Курсовая работа|Философия

Специфика апологетической мысли славянофильства

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 32

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 2. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО В АПОЛОГЕТИКЕ

2.1 Славянофильство как социокультурный проект

2.2 Зарождение славянофильского движения

ГЛАВА 3. РУССКАЯ АПОЛОГЕТИКА И РОЛЬ В НЕЙ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА

3.1 Базовые положения апологии православия в идеях славянофилов (Хомяков, Киреевский,  Самарин, Аксаков)

3.2 Апология Православия А.С. Хомякова

3.3. А.С. Хомяков о западных вероисповеданиях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность исследования. На протяжении многих веков среди русского народа неизменно сохранялась мысль о том, что он непременно является богоизбранным и имеет определенную миссию по отношению к другим народам. Идея особенного пути развития и мессианского предназначения России не является изобретением славянофилов. Она звучала уже при Иване III, когда между собой спорили «иосифляне» и заволжские старцы. Особенно эта идея стала развиваться в XV-XVI веке – период падения Константинополя, подписание греками Ферраро-Флорентийской унии, который показал русским людям, что только они являются единственным народом хранящим чистоту Православия. Именно тогда появляется знаменитая формулировка старца Филофея: «Москва-Третий Рим», а народ и страна приобретают высокое звание Святой Руси.

После раскола внутри Русской православной Церкви, вызванного введением причине злополучных реформ патриархом Никоном, носителями комплекса этих идей становятся старообрядцы, обвинившие никониан, т.е. всех, кто принял новый обряд, в отступничестве и ереси[1].

С началом правления Петра Великого Россия открывает для себя Запад: его культуру, технические достижения. Прежние знамена и идеи потеряли свое значения для правящих слоев, т.к. они поставили перед собой новые цели: сделать Россию страной европейского покроя, непременно добиться ее величия через внешнеполитические успехи. Как мы видим, акцент сменился из стремления к внутреннему, духовному величию к внешнему, политическому лоску.

После Отечественной войны 1812 г. и Венского конгресса 1815 г. русские победители, освободившие большую часть Европы от Наполеоновской тирании, стали снова переосмыслять вопросы о своей исторической роли, о колоссальном отставании России в культурном отношении от европейских порядков. Победный марш до Парижа стал, своего рода, вторым, после Петра, открытием русскими людьми Европы и очередным открытием самих себя в качестве великого народа. Большое значение, в этом отношении, имеет творчество Чаадаева, который высказал свою точку зрения в восьми «Философических письмах» по вышеперечисленным вопросам, так сильно волновавших российское общество. В качестве ответной реакции на провокационные «письма» Чаадаева зарождаются движения западников и славянофилов. Последним принадлежит роль тех, кто помог вспомнить обществу о том, что существует альтернатива западному пути развития страны через обращение к своим духовным корням и народным истокам.

Славянофилы (А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, И.В. Киреевский) целенаправленно обращались к глубокому изучению духовного фундамента русского народа – Православия. По их мнению, именно различие христианских вероисповеданий России и Европы является одним из главных факторов отрыва русского мира от европейского, что определяется ими как положительный факт, т.к. Западная цивилизация изначально находиться в заблуждении и его развитие, так или иначе, обречено на провал.

Предмет исследования. Апологетический аспект славянофильства.

Объект исследования. Русская религиозная мысль. 

Цель курсовой работы – исследовать и охарактеризовать специфику апологетической мысли славянофильства.

Поставленная цель предопределила следующие задачи:

  • рассмотреть особенности возникновения христианской апологетики;
  • обозначить славянофильство в апологетике;
  • охарактеризовать русскую апологетику и роль в ней славянофильства.

Теоретико-методологической базой настоящего исследования послужили научно-исследовательские издания разных лет, материалы специальной периодической печати по вопросам изучения технологии создания ток-шоу на современном этапе.

Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом исследования и включают в себя:

- структурно-функциональный метод – при характеристике христианской апологетики и славянофильства в апологетике;

- метод включенного наблюдения – при сборе материала;

- метод анализа источников;

- реферативно-аналитический, индуктивно-дедуктивный и сравнительный методы – для систематизации теоретического материала.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть применены с целью проведения последующих исследований в области изучения христианской апологетики, и в частности славянофильства в апологетике.

Результаты данного исследования могут еще быть использованы в качестве методического материала в преподавании курсов апологетике, христианскому богословию, русской религиозной философии и других смежных наук.

Основное содержание

Структура курсовой работы включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Во Введении объясняется выбор темы исследования, определяются объект и предмет исследования, выявляются актуальность темы, цель, задачи, теоретико-методологическая база исследования, приводится обоснование теоретической и практической значимости.

