1. Общая характеристика русской философии
Проблема самобытности русской философии
2. Особенности русской философии Просвещения (Г. Сковорода, Ф. Прокопович, А. Радищев, М. Ломоносов)
3. Общая характеристика русской философии Х1Х века. Славянофильство, западничество, консерватизм, почвенничество, революционный демократизм
4. Русская религиозная философия к. Х1Х-н. ХХ века
(В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков и др.)
5. Основные положения русского космизма
(Н. Федоров, В. Вернадский и др.)
6. Философия советского и постсоветского периода
Список литературы
1. Общая характеристика русской философии.
Проблема самобытности русской философии.
Русская философия создала целую систему идей и концепций, которые считаются предметом национальной гордости. Сегодня интерес к русской философской мысли определяется необходимостью поиска новых ориентаций к проблемам окружающей действительности. Ведь именно философия как поле формирования смыслообразований человечества (мифологических и рациональных, религиозных и материалистических, метафизических и диалектических концептов) призвана дать ответы на многие вопросы российской современности.
Определение понятия русской философии связано с решением двух основных вопросов: установлением хронологических рамок и выявлением особенностей, позволяющих говорить о самобытной философской мысли
Особенности. Уже в первом сочинении, посвященном русской философии (архимандрит Гавриил «Русская философия») содержит указание на особенности русского философского мышления: «божья благодать по-разному распределена для разных народов».
Э.Л. Радлов («Очерк истории русской философии», 1912 г.) выделяет следующие особенности русской философии: обращенность к вопросам социальной практики («искание правды и смысла жизни»), этическая ориентированность, отрицание субъективизма как в области гносеологии, так и в обосновании морали.
Русская философия - это неотъемлемая часть мировой культуры. В этом её значение как для философского познания, так и для общекультурного развития.
По общепринятому мнению, русская философия в основном занимается проблемами этики. Это мнение неверно. Во всех областях философии – гносеология, логика, этика, эстетика и история философии – велись исследования в России до большевистской революции. В более позднее время действительно русские философы особенно интересовались вопросами этики. Начнем с гносеологии – науки, имеющей жизненно важное значение для решения всех других философских вопросов, так как она рассматривает их характер и пути их исследования.
В русской философии широко распространен взгляд о познаваемости внешнего мира. В русской философии стремление к цельному познанию и острое чувство реальности тесно сочетается с верой во все многообразие опыта как чувственного, так и более утонченного, дающего возможность глубже проникнуть в строение бытия. Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности, но, прежде всего, они доверяют религиозному мистическому опыту, который устанавливает связь человека с богом и его царством.
Ряд русских мыслителей посвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мироздания. В этом состоит характерная черта русской философии. То, что развитие русской философии нацелено на истолкование мира в духе христианства, говорит о многом: русская философия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации.
Русская философия, прежде всего, резко и безоговорочно онтологична. Русскому уму совершенно чужд всякий субъективизм, и русский человека меньше всего интересуется своим собственным узколичным и внутренним субъектом. Этот онтологизм однако (в противоположность Западу), заостряется в материи, что характерно для него еще со времен мистической архаики. Самая идея божества, как они развивались в русской церкви выдвигает на первый план элементы телесности. Еще в самом конце XIX века русский философ В.Соловьев указал на «религиозный материализм», «идею святой телесности», дающей возможность утверждать не только всемирное божество, но и максимальную энергию всего материального и, в частности, чисто человеческой воли и действия. Поэтому нет ничего удивительного или непонятного в словах Писарева о том, что «ни одна философия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный здоровый и свежий материализм».