Введение
Глава 1. Угона автомобиля и иного транспортного средства
1.1 Понятие угона автотранспорта
1.2 Состав угона автотранспорта
1.3 Виды угона
Глава 2. Правовые проблемы угона транспортных средств
2.1 Предмет преступного посягательства и обстоятельства совершения преступления
2.2 Законодательство на защите собственности автовладельца
Заключение
Список литературы
Актуальность. Ежемесячно на территории России происходит в среднем около 500 - 1000 краж автомобилей. Милиция, несмотря на все усилия, пока не в состоянии остановить этот процесс. Ей остается лишь аккуратно доводить эти сведения до общественности, сопровождая их утешающими комментариями, что крадут машины, принадлежащие не только простым гражданам, но и звездам эстрады, прокурорам, сыщикам, а также банкам, частным фирмам и государственным организациям. Сообщая о том, что автомобили угоняют не только ночью, но и днем, причем даже с охраняемых стоянок и из гаражей, милицейские аналитики не оставляют автовладельцам никакой надежды, невольно внушая им мысль, что каждый автомобиль рано или поздно будет украден. Причем автоворы крадут все - и шикарные иномарки, и скромные «запорожцы». Многие угонщики предпочитают машины поновее. Впрочем, старыми и даже битыми автомобилями тоже не брезгуют.
Пик угонов автотранспорта пришелся на конец 1994 года. Тогда в Москве каждые сутки угоняли около 100 машин. В последние годы, особенно после появления «ракушек», машины стали угонять реже. В 1995 году украли больше 16 000 автомобилей, в 1996 году - 11105, в 1997 году - 6149 автомобилей. Как видно, ситуация меняется в лучшую сторону.
В последнее время в Москве в течение недели угоняется 180 - 200 машин. Похищение иномарок составляет 10% от общего числа угонов. Самыми опасными в смысле краж автомобилей остаются Санкт-Петербург, Москва, Калининградская, Сахалинская и Оренбургская области, Приморский и Хабаровский края, Северная Осетия. Как показали исследования МВД, 60% машин воруется на продажу, 22% - на запчасти и лишь 18% преступники оставляют для личного пользования.
Москва всегда держала первое место по числу угоняемых машин
Машины похищаются в рабочие, выходные, праздничные и предпраздничные дни;
похищаются утром, днем, но особенно вечером и ночью;
похищаются с проезжей части улиц, из дворов, сараев, гаражей, в том числе кооперативных, с автобаз, предприятий, дач, платных стоянок и т.д., т.е. практически отовсюду, где оставляют свои автомобили беспечные владельцы.
Нередко автомобиль отнимается путем разбойного нападения, иногда со смертельным исходом для водителей.
Машины угоняют, несмотря на дорогие сигнализации и иммобилайзеры. Угоняют чуть ли не все подряд, хотя предпочтение отдается новым и престижным моделям. А на вопрос, удается ли найти угнанный автомобиль, ответы, за редким исключением, даются отрицательные.
В настоящее время в розыске находятся около 250 тысяч машин, и их число с каждым годом увеличивается. По горячим следам задерживается только каждый пятый автомобиль.
Наиболее просты для вскрытия и запуска двигателя отечественные автомобили. Они открываются металлической линейкой быстрее, чем штатным ключом. Замок рулевой колонки не держит совсем. Фишка замка зажигания сдергивается, и в нее сажается запасной замок, все эти операции занимают не более 15 секунд. Конструктивно отечественные автомобили выполнены так, чтобы как будто специально облегчить угонщикам работу. Дверные замки открываются за секунды, в электрических цепях отсутствуют элементарные блокировки, блокировка руля срывается легким движением руки.
Актуальность и недостаточная разработанность исследований данной проблемы определили выбор темы исследования: «Угон транспортных средств. Правовые проблемы».
Объектом нашего исследования - угон транспортных средств.
Предмет нашего исследования - правовые проблемы предотвращения и раскрытия угона транспортных средств
Цель исследования - охарактеризовать правовые проблемы предотвращения и раскрытия угона транспортных средств.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Дать характеристику основным понятиям работы
3. Охарактеризовать правовые проблемы предотвращения и раскрытия угона транспортных средств.
3.Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Ответственность за преступления против собственности. М.: Учебно-консультационный центр ЮрИнфоР, 2017 г. - 310 с.
4. Загородников Н.И. Понятие объекта преступления в советском уголовном праве // Труды ВЮА. Вып. XIII. М., 2020.
5. Клепицкий И.А. Объект и система имущественных преступлений в связи с реформой уголовного законодательства России: Дис. канд. юрид. наук. М., 2021.
6. Колесников Р.В. К вопросу о предмете преступления «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» // Общество и право. 2018. №1
7. Коржанский Н.И. Предмет преступления (понятие, виды и значение для квалификации). Волгоград, 2020.
8. Кочои С.М. Преступления против собственности (комментарий гл. 21 УК РФ). М., 2021
9. Нагаев Е. Угон и кража автотранспорта: вопросы разграничения
составов преступлений // Российская юстиция. 2019. №1
10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. / Н.Ю. Шведова. М., 2023
и другие источники