В основных главах работы приводится полное содержание работы.

В заключении приводятся основные выводы.

В списке использованной литературы указываются важнейшие источники материала по выбранной теме.

 

ГЛАВА 2. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО В АПОЛОГЕТИКЕ

2.1 Славянофильство как социокультурный проект

Конец XVIII- начало ХIХ вв. период, который характеризуется высоким подъемом общественной мысли в России. Такой подъем мог быть вызван множеством разнообразных причин, заставивших молодую российскую интеллигенцию задаться вопросами о месте России во всемирной истории, о ее роли в достижениях общечеловеческой цивилизации. Русские философы и мыслители XIX века унаследовали богатые представления о мессианском значении России от своих предков, веками веровавших в богоизбранность России, что именно русский народ является единственным хранителем подлинного Православия, а Рим и Константинополь, согласно Божьему провидению, уступили свое историческое место Москве. Н.А. Бердяев пишет по этому поводу: «Русская самобытная мысль пробудилась на проблеме историософической. Она глубоко задумалась над тем, что замыслил Творец о России, что есть Россия и какова ее судьба. Русским людям давно уже было свойственно чувство, скорее чувство, чем сознание, что Россия имеет особенную судьбу, что русский народ — народ особенный. Мессианизм почти так же характерен для русского народа, как и для народа еврейского. Может ли Россия пойти своим особым путем, не повторяя всех этапов европейской истории? Весь XIX в. и даже XX в. будут у нас споры о том, каковы пути России, могут ли они быть просто воспроизведением путей Западной Европы»[2].

Известно, что у истоков славянофильства стоял архимандрит Гавриил (Василий Воскресенский) и его труд «Русская философия». Дальнейшее продолжение философия славянофилов получила в ходе идейных споров, возникших вследствие появления «Философского письма» Чаадаева. Доказательную базу славянофильских позиций составили факты русской истории и культуры, полученные в результате ее тщательного изучения. Основой социокультурного проекта славянофилов является народ как этнокультурная общность и вера как выражение его единства. По мнению славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин), народ и вера являются неотъемлемыми частями друг друга. Они настолько взаимосвязаны, что отделить одно от другого становится невозможным. Вера создает народ, но и само понятие о вере не может существовать без народа. Причем, чем сильнее творческие возможности народа, тем ярче и сильнее проявляется вера.

В концепции славянофилов вера связана с православием и набожностью. Православие рассматривалось как духовная субстанция русской национальной культуры. Основой русского народы в представлении славянофилов составляло крестьянство. Они положили начало изучению культуры русского крестьянства, истории народных промыслов и ярмарок. Как и западники, славянофилы выступали резко против крепостного права.

В проекте славянофильства историческое развитие Россия имеет самобытный характер. Поэтому проевропейская политика Петра I подвергалась резкой критики славянофилов. По их мнению, он своими радикальными реформами вмешался в естественный ход вещей и направил развитие России по ложному пути, поддавшись европейским веяниям. Славянофилы упрекали Петра за раскол единого в духовном и культурном смысленарода на два противоположных лагеря: дворянство и крестьянство. В социокультурном проекте славянофилов политический строй России должен представлять собой вариант абсолютной монархии, прислушивающейся к «гласу простого народа» через земские соборы как органы народного волеизъявления. Экономическое развитие России было связано с развитием торговли, промышленности, банковского дела, строительства. Актуальным на сегодняшний день является требование стоять на страже национальных интересов, поощряя, прежде всего, собственного производителя и промышленника.

Два главных вопроса, пробудивших русскую интеллигенцию в начале XIX века к интеллектуальному поиску и осмыслению действительности:

  1. Реформы Петра I, т.е. коренной поворот ( и перелом) от Руси к Российской империи, вставшей на западный путь развития и, в результате, получившей статус сверхдержавы.
  2. Победа русских солдат и полководцев над великой европейской армией Наполеона. После событий 1812-15 гг. с Российской империей не просто стали считаться, но она стала претендовать на роль международного арбитра внутри самой Европы. Россию словно окончательно «приняла» ее европейская семья, и она (в лице интеллигенции и политической элиты) и вправду восприняла себя подлинно европейской державой, стремясь перечеркнуть все то, что  посчитала за варварство в своем прошлом.

[1] Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века/Н.А. Бердяев//О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья.- М.: Флинта, 1990.- С.43.

[2] Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православное теодицеи.- М.: АСТ, 2003. С. 355

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Философия
2016 год 31 стр.
Константин Аксаков – «передовой боец славянофильства»

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское