Введение
Глава 1. Основы разработки и реализация государственной экологической политики в России
1.1 Российское экологическое законодательство: сильные и слабые стороны
1.2 Министерство природных ресурсов и экологии РФ: цели, задачи и полномочия в сфере экологической политики
1.3 Зарубежная практика разработки и реализации экологической политики в странах с развитой рыночной экономикой и ее применение в России
Глава 2. Анализ и оценка экологической ситуации в субъектах ПФО в 2000-2018 гг.
2.1 Анализ основных статистических показателей в сфере экологии и загрязнения окружающей среды
2.2 Факторный анализ и риски ухудшений, экологической ситуации на современном этапе социально-экономического развития
2.3 Оценка экологической ситуации в Ульяновской области и ее муниципальных образованиях, экологические рейтинги.
Глава 3. Разработка и реализация государственной экологической политики в субъектах РФ (на примере Ульяновской области)
3.1 Государственные региональные экологические программы и оценка их эффективности
3.2 Организация и структура контрольно-надзорных органов власти на территории субъекта РФ, их нормативно-правовое и финансовое обеспечение
3.3 Направления совершенствования государственной экологической политики в субъектах РФ и механизма ее реализации
Заключение
Список использованных источников
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время, наряду с вопросами устойчивого развития, большое внимание уделяется стратегии экологической безопасности деятельности человека. Сущность стратегии в том, что должна реализовываться только экологически безопасная деятельность, не угрожающая отрицательными последствиями населению и природному окружению.
Согласно закону Российской Федерации об охране окружающей среды, экологическая безопасность понимается как «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий».
Из этого определения следует, что экологически безопасной может считаться такая деятельность, которая хотя и приводит к изменениям в состоянии природного окружения, но не вызывает в нем структурных и функциональных нарушений и сохраняет ресурсы самовосстановления гео- и экосистем.
Если под состоянием гомеостаза экосистемы понимать ее способность поддерживать свою жизнедеятельность в условиях антропогенных нагрузок, то экологически безопасная деятельность – это деятельность, не нарушающая гомеостаз природных комплексов. Другими словами, экологически безопасная деятельность допускает изменения показателей состояния гео- и экосистем, однако они не должны выходить за пределы их естественных колебаний.
Стратегия экологической безопасности природопользования исходит из трех основополагающих тезисов-требований: расширяющееся промышленное использование природных ресурсов должно быть не только экономически эффективным, но и экологически безопасным; оценка экологической безопасности процессов природопользования выносится с позиций не только текущего момента, но и предвидимого среднесуточного периода: безопасность должна быть устойчивой при всех практически возможных изменениях общей обстановки в стране и мире; при любых формах собственности на природные ресурсы и на эксплуатирующем его предприятии общий контроль и ответственность за выполнение требований экологической безопасности сохраняются за органами государственного управления.
Под безопасностью подразумевается устоявшееся состояние практического отсутствия определенных опасностей, т.е. крайне малая угроза сбоев нормальной ситуации. В свою очередь, «отсутствие опасностей» практически означает близкую к нулевой степень риска их реального возникновения. Большая или меньшая степень предполагаемого риска – одна из важнейших характеристик любого проекта. При этом сам риск измеряется двумя основными величинами – причиняемым ущербом в случае сбоя и ожидаемой вероятностью возникновения сбоев.
Природопользование так или иначе наносит ущерб общему экологическому состоянию любого региона. Ульяновск не является исключением. Основными экологическими проблемами города являются загрязнение воздуха, разрушающийся полигон бытовых отходов и проблема водоочистки, водоочистные сооружения в городе были запущены достаточно недавно.
Целью данной работы является изучение совершенствования государственной экологической политики для Ульяновской области.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы реализации экологической политики в районах нефтегазового освоения.
2. Провести анализ экологической политики в регионах на примере ПФО.
3. Выявить проблемы реализации экологической политики в Ульяновской области.
4. Определить перспективы повышения эффективности экологической политики в Ульяновской области.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии положений, раскрывающих перспективы повышения эффективности экологической политики в Ульяновской области. Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в работе выводы и рекомендации могут быть использованы на практике.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Основы разработки и реализация государственной экологической политики в России
1.1 Российское экологическое законодательство: сильные и слабые стороны
Система природоохранного законодательства состоит из экологических нормативно-правовых актов разного уровня и находится в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда – объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.
Рассмотрим Законодательство в области экологии 2018 года:
Федеральные законы по экологии:
- Федеральный закон от 28.12.2017 г. № 422-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принят закон, направленный на гармонизацию законодательства об экологической экспертизе.
- Федеральный закон от 28.12.2017 г. № 431-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О ветеринарии“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Постановления правительства по экологии:
- Постановление Правительства РФ от 29.12.2017 г. № 1690 «О внесении изменений в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности». С 1 января 2018 года ставки платы за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей возросли в 10 раз.
- Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 г. № 1499 «О внесении изменения в ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду». Исправлена техническая ошибка, допущенная в ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду.
- Постановление Правительства РФ от 11.11.2017 г. № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Правительством РФ увеличены коэффициенты для расчёта платы за аренду федеральных лесных участков на 2018 — 2020 годы.
- Постановление Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 1676 «О внесении изменений в Положение об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа».
Приказы по экологии:
- Приказ Минприроды России от 21.08.2017 г. № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчёт об использовании лесов, формы и порядка представления отчёта об использовании лесов, а также требований к формату отчёта об использовании лесов в электронной форме». Обновлена форма отчёта об использовании лесов.
- Приказ Минприроды России от 21.08.2017 г. № 452 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчёт о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчёта о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме». Обновлена форма отчёта о воспроизведении лесов и лесоразведении.
- Приказ Минприроды России от 15.09.2017 г. № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа». Обновлены требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации газоочистных установок. Начало действия документа — 10.07.2018 г.
- Приказ Минприроды России от 04.08.2017 г. № 435 «Об утверждении критериев и срока категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке». Установлены критерии выделения приоритетных объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.
Распоряжения по экологии:
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2970-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». Утверждён новый перечень товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
- Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2017 г. № 2371-р «Об установлении количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объёме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и допустимого объёма производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации на 2018 год». На 2018 год утверждены объёмы производства и потребления озоноразрушающих веществ в РФ.
Письма по экологии:
- Письмо Росприроднадзора от 06.12.2017 г. № АА-10-04-36/26733 «О направлении информации». Росприроднадзором разъяснён вопрос отнесения отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, к твёрдым коммунальным отходам.
- Письмо Росприроднадзора от 04.12.2017 г. № АА-10-04-32/26588 «О направлении разъяснений». Разъяснён порядок утилизации медицинских и биологических отходов.
- Письмо Росприроднадзора от 24.11.2017 г. № АС-09-05-31/26010 «О государственной экологической экспертизе». Разъяснены особенности рассмотрения материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями.
- Письмо Росприроднадзора от 13.10.2017 г. № АС-10-01-36/22597 «О разъяснениях требований законодательства в области обращения с отходами». До сведения территориальных органов Росприроднадзора доводится обобщенная информация по результатам проведенной Генеральной прокуратурой РФ проверки соблюдения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
- Информация Росприроднадзора от 30.11.2017 г. "Электронный формат «Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду». Росприроднадзором утверждён XML-формат декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка отражены в Конституции РФ. Она вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Федеральный закон №o7-ФЗ от 10.01.02 "Об охране окружающей среды" определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.
Рассмотрим главные изменения в экологическом законодательстве 2018 года.
Федеральный закон от 28.12.2017 № 422-ФЗ. Этот закон внес изменения в ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и ст. 12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды». В соответствии с этими изменениями, объекты капитального строительства I категории и предприятия, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в воздух, получили год отсрочки на проведение экологической экспертизы проектной документации и разработку обоснования для получения экологического разрешения.
До принятия Федерального закона от 28.12.2017 № 422-ФЗ все компании, осуществляющие хозяйственную и производственную деятельность, связанную с загрязнением атмосферы, должны были до 1 января 2018 года установить системы измерения и учета выбросов в воздух вредных веществ. Этот закон касался в первую очередь стационарных источников загрязнения атмосферы – газодобывающих компаний, нефтеперерабатывающих комплексов, предприятий, производящих минеральные удобрения и т. д. В соответствии с принятыми изменениями, срок установки специального оборудования для учета выбросов отложился до 1 января 2019 года.
Еще одно изменение – отмена обязательного проведения экологической экспертизы при осуществлении капитального ремонта объектов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. В соответствии с новым законом отменено требование передачи документов на экологическую экспертизу федерального и регионального уровня при планировании капитального ремонта.
Федеральный закон от 30.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон, Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Этот законодательный акт меняет правила регулирующие оборот отходов на предприятиях и обращение твердых коммунальных отходов (ТКО). Также был изменен порядок расчета суммы экологических платежей, которые предприятие вносит в бюджет в качестве компенсации за негативное воздействие на окружающую среду.
Федеральный закон от 28.12.2017 г. № 422-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Консультант Плюс
Федеральный закон от 28.12.2017 г. № 431-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О ветеринарии“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»//Консультант Плюс
Постановление Правительства РФ от 29.12.2017 г. № 1690 «О внесении изменений в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности».
Постановление Правительства РФ от 11.11.2017 г. № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Постановление Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 1676 «О внесении изменений в Положение об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа».
Анализ структуры землепользования территории Меркулов П. И, Варфоломеев А. Ф., Меркулова С. В., Люгзаев А. В., Сайгушкина Т. А. // Юг России: экология, развитие. – 2007. – № 3. – С. 77– 84.
Анализ колебаний увлажнѐнности на территории / Меркулов П. И., Меркулова С. В., Хлевина С. Е., Варфоломеев А. Ф. // Академический журнал Западной Сибири. – 2015. – Т. 11, № 2 (57). – С. 78.
Бобылев С. Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования. – М., 2013. – 567 с.
Белов А. А., Кирюшин А. В. Оценка типичных концентраций микроэлементов (на примере почв Мордовии) // Наука и мир. – 2014. – Т. 2, № 11. – С. 169–170.
Белов А. А. Влияние антропогенной деятельности человека на загрязнение подземных вод Республики Мордовия // Актуальные вопросы строительства. – Саранск, 2008. – С. 437–440.
Белов А. А., Маскайкин В. Н. Оценка изменения физико-механических свойств грунтов при подтоплении (на примере Республики Мордовия) // Научные труды SWorld. – 2015. – Т. 20, № 2 (39). – С. 4–8.
Всего 50 источников