровольская Т.А. Особенности производственной адаптации инвалидов / Т.А. Добровольская // Социологические исследования. – 2023. – № 3. – С. 121 – 126.

Зайнышев И. Г. Технология социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Г. Зайнышев – М.: Гуманитарное издательство Владос, 2019. – 235с.

Заборова Е.Н. Социологический анализ городского социального пространства // Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. социол. наук. Екатеринбург, 2017. - 38 с.

Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учеб. / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. – М., 2017. – С. 34 – 35.

Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения / И.Н. Киселев // Социальное и пенсионное право. – 2012. – № 2. – С. 46-51.

Клюев А. В. Приоритеты социальной сферы в условиях современного российского общества / А. В. Клюев // Управленческое консультирование. – 2021. – № 4. – С. 169-174.

Коробейников И.А. О концептуальных и практических аспектах диагностики и коррекции умственной отсталости / И.А. Коробейников // Социальная и клиническая психиатрия. –2023. – С. 21-24.

Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников – М.: ПЕР СЭ, 2022. – 289с.

Кулагина Е.В. Семьи с детьми инвалидами: социально - экономическое положение // Народонаселение / Е. В. Кулагина. – М.: – 2022. – С.174-178.

Львова С.А. Практический материал к урокам социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А.Львова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 166с.

Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие / А.Р. Маллер – М.: АРКТИ, 2020. – 301с.

Павлова Ж.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке / Ж.П. Павлова. – Дефектология. – 2017. – 211с.

Поликова А.В. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями / А.В. Поликова – М.: - КТМУ – 2016. – 207с.

Программа по социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации / авт. сост. И.И. Чигарова, Э.Х. Шайхиева – Казань: ООО «Офсет-сервис», 2017. – 134 с.

Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 156с.

Соколова Н.А. Социальная адаптация как технология социальной работы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. – С.12-17.

Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, Институт социальной работы, М., 2016. – 196с.

Холостова Е. И. Технологии Социальной работы: учеб. пособие. / Е.И. Холостова. – М., – 2021. – 400 с.

Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социол. исслед. 2020. -№ 4. – С.23-28.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право социального обеспечения
2016 год 45 стр.
Курсовая Пенсионное страхование. Назначение, выплаты, доставка пенсий
Курсовая работа Право социального обеспечения
2012 год 40 стр.
Курсовая Пособия по временной нетрудоспособности
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2013 год 32 стр.
Курсовая Пособия гражданам, проходившим военную службу, и членам их семей
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2014 год 29 стр.
Курсовая Сравнительный анализ страхового и общего трудового стажа
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2016 год 31 стр.
Курсовая Пособие при рождении ребенка
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское