Введение
1.Теоретические основы изучения социального обеспечения граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве, и профессиональных заболеваний
1.1 Понятие социального обеспечения граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве, и профессиональных заболеваний
1.2 Правовые основы социальной защиты лиц, получивших повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний
2.Анализ социального обеспечения по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями
2.1 Виды обеспечения по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и (или) профзаболеваниями работников
2.2 Анализ судебной практики по спорам, связанным с профессиональными заболеваниями
Заключение
Список литературы
В России интенсивно идет процесс формирования государства, политика которого имеет правовую, социальную и демократическую направленность. Это влечет за собой определенные последствия, такие как повышение интереса к правовому регулированию социальных отношений.
Особое место занимают отношения, которые связаны поддержкой со стороны государства людей, подвергшихся воздействию таких социальных рисков, как несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания и с их социальной защитой.
Профессиональные заболевания оказывают серьёзное негативное воздействие на состояние здоровья работающих граждан, продолжительность их жизни и уровень их смертности. Для одних из них профессиональные заболевания влекут временную нетрудоспособность, для других - снижение профессиональной трудоспособности, для третьих - инвалидность, для четвёртых - смерть. При этом имеют место потери в трудовых ресурсах, расходы на установление наличия профессиональных заболеваний и их учёт, проведение медицинских экспертиз, денежные выплаты и реабилитацию. Не случайно в ряде политических и юридических документов последних лет вопросам профилактики и своевременного выявления профессиональных заболеваний, укрепления здоровья населения, снижения смертности уделяется пристальное внимание.
Актуальность обусловлена еще и тем, что в России ежегодно большое количество граждан подвергаются данным социальным рискам. Поэтому перед государством в последнее время все острее встает вопрос защиты этой категории населения, а также устранение проблем, связанных с ее осуществлением.
В последние десятилетия основной организационно-правовой формой компенсации утраты трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в Российской Федерации являлся институт индивидуального возмещения вреда.
В условиях рыночной экономики при неизменно возникающих финансовых трудностях для многих предприятий, их неплатежеспособности и банкротстве, когда и сам работодатель подвержен финансовым рискам, такая система не обеспечивала защиту интересов пострадавших работников.
Основной проблемой последних выступает отсутствие практической возможности получить возмещение причиненного им вреда при ликвидации организации (источника вреда) без правопреемника.
Смена моделей распределительных отношений, введение оплаты медицинских и других социальных услуг также обостряли вопросы, связанные с возмещением утраты трудоспособности на производстве.
Неэффективность существовавшей системы проявлялась и в аспекте профилактики травматизма и профзаболеваний, поскольку не содержала действенных экономических стимулов для работодателей в повышении безопасности производственного процесса.
Путём анализа нормативно правовых актов, судебной практики
Цель – изучить социальное обеспечение в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.
Задачи
-раскрыть понятие социального обеспечения граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве, и профессиональных заболеваний;
-изучить правовые основы социальной защиты лиц, получивших повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний;
-рассмотреть виды обеспечения по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и (или) профзаболеваниями работников;
-изучить судебную практику по спорам, связанным с профессиональными заболеваниями.
Объект - общественные отношения в сфере страховое обеспечение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, судебная практика в сфере страхового обеспечения при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.
Работа подготовлена с использованием как общих методов научного познания (анализ, синтез), так и специально-юридических методов исследования (историко-правовой, сравнительно-правовой).
Для решения этих задач необходимо: изучить нормативно - правовые акты по данной теме; учебную литературу, научные статьи, публикуемые в периодической печати.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1.Теоретические основы изучения социального обеспечения граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве, и профессиональных заболеваний
1.1 Понятие социального обеспечения граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве, и профессиональных заболеваний
Социальное обеспечение всегда являлось и занимало одно из ключевых мест в жизни общества и государства. Оно непосредственно зависит от развития экономики и очень тесно связано с политической деятельностью и социальным благополучием человека и неработающего слоя населения.
Социальное обеспечение направлено на материальное обеспечение определенной категории граждан из финансов государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае если произойдут события, которые государство признает социально значимыми с целью выровнять социальное положение граждан по сравнению с остальной частью общества.
Буянова М.О. рассматривала социальное обеспечение как деятельность государства, которая направлена на устранение социальных опасностей, которые угрожают уровню и развитию различных слоев общества, путем предоставления им социальной или денежной помощи[1].
Андреев В.С. называл проводимую государством или поддерживаемую им совокупность определенных социально-экономических по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, по предоставлению социального обслуживания детям, медицинскому обслуживанию[2].
По мнению Р.И. Ивановой, социальное обеспечение - «это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей больных, стариков, иждивенцев, детей, безработных, всех членов общества с целью охраны здоровья и воспроизводства труда за счет специальных фондов, которые создаются в обществе».
Таким образом, под социальным обеспечением на сегодняшний день понимается форма выражения социальной политики государства, которая направлена на материальное обеспечение определенной категории лиц из средств бюджетов и специальных государственных фондов.
Сущность социального обеспечения более отчетливо выражается в его функциях: политической, экономической, демографической, реабилитационной и профилактической.
Определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий, в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки: объективные осознания, которые вызывают потребность в особом механизме социального обеспечения, которое направлено на поддержание или предоставление необходимых условий жизнедеятельности; особые фонды - источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепленные правила предоставления социального обеспечения.
Вступивший в силу Федеральный Закон № 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее Закон) трансформировал систему правоотношений по возмещению вреда работнику непосредственно работодателем в систему страховых правоотношений, при которой ответственность перед работником полностью несет страховая компания, то есть страховщик[3].
Страхование - это создание за счет денежных средств организаций и граждан резервных (страховых) фондов, предназначенных для возмещения вреда, потерь, вызванных различными неблагоприятными событиями, несчастными случаями.
Из средств страховых фондов пострадавшим выплачивается страховая сумма определенного размера.
Страховщик - это организация, проводящая страхование и принимающая на себя обязательство возместить лицам, участвующим в страховании, ущерб. Страховщик ведает созданием и расходованием средств фонда страхования.
Закон гарантирует реальную защиту пострадавших на производстве независимо от финансового положения работодателя путем придания Фонду социального страхования Российской Федерации (ФСС) статуса единого в России страховщика.
Представляет интерес рассмотрение отдельных положений Закона и других нормативных правовых актов, конкретизирующих эти гарантии.
Новой в Законе является норма того, что страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательным: все организации независимо от форм собственности обязаны осуществлять страхование своих работников.
Работодатель обязан зарегистрироваться в исполнительном органе Фонду социального страхования в качестве страхователя и систематически совершать оплату страховых взносов, дифференцированных по группам отраслей экономики в зависимости от класса профессионального риска[4].
Согласно п. 1 ст. 5 Закона обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:
- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;
- физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем (условия труда указанных лиц регулируются уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации);