Введение
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ФАКТОР
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
1.1. Перспективы развития современной цивилизации в условиях
глобального экологического кризиса
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА, КАК ИННОВАЦИОННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
2.1. Факторы, влияющие на развитие экологического туризма
2.2. Трансформации в сфере экологического обучения студентов
2.3. Интеграционные факторы, обуславливающие возможности
совершенствования экологической подготовки студентов
Глава 3. Оценка данных химического состава воздуха в учебных аудиториях за 5 летний период обучения студентов и экологическая оценка их заболеваний
3.1. Измерение химического состава воздуха в аудиториях
Заключение
Список используемой литературы
Информационная революция конца ХХ века принесла современному обществу не только бесспорные достижения научно-технического прогресса. Вместе с этим появились первые признаки приближения планетарной цивилизации к очередному кризису. За последние сто лет энергетическая мощь производственных и боевых технологий выросла соответственно на 3 и 6 порядков. Интеллект достиг такого операционного могущества, что выработанные в предыдущем историческом опыте средства сохранения человеческого общества перестали отвечать новым условиям.
Одновременно с превращением человека в глобальную «геологическую силу», способную существенно изменять состояние окружающей среды, в современном обществе возник и с течением времени усиливается социально-психологический синдром, получивший название «синдром предкризисного человека». Данный синдром сопутствует периодам нарушения баланса между технологическим потенциалом общества и качеством регуляторных механизмов культуры, к которым непосредственно относится культура поведения человека в естественной природе.
Непосредственным следствием дисбаланса становится эйфорическое ощущение всемогущества, вседозволенности и безнаказанности, представление о мире как безграничном пространстве, неисчерпаемом источнике ресурсов и пассивном объекте покорения. Далее включается комплекс психологических механизмов, под действием которых снижается уровень общественного сознания, качество принимаемых решений и действий. В связи с этим задача предотвращения экологических катаклизмов, возникающих с ростом технологической мощи, становится все более сложной. С углублением дисбаланса между развитием производства и способностью общества предвидеть отдаленные последствия своей деятельности, кризисогенная активность нарастает, ускоряя исчерпание доступных ресурсов. В итоге эйфория и растущие ожидания общества сменяются депрессивным состоянием или агрессией. Агрессия, не находящая выхода вовне, переориентируется вовнутрь социальной системы. Часто это становится завершающей, катастрофической фазой предкризисного состояния.
Синдром предкризисного человека возникает вне зависимости от исторического этапа, культурного уровня общества и типа социального развития. По психологическим признакам надвигающийся кризис можно диагностировать уже тогда, когда экономические, политические и другие объективные показатели еще свидетельствуют о социальном благополучии.
Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком беспрецедентного кризиса современной цивилизации, уходящего корнями в историю человечества. И это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности человеческой цивилизации. Кризисный процесс становится явным и глобальным, он охватывает такие сферы, как окружающая среда, пища, вода, климат и т.д., составляющие естественные основы существования человечества. В настоящее время речь идет уже о возможности исчезновения Человека разумного как биологического вида.
Россия, как и весь остальной мир, находится в состоянии нарастающего экологического кризиса, который в российских условиях усугубляется тяжелой экономической ситуацией и нестабильной политической обстановкой. Кризисные ситуации антропогенного характера не единожды возникали в истории и предистории человечества и во всех случаях они имели единый сценарий возникновения и развития – несоответствие качества механизмов культурной регуляции темпам развития научно-технического прогресса и роста производства, незнание или игнорирование принципов функционирования естественных экосистем, и, как следствие, их разрушение в результате хозяйственной деятельности. Единственным выходом из кризисного состояния на любом этапе развития человечества является кардинальная перестройка духовной культуры, производственных технологий и всей жизнедеятельности общества в целом, причем современная ситуация диктует необходимость формирования нового вида культуры – экологической.
Человечество может преодолеть опасность глобальной катастрофы, только если перестроит свои мировоззренческие установки и приведет в соответствие с требованиями концепции устойчивого развития свои представления о свободе и ответственности. В условиях обостряющегося экологического кризиса, перед лицом глобальных проблем человеку следует подумать о том, чтобы измениться самому, уточнить систему ценностей и серьезно задуматься над собственным выживанием. И в этом далеко не последнюю роль призвана сыграть экологическая культура и, лежащее в ее основе, экологическое образование.
Таким образом, одной из приоритетных задач современного общества является повышение качества экологического образования подрастающего поколения, подготовка экологически грамотных членов общества, способных как в профессиональной сфере, так и в быту поступать в соответствии с экологическими принципами. Данная проблема обусловила тему нашего исследования: «Инновационные социокультурные технологии как способ становления экологического мировоззрения субъектов образования (на материалах деятельности гуманитарных вузов)».
Актуальность исследования - необходимость отказа современного человека от потребительского подхода к окружающей среде в условиях усиливающегося глобального экологического кризиса и формирование экологического мировоззрения как необходимого условия дальнейшего существования планетарной цивилизации.
Область исследования - разработка педагогических методов и методик в социально-культурной деятельности в учреждениях культуры и образования.
Цель и задачи исследования – изучение современных инновационных социокультурных технологий, способствующих формированию экологического мировоззрения студентов высших учебных заведений. Основные задачи: анализ возможных перспектив развития современной цивилизации; изучение современных подходов к процессу экологического образования и воспитания, способствующих формированию экологического мировоззрения; разработка авторской методики обучения экологии в гуманитарном вузе.
Предмет исследования - формирование экологического мировоззрения студентов гуманитарных вузов.
Объект исследования – экоориентированные инновационные социокультурные технологии.
Методологическая и теоретическая основа исследования – теоретически-ми основами являются труды в области развития идей ноосферы и экологической культуры (Вернадский В.И., Моисеев Н.Н., Реймерс Н.Ф.); методики обучения в высшем профессиональном образовании (Лихачев Д.С., Леднев В.С., Новиков А.М.).
Научная новизна исследования - изучение принципиально новых видов активного обучения и отдыха – экологические тропы и экологический туризм.
Структура исследования - диссертация будет состоять из двух глав по 3 параграфа в каждой, введения, заключения, списка библиографии, приложения. Во введении будет раскрыта актуальность, своевременность, социальная значимость исследования, разработан методологический аппарат. Первая глава будет посвящена теоретическому анализу заявленной проблемы. Вторая глава будет содержать анализ имеющегося опыта, связанного с обучением экологии в гуманитарном вузе, организации формирующего эксперимента, проведенного по авторской программе, методические рекомендации.