Введение
1. Общая характеристика социального обеспечения
1.1. Право человека на социальное обеспечение
1.2. Понятие, цели и функции социального обеспечения
1.3. Функции и признаки социального обеспечения
2. Система социального обеспечения
2.1. Правоотношения в сфере социального обеспечения
2.2. Организационно-правовые формы социального обеспечения
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования обусловлено тем, что значение права на социальное обеспечение актуализировалось в последние годы, будучи во многом обусловлено непростыми условиями жизни и развития общества. Усложнение политической обстановки, ухудшение экономической ситуации, непрекращающаяся опасность инфекционных заболеваний демонстрируют, что частота обращения граждан к системам социального обеспечения за различного рода предоставлениями будет лишь возрастать.
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Основной целью социальной политики современного российского государства является установление социальной справедливости, выражающейся в защите граждан от сложных жизненных ситуаций: безработицы, банкротства, потери заработка и трудоспособности и прочего, а также в стремлении исключения социальных привилегий для отдельных категорий граждан. В целом социальная политика современного гос ударства представляют собой целый комплекс различных мер, направленных на предотвращения бедности и социального неравенства.
Конституционное право на социальное обеспечение во взаимосвязи с конституционным принципом социального государства переводит цель создания условий для достойной жизни и свободного развития человека в инструментальную плоскость защиты от социальных рисков путем предоставления социального обеспечения. Возлагая на государство обязанность установить систему социального обеспечения, оно во взаимодействии с другими конституционно-правовыми средствами определяет контуры такой системы, требования к ее стабильности, а также прочие конституционно обусловленные параметры.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации прав человека и гражданина на социальное обеспечение.
Предмет исследования составляют нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы социального обеспечения, а также доктринальные источники и мнения специалистов по данным вопросам.
Цель работы – исследовать систему социального обеспечения в Российской Федерации. Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
раскрыть содержание права человека на социальное обеспечение;
определить понятие, цели и функции социального обеспечения;
охарактеризовать функции и признаки социального обеспечения;
рассмотреть особенности правоотношений в сфере социального обеспечения;
проанализировать организационно-правовые формы социального обеспечения.
Методологическую основу работы составляют общенаучные и специальные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, логический, диалектический, структурно-функциональный.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, объединяющих пять параграфов, заключение и список использованной литературы.
1. Общая характеристика социального обеспечения
1.1. Право человека на социальное обеспечение
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации[1] (далее – Конституция РФ), права и свободы человека представляют собой высшую ценность, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Основное естественное и неотъемлемое право человека – право на жизнь (ст. 20) может рассматриваться с природной (биологической), социальной и других точек зрения. Природная сторона предполагает запрет смертной казни, а социальный аспект – предоставление каждому человеку и его семье необходимых для достойной жизни средств существования.
Из текста ст. 39 Конституции РФ прямо следует, что государство осуществляет правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением денежных средств и услуг в целях удовлетворения потребностей нетрудоспособных граждан.
Поскольку социальная функция государства является одной из важнейших, в России существует и функционирует разветвленная система социального обеспечения.
Право человека на получение от государства определенных видов социального обеспечения гарантировано статьями 2, 7, 39, 41 Конституции РФ. Для реализации данного права в России созданы организационные, правовые и экономические условия, благодаря которым люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации получают помощь от государства для предотвращения негативных последствий, которые могут наступить от таких жизненных обстоятельств.
Право на социальное обеспечение представляет собой гарантированную государством возможность получения гражданином материальной поддержки государства в случаях наступления социальных рисков, влекущих временную или постоянную нетрудоспособность человека и соответственно утрату средств на существование по не зависящим от человека обстоятельствам[2].
В настоящее время конституционное право на социальное обеспечение является комплексным и основополагающим для гражданина, так как гарантирует ему право на достойную жизнь, потому что в случаях утраты дохода или наступления при наступлении различных социальных он получает компенсацию от государства.
Право на социальное обеспечение реализуется путем предоставления одного из следующих видов социальной поддержки: пенсионное обеспечение; получение социальных страховых выплат в связи с рождением детей, производственной травмы или по случаю временной нетрудоспособности и др.; на социальную помощь в виде социальных услуг (предоставляемые инвалидам) или в финансовой помощи из бюджета; медицинскую помощь и лечение. Реализация данного права происходит на основании действия как федеральных нормативно-правовых актов, так и правовых актов органов власти субъектов и местной администрации, потому что область социального обеспечения находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов[3].
Гарантируя гражданам право на социальное обеспечение, государство предпринимает определенные финансовые, правовые и организационные меры, предоставляя пенсии, страховые пособия, социальные и медицинские услуги, а также государственную помощь в целях предотвращения страховых рисков.
Несмотря на гарантированность социального обеспечения, люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации сталкиваются с непониманием их проблем и нежеланием представителей соответствующих государственных органов предоставить социальное обеспечение с учетом жизненных обстоятельств, таких как инвалидность, болезнь. Интересы незащищенных слоев населения в России, таких как дети, инвалиды, бездомные, престарелые и одинокие граждане выносятся в теории права на первый план, а на практике социальная работа в этом направлении только в последние годы получила старт своего развития[4].
Реализация социально-экономических прав прямо связана с выполнением государственных обязательств в области социальной политики поскольку эти права останутся декларациями без выделения необходимого объема финансовых средств и создания организационных структур, наделенных соответствующими полномочиями.
Степень удовлетворения социально-экономических прав оценивается с помощью таких понятий, как «достойный», «социально приемлемый», «минимально достаточный» уровень жизни, точные показатели которых установить затруднительно. В связи с этим до сих пор существует мнение о том, что их нельзя гарантировать в качестве субъективных прав. В отличие от гражданских и политических прав, социально-экономические права характеризуются не как субъективные права человека, а как обязанности государства. Следовательно, в реальной жизни они представляют собой лишь целевые установки, закрепляемые в национальном законодательстве с учетом финансовых возможностей государства в конкретный исторический периода.
Арутюнян Д.Г. Организационно-правовая форма социального обеспечения как обязательный атрибут социального государства // Социально-гуманитарные знания. – 2021. – № 2. – С. 276-283.
Атабекова Н.К. Об одной из составляющих права на социальное обеспечение // Вестник Российской правовой академии. – 2020. – № 2. – С. 58-65.
Афтахова А.В. Право социального обеспечения. – М.: Юрайт, 2023. – 474 с.
Гусарова С.В. Государственная социальная помощь как фактор права социального обеспечения // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. – 2021. – № 18. – С. 8-13.
Дымов А.В. Проблемы реализации конституционного права граждан российской федерации на социальное обеспечение // Современные инновационные образовательные технологии и развитие экономики: матер. междун. науч.-практич. конфер. – Липецк, 2020. – С. 74-77.
Истомина Е.А. Развитие способов подтверждения права на социальное обеспечение // Пермский юридический альманах. – 2021. – № 4. – С. 554-565.
Каболов В.В. Право социального обеспечения: учебное пособие / В.В. Каболов, Д.М. Качмазова, Э.С. Бутаева. – Владикавказ: СКГМИ, 2021. – 117 с.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. С.А.
Осипова Е.С. Актуальные проблемы реализации права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации // Закон. Право. Государство. – 2019. – № 4-1 (24). – С. 157-159.
Всего 21 источник литературы