Глава 2. Специфика публичного общения в античности и средневековье
2.1 Публично-правовое общение в античности
2.2 Публичное общение в средние века
Заключение
Список использованной литературы
Курсовая работа|Философия
Авторство: Znanie
Год: 2019 | Страниц: 21
Глава 2. Специфика публичного общения в античности и средневековье
2.1 Публично-правовое общение в античности
2.2 Публичное общение в средние века
Заключение
Список использованной литературы
Одной из ранних форм правового, публично-правового общения является афинская демократия. Ее можно считать матрицей, на основе которой сформировались механизмы, обеспечивающие правовое общение в публичной сфере [6].
Все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики – финансирование военных нужд, строительство флота, общественных сооружений, снабжение продовольствием, вопросы войны и мира, дипломатические отношения – обсуждались и решались на народном собрании (экклесии).
В экклесию входили все афинские граждане, достигшие 20 лет (после прохождения военной службы). Собиралась экклесия не менее 40 раз в год. Повестка дня заседания была заранее известна. Помимо обсуждения указанных вопросов, собрание также заслушивало отчеты выборных должностных лиц. Законопроекты заранее выставлялись для ознакомления, а затем проходили тщательное обсуждение на народном собрании. В процедуру обсуждения и принятия законопроекта входило не только выступление инициатора законопроекта. Экклесия назначала коллегию из числа судей, которые должны были удостовериться в целесообразности принятия нового закона. Само же обсуждение законопроекта осуществлялось в форме судебного состязания. Окончательное решение принимала экклесия. Несмотря на принятие закона, его автор нес личную ответственность за представленный закон. Еще в течение года после принятия закона он мог быть обвинен в том, что предложил закон, который противоречил устоявшимся порядкам. В этом случае против него возбуждался особый «иск о противозаконии», что грозило автору лишением гражданских прав в случае признания обвинения обоснованным.
Такие специфические меры служили механизмами, которые не позволяли принимать законы, опрокидывающие существующий правопорядок, только лишь в силу проявленного красноречия и ложно убедительных доводов.
Экклесия также избирала должностных лиц на военные должности и управляющих финансами. Все остальные должности избирались по жребию.
Решения принимались как открытым, так и закрытым голосованием. Открытое голосование осуществлялось поднятием рук. Тайным голосованием (черепками) решались вопросы, касавшиеся отдельных лиц: предоставление гражданских прав или, напротив, их лишение, и некоторые другие. Вопросы, выносимые на собрание, тщательно обсуждались, каждый гражданин мог высказать свое мнение. Члены экклесии обладали свободой слова, и каждый имел право выступления.
В перерывах между народными собраниями управление государственными делами осуществлял Совет пятисот, который ежегодно пополнялся по жребию гражданами, достигшими 30-летнего возраста. Совет пятисот составлял проекты решений, и ни одно решение не могло быть принято без предварительного обсуждения в Совете.
Всесторонность и тщательность обсуждения были относительны, поскольку экклесия отличалась большим числом членов и текучестью состава. В связи с этим предварительное обсуждение в Совете пятисот было необходимо для предотвращения необдуманных решений. При вступлении в должность члены Совета приносили клятву, что в своей деятельности будут руководствоваться законами и служить «наибольшему благу государства».
Совет пятисот был устроен таким образом, что председатель, избиравшийся ежедневно, председательствовал и в экклесии, если собрание выпадало на этот день. Председатель получал ключи от храмов, где хранились архив, казна и печать.
Через эту «школу» управления и демократии в течение года проходила примерно половина членов Совета. В общественную жизнь полиса втягивался едва ли не каждый афинский гражданин, т.к. во всех сегментах государства (филах, демах, фратриях) были выборные должностные лица. Почти каждый афинский гражданин участвовал в деятельности этого государственного органа.
С деятельностью народного собрания и Совета пятисот были связаны стратеги, занимавшие особое место в системе должностных лиц афинской демократии. Их переизбрание, в отличие от других должностей, было обычной практикой. Среди их важнейших полномочий были право созывать чрезвычайные заседания экклесии, участвовать в заседаниях Совета пятисот; они также обладали преимущественным правом представлять письменные и устные отчеты Совету и народу.
По жребию избирались и архонты. Они осуществляли подготовку судебных дел, а также контроль над священными угодьями, опеку сиротского имущества, руководство религиозными процессиями, состязаниями, жертвоприношениями. После истечения годичного срока пребывания в должности они входили в состав Ареопага, членство в котором было пожизненным.
Все должностные лица, сменяемые ежегодно, должны были отчитываться перед народным собранием. Если выражалось неудовлетворение их деятельности со стороны экклесии, они отзывались досрочно, даже если это были высшие должностные лица государства.
Публично-правовое общение возникало и при осуществлении правосудия. В деятельности афинского суда присяжных (гелиея) могли участвовать неограниченное число раз граждане, достигшие 30-летнего возраста, независимо от имущественного ценза. Ежегодно посредством жребия из желающих отбирались 500 судей и 1000 запасных [13].
Понятно, что не каждый гражданин и особенно иностранец мог самостоятельно справиться с защитой или обвинением, поэтому за помощью обращались к профессионалам, знающим законы и искусство риторики – логографам. За определенную плату они составляли речи, которые клиенты были вынуждены заучивать наизусть. Таким образом, оплачиваемая помощь логографов входила в «юридический капитал», принадлежавший той или иной стороне и, соответственно, усиливало ее позиции.
Судебное разбирательство поистине становилось состязанием, «судебным поединком», пространством правового общения, в ходе которого стороны использовали символический язык для обмена коммуникациями. Существенно также и то, что на этом этапе профессионалы, обладающие определенным профессиональным «юридическим капиталом» отсутствовали. Все участники судебного заседания были граждане. Они и выносили решение на основе тайного голосования простым большинством голосов. Обжалованию оно не подлежало. Таким образом, справедливым было то, что считала таковым группа граждан непрофессиональных судей.
При участии в экклесии также требовалось владеть ораторским искусством, чтобы привлечь внимание к своему выступлению, заставить себя слушать. Хотя каждый афинский гражданин был полноправным членом экклесии и участвовал в определении судьбы государства, а в суде присяжных те же граждане определяли судьбы других людей, преимуществом обладали те, кто имел больший «юридический капитал».
И в народном собрании, и в суде присяжных правовое общение происходило в виде состязания, но осуществлялось в определенных пределах и по установленным правилам.
Субъект правового общения – афинский гражданин (т.е. мужчина, достигший 20 лет) был свободен, и государство защищало свободу его личности, его жизнь и имущество. Гражданина нельзя было подвергнуть тюремному заключению без судебного приговора. Более того, если гражданин привлекался к суду и не мог надеяться на оправдание, он мог покинуть город до начала судебного рассмотрения своего дела; он обладал всей полнотой политических прав и свобод.
Афинский гражданин имел и обязанности по отношению к государству. Основная обязанность – военная служба, но были и другие: готовить за свой счет театральные представления, оснащать и набирать экипажи военных судов, обеспечивать организацию гимнастических состязаний, всенародных угощений по филам и демам, приносить установленные жертвы богам, участвовать в культах фил, фратрий и государства.
При всей похожести правового общения в публичной сфере в Афинах и Римской республике, они имеют весьма серьезные сущностные различия. По словам Б. Констана: «…та же подчиненность характеризует золотой век римской республики – индивид был в некотором роде растворен в нации, гражданин – в городе-полисе» [7].
14 источников
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!