Малое предпринимательство в условиях современного развития экономики играет важную роль для развития производственных и непроизводственных отраслей хозяйствования в силу большей мобильности в условиях рынка, более эффективной инновационной и инвестиционной политике. Зачастую именно малые предприятия совершают технологические рывки в высокоинтеллектуальных сферах хозяйственной деятельности. С другой стороны – малые и предприятия являются одним из источников, поступающих в казну государств налоговых отчислений и, таким образом, поддерживают экономическую и социальную сферу деятельности государств.
При всей важности малых предприятий для национальных экономик, их деятельность сопряжена с различными препятствиями, начиная от административных барьеров в виде бюрократизации экономики и заканчивая экономическими барьерами в виде так называемого «порога входа в отрасль». Очевидной является необходимость государственной поддержки малого предпринимательства, и в данном направлении каждое государство само выстраивает свою линию поведения с учетом степени эффективности организации управления национальной экономики и долгосрочных экономических и социальных ориентиров.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что на современном этапе развитие экономических отношений неотрывно от процесса становления и стабилизации предпринимательского сектора, при этом не требует особых доказательств положение о том, что главенствующая роль здесь принадлежит инфраструктуре предпринимательских отношений, в задачи которой должно входить не только обеспечение процесса становления сектора малого предпринимательства, но и создание условий для его эффективного и устойчивого развития.
Отечественная же практика отражает недостаточное развитие и соответственно неэффективное функционирование предпринимательской инфраструктуры, многообразие которой требует системного подхода в рамках исследования ее проблематики.
Цель курсовой работы – провести анализ деятельности малого предприятия и разработать направления по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, функции и критерии малого предпринимательства;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование функционирования малого предпринимательства;
- выявить современные особенности развития малого предпринимательства на муниципальном уровне;
- дать краткую характеристику малому предприятию;
- провести анализ отраслевого рынка;
- оценить финансово-экономические показатели деятельности малого предприятия;
- определить направления совершенствования деятельности малого предприятия.
Объектом исследования выступило малое предприятие ООО «Авангард».
Предметом исследования является деятельность малого предприятия ООО «Авангард».
Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили труды: Юсуповой С.М., Маланичевой М.И., Орехова Н.А., Давыдовой А.А. и других, а также нормативно-правовые акты по теме исследования, материалы диссертационных исследований, научных статей и ресурсы сети Интернет.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
- Малое предпринимательство: понятие, функции, критерии
В современных условиях развитость малого предпринимательства является драйвером правильного функционирования механизма рыночной экономики, от которого зависит уровень производства в стране и ее экономическое развитие.
Первоначально необходимо определить понятие «малое предпринимательство», чтобы понять всю его сущность и определить роль в развитии рыночной экономики. Однако определения данной категории, оперирующие в научном сообществе, не имеют единого подхода. Поэтому для формулирования более полного толкования необходимо рассмотреть точки зрения различных авторов (таблица 1).
Таблица 1 – Трактовки понятия «малое предпринимательство»
Авторы
|
Определение
|
Давыдова А.А., Конева А.А.
|
«Малое предпринимательство – вид экономической деятельности, направленный на реализацию инноваций, с целью максимизации прибыли, осуществляемого малыми формами хозяйственных субъектов, в соответствии с законодательством страны» [11].
|
Жура С.Е.
|
«Малый бизнес – деятельность собственников и бизнес-единиц (малых предприятий), признанных малыми в соответствии с требованиями законодательства направленная на получение дохода» [12].
|
Юсупова С.М.
|
«Малый бизнес – совокупность хозяйствующих субъектов (коммерческие организации – юридические лица и индивидуальные предприниматели – физические лица), отнесенных законодательством на основании определенных критериев к субъектам малого и среднего бизнеса, деятельность которых связана с получением прибыли» [20].
|
Маланичева М.И.
|
«Малое предпринимательство – это фундаментальная основа развития экономики муниципальных образований и субъектов Российской Федерации» [16].
|
Орехов Н.А.
|
«В широком смысле малый бизнес представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц – малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности» [18].
|
Как видно из таблицы 1, авторы используют понятия «малый бизнес» и «малое предпринимательство», как синонимы. Однако Жура С.Е. сделала вывод, что данные категории не являются тождественными, поскольку малое предпринимательство – это: «деятельность предпринимателей и бизнес-единиц (малых предприятий), отнесенных к субъектам малого предпринимательства в соответствии с требованиями законодательства направленная на получение дохода, основанная на риске и базирующаяся на новаторском (инновационном) подходе» [12], в то время, как малый бизнес – это деятельность собственников и малых бизнес-единиц, направленных на получение дохода.