ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТА ДОЛЖНОСТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1.1. История выделения должностного лица как специального субъекта должностных преступлений
1.2. Личная заинтересованность как мотив совершения должностных преступлений
2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Должностное лицо как специальный субъект преступления
2.2. Специальный субъект и его виды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность данной работы основывается на том, что преступления, совершаемые должностными лицами, по праву относятся к числу наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Должностное лицо как субъект преступления, несмотря на выделение в уголовном праве в течение длительного времени, в последние годы вызывает повышенный теоретический и практический интерес. Особое общественное внимание, актуализация проблемы преступлений, совершаемых должностными лицами, наблюдаются в условиях как стремительного экономического развития, так и стагнации, в любом из этих случаев при параллельном укреплении государственного и иного управленческого аппаратов, возрастании его значения, увеличении количества лиц, наделенных соответствующими полномочиями. При этом особенностью должностных преступлений является то, что их совершение становится возможным лишь благодаря занимаемой должности или путем использования лицом предоставленных ему служебных полномочий
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с регулированием ответственности должностных лиц как специальных субъектов преступлений.
Предметом исследования являются: правовые нормы, содержащие в себе положения, закрепляющие особенности ответственности должностных лиц, судебная практика, теоретические концепции ученых-правоведов по данной теме
Целью настоящей работы является изучение понятия и видов специальных субъектов должностного преступления в период с начала становления российского государства по настоящее время. Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить генезис выделения должностного лица как специального субъекта должностных преступлений.
2. Исследовать личную заинтересованность как мотив совершения должностных преступлений.
3. Рассмотреть должностное лицо как специальный субъект преступления
4.Изучить виды специальных субъектов.
Методологической основой исследования являются основные теоретические положения науки уголовного права и общей теории права. Основу данной курсовой работы составили общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания, включающие формально-юридический и сравнительно-правовой.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТА ДОЛЖНОСТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1.1. История выделения должностного лица как специального субъекта должностных преступлений
Генезис развития уголовного законодательства об ответственности должностных лиц сопоставим с развитием всего русского уголовного права. Некорректное использование должностных полномочий имело место с самого начала их появления в устройстве государственной власти. Причиной тому - человеческий фактор, который толкает людей на проявление излишней власти, чем та, которой они обладают, либо злоупотребление ей, а также на корыстное ее использование в коррупционных целях. Этот фактор всегда имел место в природе человеческой психики и толкал слуг государевых на совершение этого вида преступления.
Предвосхищая анализ понятия должностного лица в истории русского уголовного права, следует отметить, что до второй половины XIX века оно вообще не упоминалось в законах при том, что во всех уголовных актах содержалась достаточно развернутая система должностных преступлений. Такова была особенность уголовно-правового строительства в части предотвращения должностной преступности - понятие должностного лица раскрывалось через перечисление преступлений, ими совершаемых [4, с.69].
К периоду конца XV века на Руси организация публичной власти на местах характеризовалась системой кормлений, которая была очень выгодна и удобна государственным служащим, которые в прямом смысле кормились с вверенных им территорий, но крайне тяжела для самого населения. Повсеместный государственный и должностной произвол, бесправие народа, соединенное с фактическим параличом судебной и административной защиты прав человека, привели к росту и процветанию различных болезней государственного аппарата. Среди таких повреждений - коррупция, взяточничество, потворничество, покровительство по службе, выдвиженчество, и, естественно, самых разных должностных преступлений. Человек при должности становился почти всевластным для простых граждан и принимался в определенную иерархию прочих управленцев, среди которых он занимал свое место. Среди кормленщиков выделялись наместники, представители знатных родов, а также волостели, - это представители менее властных родов, однако все равно стоящие в социальной лестнице над простыми гражданами. Царские решения получили отражение в Судебнике Ивана Грозного, в тексте которого имелись статьи относительно наказаний за должностные преступления. При этом под должностным лицом в Судебнике понимались лица, назначенные для выполнения различного рода государственных полномочий и обладающие властью в отношении населения. Само определение должностного лица в Судебнике не давалось. Самое начало Судебника 1550 года говорит о должностных лицах высшей власти и о последствиях их ошибок при отправлении правосудия. Называются такие виды должностных лиц: боярин, дворецкой, казначей, дьяк, околничей, казначей [4, с.70].
Следующей вехой в развитии уголовной ответственности за должностные преступления являются нормы Соборного уложения 1649 года, которое было принято спустя век после принятия Судебника Ивана Грозного и основывалось на нем, добавив и разнообразив составы должностных преступлений. В 1801 году к власти приходит царь Александр I, который совершил ряд коренных реформ в области организации государственной власти. Под его руководством была произведена реформа Сената, были образованы Государственный совет и ряд министерств. При Николае I издаются законы «О преступлениях чиновников по службе», составившие раздел V «Свода законов» 1832 г. В этом разделе должностные преступления впервые приводятся в систему и выступают как самостоятельная категория преступлений. Раздел содержит 60 статей.
В XIX веке одним из основных уголовных законов Российского государства было и «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г., которое содержало указание на те же составы должностных преступлений. В 1857 году вносятся определенные новеллы в Уложение, само оно входит в 15 том Свода законов Российской Империи. Изменения в Уложение вносились еще в 1866 и 1885 годах, были изменены диспозиции составов должностных преступлений и проступков вплоть до принятия нового Уложения в 1903 году. Уложение 1903 года внесло коррективы в подходе к формулированию составов должностных преступлений. Но при этом понятия должностного лица по-прежнему в Уложении не содержалось [18, с.280].
Итак, анализ истории становления уголовного законодательства в части ответственности за должностные преступления показывает, что в царский период эта категория преступлений де-юре изменилась кардинальным способом, - были введены дифференцированные составы должностной преступности, разработана сетка наказаний, позволяющих индивидуализировать ответственность. Однако, все это де-факто не работало в условиях сословной коррумпированности государственного аппарата, укрывательства преступлений, сложившейся практики мздоимства и продажи должностей, а также менталитета самого населения, привыкшего содержать, «кормить» государственного служащего, приставленного к данной территории отправлять вполне обычные государственные функции. То есть произвол в должностных преступлениях можно объяснить по большей части самой организацией взаимоотношений между властью и обществом, в котором процветало рабское отношение населения к любым «слугам государевым», которые служили царю, центральной власти, государству в целом, но никак не народу.
Басова Т. Б. Уголовная ответственность за должностные преступления: проблема правотворчества и правоприменения в условиях административной реформы Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.08. Владивосток, 2005. 55 с.
Вихрянова, А. Е. История выделения должностного лица как специального субъекта должностных преступлений / А. Е. Вихрянова, А. Н. Тарбагаев // Научный электронный журнал Меридиан. – 2022. – № 1(63). – С. 69-71.
Волженкин Б. В. Сборник научных трудов. СПб.: Юридический центр-Пресс, 2008. 972 с.
Зиневич, Д. Ю. Должностное лицо как специальный субъект преступления / Д. Ю. Зиневич // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО Донецкий национальный университет. – 2022. – Т. 4, № 14-1. – С. 154-159.
Казаков, И. Г. Коррупция в России: социально-правовой аспект [Текст] / И. Г. Казаков // Безопасность бизнеса. - 2019. - № 3. - С. 95-99
Кудрявцев, В. Н. Борьба мотивов в преступном поведении [Текст] / В. Н. Кудрявцев. - М.: Норма, 2017. - 128 с.
Кузнецов А. А. Уголовно-правовое противодействие коррупционным посягательствам в сфере экономики: монография. Омск: 2023. 149 с.
Куц, К. С. Посредничество во взяточничестве: проблемы квалификации [Текст] / К. С. Куц // Молодой ученый. - 2018. - № 7(193). - С. 130-133.
Резюк В. И. Противодействие коррупции: учеб.-метод. пособие / М-во образования Республики Беларусь, Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Брест: БрГУ, 2018. 211 с.
Резюк, В. И. Должностное лицо как субъект преступления в уголовном законодательстве Российской Федерации: генезис и интенция / В. И. Резюк // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2022. – Т. 32, № 2. – С. 348-355.
Сидоров Б. В., Фахриев М. М. Определение должностного лица в УК РФ и проблемы совершенствования его законодательной конструкции // Вестник экономики, права и социологии. 2018. № 1. С. 81-89.
Смольянинова, Е. В. Личная заинтересованность как мотив совершения должностных преступлений / Е. В. Смольянинова, А. Н. Захарова // Уголовное право в эволюционирующем обществе : Сборник научных статей симпозиума молодых учёных и студентов с международным участием, Курск, 08 июня 2022 года / Редколлегия: Ю.А. Панина (отв. ред.). – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 253-255.
Сорочкин Р А. Некоторые проблемы законодательного определения должностного лица // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 6. С. 100-102.
Уголовное право России: Часть Общая: учебник для вузов / отв. ред. Л. Л. Кругликов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ВолтерсКлувер, 2022. 567 с.
Федосеев, К. В. Субъективные признаки превышения должностных полномочий / К. В. Федосеев, П. А. Попов // Вестник Пермского института ФСИН России. – 2022. – № 2(45). – С. 89-96.
Шаназарова, Е. В. Уголовно-правовой анализ специального субъекта преступления с признаками должностного лица / Е. В. Шаназарова, Н. А. Лапшина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2022. – № 12. – С. 280-282.
Шатравина, В. В. Проблемы уголовной ответственности должностного лица как специального субъекта преступления / В. В. Шатравина, И. А. Подройкина // Правовой порядок и юридическая деятельность : Сборник научных статей II Всероссийской национальной конференции студентов, магистрантов и молодых ученых, Ростов-на-Дону, 07 февраля 2023 года / Под редакцией А.В. Фёдорова, Г.С. Працко. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2023. – С. 437-443.
Шиенок В. П. Методологические проблемы современной криминологии // Очерки гуманистической методологии национальной юриспруденции: монография. 2-е изд. испр. и доп. Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2017. С. 152-165.
Яни П. С. Актуальные проблемы уголовной ответственности за экономические и должностные преступления:дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.08. М., 1996. 425 с.