Введение
Глава 1. Финансовый план М.М. Сперанского о путях экономического развития
1.1. План финансов М.М. Сперанского об улучшении финансовой системы государства
1.2. Мероприятия, принятые во исполнение плана финансов М.М. Сперанского
Глава 2. Финансовый план Д.А. Гурьева о путях экономического развития России
2.1. Финансовый план Д.А. Гурьева его осуществление
2.2. Оценка деятельности Д.А. Гурьева
Заключение
Список источников и литературы
Актуальным и перспективным является изучение структуры финансовой системы и содержания финансовой политики российского правительства в царствование Александра I.
Институциональная роль государства в этот период определялась рядом факторов. С одной стороны, внутренняя, основанная на необходимости исправления на новом этапе всего комплекса экономических, политических, социальных, административных и т. с другой стороны, она имеет внешний характер, связанный с возрастающей ролью России в системе международных отношений на протяжении XVIII – XIX вв.
Таким образом, на рубеже веков верховная власть столкнулась с настоятельной необходимостью проведения ряда серьезных реформ, осуществление которых требовало денежной гарантии. Поэтому создание, в частности, в 1802 году министерства финансов, главной задачей которого было максимизировать сбор налогов и обеспечивать как обычные, так и чрезвычайные расходы государства, было вполне логичным и логичным решением правительства.
Однако осознание государством специфики финансовой сферы как на законодательном уровне, так и в административно-экономической деятельности шло довольно медленно. Стремление избежать резких колебаний политики привело к тому, что правительство в большинстве случаев руководствовалось практическим опытом формирования государственной экономики в целом.
Реформы в социальной сфере, проведенные в начале царствования Александра I, имели ярко выраженную военно-экономическую окраску. Так, неудовлетворительное состояние сельского хозяйства в Прибалтике, гибель лошадей из-за изнурительного разврата поставили военные и финансовые ведомства перед необходимостью обеспечения продовольствием воинских частей, которые могли бы передвигаться по этим районам. В результате решение крестьянского вопроса в Прибалтике стало первой задачей.
Другой пример-опыт организации военных заведений, который, с одной стороны, можно объяснить стремлением правительства сократить расходы на армию в мирное время, с другой-стремлением стабилизировать экономическое развитие поселений жесткими мерами административного контроля.
Развитие международной ситуации также диктовало новые условия для таможенной политики и требовало изменений в финансовой сфере. Уже недостаточно было получать достаточно скудные государственные доходы, которых едва хватало для удовлетворения внутренних потребностей государства. Частые военные действия, в которых принимала участие Россия, при нестабильных налоговых поступлениях создавали довольно большой разрыв в бюджете, который было чрезвычайно трудно восполнить. Поэтому правительство использовало внешние займы. Внутри страны для удовлетворения потребностей в обороте были введены бумажные деньги, чрезмерная эмиссия которых привела к снижению их стоимости, что, естественно, значительно уменьшило количество полученных налогов, что создало проблемы не только для бюджета, но и для нормального функционирования всей экономики. прекращение выпуска банкнот и постепенный вывод их из обращения, накопление запасов металла, девальвация, рационализация бюджетирования и его рекламы, новые формы кредитной организации, идеи свободной торговли — это далеко не полный перечень рекомендаций, которые были приняты элитой российского государства и пытались реализовать.
Однако предложенные меры не позволили радикально улучшить государственный бюджет. Это было связано с тем, что уровень экономического развития в России был довольно низким.
Статьи аннуитетных культур дополняли друг друга только за счет увеличения налогов (как известно, некоторые категории населения не испытывали бремени прямых и косвенных налогов и были весьма ограничены в своем участии в формировании доходной базы бюджетов), что в отчетный период при росте рабочей силы и в очень редких источниках кредитования, а также в значительной степени почти заглохли на пороге возможности расширения базы источников доходов. Несмотря на эти заявления, законодательство не установило четкой процедуры рассмотрения и утверждения бюджета, что могло бы каким-то образом гарантировать точность и обоснованность расчетных сумм. 4 при этом бюджет был строжайшей государственной тайной. Не было никакой конкретной и единой процедуры для всех департаментов систематического контроля за ее осуществлением. Вся ситуация осложнялась полной путаницей классификации доходов и расходов, внешних бланков сметы и таблиц.
Предмет исследования: экономическая политика Александра I.
Объект исследования: финансовая деятельность М. М. Сперанского и Д. А. Гурьева.
Степень изученности темы.
Барер И. Сперанский и его реформы // Исторический журнал.- 1938.- № 8. С. 21-25.
Канкрин, Егор Францевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. 524с.
Калягин В.А. Политические взгляды М.М. Сперанского. - Саратов, 1973 г. 624 с.
Кахк Ю. К вопросу об аграрной политике царизма в Ливонии в начале XIX века / / История СССР, 1962, № 2. 251 с.
Корнилов A.A. Курс истории России XIX века. - М., 1912.-Ч.1. 389 с.
Мироненко C.B. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века.- М., 1989г. 421 с.
Окунь С.Б. Очерки истории СССР. Конец XVIII - перв. чет. XIX века.- Л., 1956 г. 443 с.
Парусов А.Н. Рец. на кн. Сперанский М.М. Проекты и записки // Вопросы истории. - 1962. - №9. С.11-18.
Предтеченский A.B. Очерки общественно - политической истории России в п. чет. XIX века. - М., 1957. 717 с.
Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII - XIX веков,- Л : Наука. - 1988 г. 323 с.
Сыромятников Б.М. М.М. Сперанский как государственный деятель и политический мыслитель // Советское государство и право. - 1940.- № 3. С.25-32.
Семенкова Т.Г. Семенков А.В. Денежные реформы России в XIX веке. - СПб., 1992. 212 с.
Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Российская акад. наук, Ин-т экономики. - Москва: Наука, 1993г. 315 с.
Томисинов В. А. Светило Российской бюрократии. Исторический портрет М.М. Сперанского. - М., 1991. 146 с.
Уманец Ф.М. Александр и Сперанский. СПб., 1910. 372 с.
Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского. - М.: Наука, 1989.275 с.
Шильдер Н.К. Император Александр I, его жизнь и царствование. - СПб., 1987.-Т. 1-4