ВВЕДЕНИЕ.
1 Античное понимание катарсиса как эстетической категории.
2 Катарсис Аристотеля в интерпретации А.Ф. Лосева.
3 Пост-аристотелевские исследования феномена катарсиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Реферат|Философия
Авторство: gotovoe
Год: 2020 | Страниц: 25
ВВЕДЕНИЕ.
1 Античное понимание катарсиса как эстетической категории.
2 Катарсис Аристотеля в интерпретации А.Ф. Лосева.
3 Пост-аристотелевские исследования феномена катарсиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема катарсиса - трагического очищения - вызвала множество споров в истории философии, эстетики и литературы. Одна из причин таких споров кроется в недостаточно удовлетворительном поведении поэтики Аристотеля, другая - в фундаментальном противостоянии позиций спорящих сторон. Поэтому детально проанализировать основные варианты решений, появившихся в трактовке катарсиса Аристотеля, сложно, так как даже простой перечень работ по катарсису Аристотеля займет несколько страниц.
Целью представленной работы является исследование феномена катарсиса (его сущности, функции, значения). Предметом исследования является психический опыт, предметом - феномен катарсиса у Аристотеля и его развитие в пост аристотелевской мысли.
Наиболее актуальной задачей данного исследования является рассмотрение возможности практического применения в современной психологии феномена катарсиса, определение которого сформулировал Аристотель. Эта проблема вообще мало изучена, поэтому наша работа интересна изучением феномена катарсиса в психологии.
Чтобы подойти к проблеме катарсиса в философии Аристотеля, необходимо рассмотреть философские и психологические составляющие его творчества. Это поможет определить отправную точку для его обсуждения катарсиса. Аристотеля можно считать родоначальником психологии, поскольку именно он написал первый психологический трактат в истории науки «О душе». У Аристотеля очень широкое понимание души. Где жизнь, там и душа. Следовательно, растения тоже наделены жизнью и живостью, у которых есть только движение к питанию, росту; и животные, которые также обладают способностью чувствовать; и человек, для которого характерно все, что было раньше, а также ум, мысль, рассуждение; и, наконец, Бог, у которого есть только разум. «С телом связаны все состояния человеческой души: обида, кротость, страх, сострадание, отвага, а также радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души он что-то переживает и тело. "
Он разделен Аристотелем на две части: рациональную и иррациональную, последнюю на вегетативную и страстную (трудолюбивую, аффективную). В то же время чувства Аристотеля тесно связаны со способностью к усилию. Разумная часть души делится на разум (то есть практический разум) и адекватный теоретический разум. Практический разум должен доминировать над страстной частью души, которая разумна лишь постольку, поскольку подчиняется разуму. Созерцательный теоретический ум, который «не думает ни о чем, связанном с деятельностью, и не говорит, чего следует избегать или чего следует достигать», не имеет ничего общего с аффективной частью души. Однако именно последний, полный устремлений, движет душой. Практичный, ориентированный на деятельность ум отличается от созерцательной своей целеустремленности, а также движет душой.
Теоретический разум является предметом познания, он делится на «разум, который становится всем» и «разум, который производит все», который позже был назван соответственно пассивным и активным разумом. По Ф. Нуйенсу, описав в своей работе «Эволюция психологии Аристотеля» определенную последовательность своих сочинений, в последний период своей деятельности Аристотель начал интерпретировать душу как энтелехию тела; такая душа не бессмертна, она возникает и умирает вместе с телом, но (голый) разум полностью отделен от души, как нематериальный и бессмертный.
Здесь важно упомянуть также учение Аристотеля об интеллектуальном первичном двигателе как фундаментальный принцип всей его философии. Он писал в «Метафизике» (книга XII), что семантический образ вечно движущегося мира - это энергия сущности мира. Мир проявляется в этой энергии. Следовательно, энергия сущности мира, лежащая в основе каждого движения в нем и основа каждого события, есть энергия само-мысли, энергия Разума, мысль мысли. Это может быть дано в той или иной форме материального выражения. Будучи сам по себе семантическим отождествлением абстрактного значения и конкретной вещи, например Однако, исходя из тождества логики и алогики, разумная энергия может тем или иным образом включаться в материю.
Согласно Аристотелю, «искусство частично завершает то, что природа не в состоянии сделать, частично подражает этому». Обычная продукция дополняет природу. Формы искусства - это имитация (мимесис) форм бытия, как естественных, так и искусственных, это имитация того, что происходит в реальной жизни. Несмотря на то, что Аристотель называл искусство подражанием, он оговорился, что художник волен выбирать предметы, средства и методы подражания. Те. он оставил много простора для художественной деятельности. Неизвестно, какие именно виды искусства Аристотель относил к подражательным. Он упоминает изобразительное искусство, поэзию и музыку, но анализирует только поэзию или искусство слова.
Поэтика - наука о поэзии и название одной из работ по эстетике Аристотеля. В уцелевшей части. Поэтика в основном занималась трагедией. Через сострадание и страх трагедия очищает страсти. Аристотель неоднократно говорит о сострадании и страхе как основных переживаниях зрителей трагедии. Эти эмоции, по его мнению, называют неожиданностью, переломным моментом. Например, в «Эдипе» Софокла посланник приходит к Эдипу, чтобы объявить, кем он является на самом деле, и тем самым избавить героя от страха, но на самом деле он достигает противоположного. В этом случае страх может быть вызван при условии, что трагический герой не слишком отличается от зрителя, потому что страх - это переживание для кого-то вроде него самого. Сострадание может быть вызвано только незаслуженно пострадавшим героем, поэтому в трагедии изменение, поворотный момент в судьбе героя должны вести не от несчастья к счастью, а от счастья к несчастью, и причина этого не должна быть разврат человека, но «большая ошибка». Только такое действие, думает Аристотель, может вызвать страх (трепет) в душе зрителя - отождествляя себя с трагическим героем и сострадание. Поэт в трагедии доставляет зрителям удовольствие - «удовольствие сострадания и страха через подражание им». Это действие трагедии на публику также характеризуется как очищение - катарсис.
Согласно Аристотелю, цель катарсиса (или «очищения») состоит в том, чтобы пробудить, усилить эмоциональные способности человека, получить удовольствие от преступления ежедневной меры привязанности, от нарушения границы «нормального» в привязанностях с «состраданием». и страх ". Чтобы понять сам процесс очищения, нужно выяснить, что Аристотель имел в виду под трагедией, страхом и состраданием.
Горский В.С. и др. История философии и культура. Киев: Наукова думка, 1991 г.
Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М., 1968 г.
Идеи эстетического воспитания, т. 1, 2. Сост. В.П. Шестаков. М.: Искусство, 1973 г.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!