ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВЫХ СУДЕЙ
Правовая природа мировых судей
Подсудность гражданских дел мировым судьям
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ У МИРОВОГО СУДЬИ
2.1. Особенности рассмотрения гражданских дел в мировом суде
2.2. Пути совершенствования производства по гражданским делам
мировых судей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы. В современной правовой России место и роль мировой юстиции в лице мировых судей трудно переоценить, а фактически недооценить вполне реально.
Фактически мировые судьи судов общей юрисдикции осуществляют правосудие в ряде семейных и межличностных коллизий права, эффективно стабилизируя правовую жизнь народа. Их социальная роль в обеспечении судебной защиты прав и законных интересов особых категорий граждан-социально незащищенных и малоимущих - в ближайшее время будет только усиливаться.
Для того чтобы мировая система правосудия заняла достойное место в системе судов общей юрисдикции, необходимо дать концептуальное обоснование ее целесообразности в современных условиях. Что касается гражданского судопроизводства, то такими основаниями могут быть разработка наиболее целесообразной формы процедуры рассмотрения и разрешения гражданских дел, возложенных на них законом.
Следует отметить, что в настоящее время всестороннее изучение судебной роли и конкретных обстоятельств деятельности мировых судей по гражданским делам с учетом действующего Гражданского процессуального кодекса, регулирующего их деятельность в сфере гражданской юрисдикции, а также опыта, накопленного в их работе в современных условиях, в полной мере не разработано и не доказано.
Кроме того, при рассмотрении мировыми судьями конкретных гражданских дел все ещё возникает немало процессуальных вопросов, требующих разрешения и отражения в законодательстве.
Порядок рассмотрения и разрешения, отнесенных к компетенции мирового судьи гражданских дел подчинен общим правилам гражданского судопроизводства. Однако место, занимаемое мировым судейством в системе судов общей юрисдикции, те задачи, которые оно призвано решать при осуществлении правосудия по гражданским делам, особенности организации судебной деятельности, оказали влияние на судебные процедуры рассмотрения и разрешения мировыми судьями конкретных дел. В связи с этим производство по гражданским делам у мировых судей характеризуется определенными отличительными особенностями, объективно требующих дополнительного изучения.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы производства гражданских дел у мировых судей - базовые проблемы нашего государства, которые в разное время рассматривали и анализировали такие ученые, как Черкашин В.А., Артеменко А.В., Лысенкова Е.Н., Крамская М.С., Марьина Е.В. и другие. Новое время, новое законодательство и трансформация производства гражданских дел у мировых судей сделали проблему еще сложнее и актуальнее, о чем свидетельствует большое количество научных работ.
Объектом исследования являются общественные отношения возникающие при производстве гражданских дел у мировых судей.
Предметом исследования выступает гражданско-правовое регулирование производства у мировых судей по гражданским делам.
Целью курсовой работы является исследование анализа производства по гражданским делам у мирового судьи.
К задачам исследования относятся:
– рассмотреть правовую характеристику мировых судей;
исследовать особенности производства по гражданским делам у мирового судьи.
Теоретической основой курсовой работы выступают работы отечественных авторов таких как: Черкашин В.А., Артеменко А.В., Лысенкова Е.Н., Крамская М.С., Марьина Е.В. и другие.
Методологическую основу исследования составили основные положения диалектического метода научного познания; в курсовой работе также применены системно-структурный, конкретно-исторический, сравнительно-правовой, специально-юридический, социологический методы, метод статистического анализа.
Нормативную основу составили: Конституция РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», а так же федеральное законодательство, затрагивающее вопросы мировой юстиции, законодательство субъектов РФ о мировых судьях, о порядке назначения и компетенции.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов и выводов полученных при написании выпускной квалификационной работы в совершенствовании законодательства в правоприменительной деятельности мирового судьи.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВЫХ СУДЕЙ
- Правовая природа мировых судей
За небольшой период времени были приняты основополагающие нормативно-правовые акты, которые определяли основные принципы функционирования деятельности мировой юстиции в России. Целью мировой юстиции является упрощение порядка судопроизводства и сокращение его срока. В действующем законодательстве РФ сформулировано определение термина «мировой судья» в ст. 1 ФЗ от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее— Закон № 188), в соответствии с которым мировой судья — это физическое (должностное) лицо, принадлежащее к корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое избирается или назначается центральными или местными органами государственной власти, единолично рассматривает дела о мировом суде и содействует в установлении мирных отношений между спорящими сторонами[1]. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации, такой порядок устанавливается федеральным законом. Мировые судьи являются судами общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Так же на мировых судей и их членов семьи распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а так же социальной защита и материального обеспечения. Согласно п. 3 ст. 1 Закона № 188, постановления мировых судей, их законные требования, распоряжения, поручения, вызовы и другие обращения, вступившие в законную силу являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, иных юридических и физических лиц и подлежат неукоснительному исполнению[2]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что правовое положение мировых судей двойственно. С одной стороны он будет судьей общей юрисдикции, а с другой — законодатель признает его полноценным носителем судебной власти, элементом единой судебной системы РФ, принимающим постановления от имени РФ[3]. В связи с этим возникают следующие резонные вопросы. А кто же такой современный мировой судья в России? Чем он отличается от мировых судов и мировых судей, существующих в иных государствах? Почему в состав судебной системы включены мировые судьи, а не мировые суды? Для этого потребуется всесторонний анализ всех основных признаков мирового судьи. Для определения правовой природы мирового судьи в действующей правовой системе Российской Федерации необходимо выделить организационные и процессуальные признаки института мировых судей в Российской Федерации. В настоящее время сущностные характеристики правовой природы мирового судьи заключаются в том, что он является носителем судебной власти, то есть, наделен полномочиями осуществлять правосудие от имени судебной власти.
Он вправе принимать решения, обязательные для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и т. д. Неиспол нение постановления мирового судьи и другое проявление неуважения влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Все судьи РФ, в том числе, и мировой судья, обладают единым статусом и отличаются только полномочиями и компетенцией. Мировой судья — судья общей юрисдикции, т. е. относится к судьям, которые рассматривают и разрешают дела в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он является частью судебной системы, судьей общей юрисдикции, чьи решения обжалуются в апелляционном, кассационном, надзорном порядке. Однако мировой судья не наделяется правом вынесения судебных решений, касающихся ущемлений прав и свобод гражданина, предусмотренных ст. 22, 23 и 25 Конституцией РФ [4], также он не в праве осуществлять иные виды деятельности, которыми наделены суды общей юрисдикции, в том числе, пересматривать свои постановления по уголовным делам в порядке новых или вновь открывшихся обстоятельств. Мировые судьи одновременно признаются судьями субъектов Федерации и судами субъектов Федерации. Т. е. в одном случае, законодатель подразумевает под мировым судьей физическое лицо, обладающее определенным статусом (ч. 1 ст. 1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации»)[5], в другом — звено судебной системы (ч. 4. ст. 4 Закона «О судебной системе Российской Федерации»[6]. Если же говорить о полномочиях, то, несмотря на то, что мировые судьи должны рассматривать уголовные и гражданские дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами, перечень материалов об административных правонарушениях может быть расширен для мирового судьи за счет местных законов, устанавливающих административную ответственность за различные правонарушения.