Введение
Глава 1. Отражение проблемы мотивации учения в психологии и педагогике, методике обучения химии
1.1. Состояние вопроса мотива и мотивации в психологии и педагогике, методике обучения химии
1.2. Состояние и тенденция проблемы повышения мотивации в обучении химии
1.3. Проблема экологического образования и воспитания при изучении химии
Глава 2. Методика использования экологического материала как средства повышения мотивации в обучении химии в школе
2.1. Моделирование методической системы использования экологического материала как средства повышения мотивации в обучении химии в школе
2.2. Система уроков по химии с использованием экологического материала
2.3. Анализ эффективности использования экологического материала на уроках химии для повышения мотивации обучающихся
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность исследования. Образовательный процесс – это одна из самых значимых общественных структур, в ходе которой происходит обучение и воспитание подрастающего поколения. В приоритете образование должно быть ориентировано на интересы общества и возможности личности обучающихся. На данный момент социально-экономические изменения в жизни общества задают новые параметры функционирования системы образования и одновременно ставят перед ней новые задачи.
В современном мире потребность молодых людей в получении новых знаний значительно снизилась, вследствие этого, перед большинство педагогов возникает вопрос: «Как поспособствовать тяге к знаниям у обучающихся на уроке? Как повысить их мотивацию к обучению?».
Мотивация является одной из ключевых проблем образовательной практики, так как она обуславливает уровень активности учащихся в учебной деятельности. Изучение различных аспектов мотивации и ее развития играют важную роль в организации обучения. Целесообразно говорить не столько о мотивации в целом, сколько о мотивации учебной деятельности и ее аспектах – внутренней и внешней мотивации, а также критериях степени и характера ее сформированности.
В образовательной практике сегодняшнего дня, в силу распространения дистанционного обучения, существенно возрастает требование к минимальному порогу мотивации учащихся, что диктует необходимость изучения специфики ее развития. Существует необходимость преодоления противоречия между потребностью общества в учащихся, мотивированных на качественное освоение образовательной программы среднего образования и недостаточностью понимания внешней и внутренней мотивации учебной деятельности учащихся. Также, имеется потребность в определении эффективных методов развития учебной мотивации, в особенности тех, которые могут дать весомый результат в относительно короткий промежуток времени. Наибольший интерес представляют такие методы, которые способствуют росту учебной мотивации через организацию учебного содержания и деятельности по его освоению и таким образом являющиеся изначально встроенными в образовательный процесс.
Возрастающий с каждым днем объем информации, неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающий загруженность обучающихся, отсутствие современных средств обучения, приводят к тому, что учащиеся теряют интерес к предметам и показывают низкий уровень заинтересованности в химических знаниях.
На уроках естественнонаучной направленности важна наглядность и практико-ориентированность. Различные опыты, лабораторные работы, практические работы, проектная деятельность - все это повышает интерес к данным предметам. Побуждать интерес к естественнонаучным предметам можно во внеурочном формате. При этом эффективны бывают альтернативные виды занятий, например проведение конференции по проблемам сохранения окружающей среды, способствует повышению мотивации к обучению и стимулирует исследовательскую деятельность
Положение места органической химии в экологическом аспекте очень велико, это обусловлено прежде всего тем что именно органическая химии более связана с окружающей нас природой, через познание данной дисциплины, познаются и все законы природы.
Задачи, которые должен донести учитель классу в ходе проведения урока химии с экологическим содержанием таковы:
1) обусловить роль химической науки в отношении окружающей среду и промышленности;
2) развить у обучающихся навыки и умения, которые им позволили бы принимать непосредственное участие в охране и защите природы.
В образовательной структуре по дисциплине химии в целом не дается рассмотрение проблем, связанных с экологической составляющей, а также выработке умений и навыков учащихся школ, однако в свою очередь химия поработила фактически все сферы жизни деятельности человека. Этот процесс вызвал определенные последствия в виде природных явлений, катаклизмов, в связи с этим стоит вопрос о взаимосвязи природы, химической науки и социумов.
Степень изученности проблемы исследования. В методике преподавания химии есть работы, посвященные мотивации учения химии. Так Г. А. Шипарева рассматривала роль домашнего эксперимента в мотивации учения химии, И. М. Титова изучала различные аспекты мотивации учения, М. С. Пак предлагала задания, способствующие мотивации учения химии.
Актуальность данного исследования не вызывает сомнений, так как перечисленное убеждает в необходимости совершенствования форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность обучающихся, развивают их познавательную активность, учат использовать химические знания на практике.
Указанные предпосылки позволили сформулировать проблему исследования: возможность использования экологического материала, как средства формирования мотивации при изучении химии в школе. Выявленные актуальность и проблема исследования определили тему исследования: «Использование экологического материала, как средство формирования мотивации при изучении химии в школе».
Цель исследования: разработка и внедрение экологического материала в практику обучения химии для развития мотивации учащихся к изучению предмета.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи исследования:
Изучить состояние вопроса мотива и мотивации в психологии и педагогике, методике обучения химии;
Рассмотреть проблему повышения мотивации в обучении химии;
Выявить проблему экологического образования и воспитания при изучении химии;
Смоделировать методическую систему использования экологического материала как средства повышения мотивации в обучении химии в школе;
Разработать систему уроков по химии с использованием экологического материала;
Проанализировать эффективности использования экологического материала на уроках химии для повышения мотивации обучающихся.
Объект исследования: процесс обучения химии с использованием экологического материала.
Предмет исследования: влияние экологического материала на учебную мотивацию школьников при изучении химии.
Гипотеза исследования: применение экологического материала при обучении химии будет способствовать развитию мотивации к изучению химии.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования.
Теоретические методы:
анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
сравнение и систематизация данных;
обобщение результатов в ходе научно-исследовательской деятельности.
Эмпирические методы:
наблюдение и беседа;
анкетирование, опрос;
педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в разработке уроков по химии с использованием экологического материала.
Исследование проводилось на базе ***.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Отражение проблемы мотивации учения в психологии и педагогике, методике обучения химии
1.1. Состояние вопроса мотива и мотивации в психологии и педагогике, методике обучения химии
Великие педагоги и просветители не только современности, но и XVII - XIX вв. считали, что формирование заинтересованности и повышение мотивов в обучении тесно переплетаются, так же они отмечали ведущую роль интереса, при формировании мотивов занимающихся. В числе педагогов, разрабатывающих эту проблему можно назвать: И. Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци.
Сильная мотивация - это главное условие для успешного выполнения любой деятельности. Так как сформированный мотив – это всегда основа деятельности, то его формирование является предметом исследований практически всех ученых, осуществляющих свою деятельность в области педагогики и психологи. (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.).
«Мотив - это внутренняя движущая сила, которая побуждает человека к действию». Мотивационная сфера школьника - это значимый элемент, на котором строится организация учебной деятельности. Она показывает скрытое желание и заинтересованность учащихся в занятиях, их активную позицию и внимание к процессу обучения. Только когда есть сильные, глубинные желания и мотивы у школьников, тогда их освоение учебного материала будет протекать эффективно [21].
Существует достаточно большое количество подходов к рассмотрению и пониманию термина «мотивация» в методических исследованиях.
Современная школа, находящаяся в постоянном поиске новых форм обучения, часто совершенствует содержание, организационные формы и технологии обучения. В настоящее время все общеобразовательные учреждения вносят коррективы в методику преподавания того или иного предмета, используя при этом информационные технологии, которые, обладая правильно подобранной базой компонентов, помогают грамотно выстроить процесс обучения, который гарантирует необходимый уровень качества, дифференциации, индивидуализации и персонализации обучения и воспитания. Они позволяют также оптимизировать, индивидуализировать и модернизировать процесс обучения. Но несмотря на все изменения и ухищрения, учителя продолжают наблюдать детей, не желающих учиться. Поэтому учителю в средней общеобразовательной школе необходимо создать определенную психолого-педагогическую обстановку, способствующую развитию мотивации учебной деятельности обучающихся.
Абубакарова, З. Ш. Технология проблемного обучения химии / З. Ш. Абубакарова // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. – 2022. – № 4(40). – С. 52-59.
Алексеева, М.И. Мотивы обучения учащихся / М.И. Алексеева. – М.: Советская школа, 2011. – 254 с.
Аликберова, Л.Ю. Задачи по химии с экологическим содержанием / Л.Ю. Аликберова, Е.И. Хабарова. - М.: Центрхим-пресс, 2001. – 304 с.
Богословская, О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии / О. Богословская // Высшее образование в России. – 2008. – №5. – С. 43 – 45.
Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1998. – 542 с.
Васюта, Е. А. Внеурочная деятельность с использованием проектов как средство повышения мотивации в обучении физике и химии / Е. А. Васюта, Е. С. Терехова // Всероссийские педагогические чтения 2022 : Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Петрозаводск, 29 сентября 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 100-108.
Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
Винокурова, Н.Ф. Интеграция экологических знаний / Н.Ф. Винокурова. - Нижний Новгород, - 1996. - C.150.
Всяких, М. В. Практико-ориентированные задания по химии как средство повышения мотивации и результативности изучения дисциплины / М. В. Всяких // Научные вести. – 2023. – № 7(60). – С. 22-32.
Галдина, Т. Е. Формирование мотивации к изучению химии в школе - способ повышения качества обучения / Т. Е. Галдина, Н. А. Ищенко, Л. Ф. Кожина // Гуманитарные. естественно-научные и технические аспекты современности : Материалы XXXIII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Ростов-на-Дону, 30 июня 2021 года. Том Часть 1. – Ростов-на-Дону: ООО "Издательство ВВМ", 2021. – С. 159-166.
Декина, Е. В. Развитие мотивации подростков к творческим видам деятельности в условиях сельской школы / Е. В. Декина, К. С. Шалагинова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 3.
Деревянкина, Л.В. Задачи с экологическим содержанием на уроках химии / Л.В. Деревянкина, С.Е. Клинков. - М.: Центрхимпресс, 2001
Дубовицкая, Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - 2002. - № 2. - С. 42-46.
Жукова, Н. В. Повышение мотивации обучающихся к изучению естественнонаучных дисциплин посредством внеурочной деятельности по экологии / Н. В. Жукова, П. И. Гречихина, О. А. Ляпина // Учебный эксперимент в образовании. – 2023. – № 1(105). – С. 59-65.
Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 306 с.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2007. – 427 с.
Исаев, Д.С. О концептуальных основах инновационной внеурочной деятельности / Д.С. Исаев, М.С. Пак // Химия в школе. - 2020. - №3. - с. 57-62.
Кузьменок, Н.М. Экология на уроках химии / Н.М. Кузьменок, Стрельцов Е.А., Кумачев А.И. - М.: ООО Красикопринт, 1996. – 224 с.
Кунабаева, А. А. Использование здоровьсберегающих технологий в обучении химии / А. А. Кунабаева, Л. М. Ильязова // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. – С. 271.
Лебедева, А.В. Уровни развития познавательных интересов у школьников / А.В. Лебедева // Школа педагога. - 2010. - № 2. - С. 62-64.
Макарова, Н. Г. Формирование мотивации к обучению на уроках биологии / Н.Г. Макарова // Современная школа в условия реализации национального проекта «Образование» : материалы международной научно-практической конференции / под научной редакцией Р. Ф. Ковтун. 2020. С. 132-135.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 504 с.
Орлович, А. Ю. Химический эксперимент как средство повышения мотивации школьников к изучению химии // 76-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: Материалы конференции. В 3-х частях, Минск, 13–24 мая 2019 года / Редколлегия: В.Г. Сафонов [и др.]. Том Часть 3. – Минск: Белорусский государственный университет, 2019. – С. 417-420
Павлова, И. В. Применение проектного обучения на уроках химии в школе. На примере гимназии №28 г. Казани / И.В. Павлова // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник научных трудов 67 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, Санкт-Петербург, 16–17 апреля 2020 года. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2021. – С. 254-256
Пак, М. С. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов / М.С. Пак. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 306 с.
Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021 (краткий отчет на русском языке). URL: ййр://Гюсо.гц/впр-в-оо/
Рудой, С. Э. Мотивация, как фактор повышения качества обучения химии / С. Э. Рудой // Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования - 2019 : Материалы Х Международной научно-методической конференции: в 2 томах, Тюмень, 30 мая 2019 года / Ответственный редактор С.Д. Погорелова. Том 1. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2020. – С. 169-172.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. // Министерство образования и науки РФ. - 2010. - № 1897.
Фролова, Т.В. Экологическая культура как часть общечеловеческой культуры / Т.В. Фролова, О.С. Газман. - М.: Изд- во АПН СССР, 1989
Хизбулина, Р.З. Формирование экологической культуры школьников при изучении проблем взаимоотношений человека и природы: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Хизбулина Резеда Зеязитдиновна. - Уфа, 2002
Хилько, М. Е. Возрастная психология / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2010. - 37 с.
Четвертак, С. В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации / С.В. Четвертак // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С. 264. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/uchebnaya-deyatelnost-shkolnikov-iz-praktiki-motivatsii