ВВЕДЕНИЕ
- КЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА
1.1. Просветительско-гуманистическое направление и классическая школа уголовного права
1.2. Уголовное уложение 1903 г. как достижение русской классической школы уголовного права
- ПРИНЦИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННУЮ УГОЛОВНУЮ ПОЛИТИКУ
2.1. Значение классической школы уголовного права в современном правовом образовании
2.2. Вектор современных направлений отечественной доктрины уголовного права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в науке уголовного права и криминологии существует по меньшей мере две крупные школы: классическая, возникшая между 1764 и 1775 гг., после появления известной работы Ч. Беккариа, и позитивистская, возникшая в середине XIX в. Основное различие названных школ состояло в оценке преступления. Представители классической школы оценивали серьезность преступления с юридических позиций, а сторонники позитивистской школы считали, что преступление обусловлено множеством факторов, но юридический подход ими полностью исключался.
Степень изученности темы исследования. Определенный вклад в развитие классической школы уголовного права и криминологии, а так же антропологической школы уголовного права внесли такие ученые как А.И. Алексеев, М.А. Булатов, Е.В. Винчковский, В.К. Сыч, Л.К. Савюк, Е.А. Тюгашев, Г.Ф. Хохряков, которые занимались изучением работ прародителей классической и антропологической школ уголовного права, а именно Ч.Беккариа и Ч. Ломброзо, а так же их последователей в данных направлениях.
Современные ученые занимались уточнением определений, указанных в выше изложенных работах, их переосмыслением на современное правосознание общества и правильное использование в общественных отношениях, в работах данных авторов некоторые определения были расширены, так как система права разрослась, появились новые отрасли права и институты по сравнению с исходной системой права при которой были сформированы классическая и антропологическая школы уголовного права. Признавая теоретическую значимость исследований указанных авторов, отметим, что данная тема остается до сих пор недостаточно исследованной так как правовое общество развивается и не стоит на месте, а значит нужно продолжать анализировать отрасли права и регулируемые ими общественные отношения, но не забывать про истоки уголовного права его классические термины и определения.
Степень изученности проблемы определила выбор объекта, предмета, цели и задач данного исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с системой взглядов и идей представителей классической школы уголовного права.
Предметом исследования является система взглядов и идей представителей русской классической школы уголовного права.
Целью настоящего исследования является рассмотрение ключевых положений русской классической школы уголовного права.
Для достижения указанной цели автор ставит перед собой следующие задачи:
- Изучить просветительско-гуманистическое направление и классическая школа уголовного права.
- Рассмотреть Уголовное уложение 1903 г. как достижение русской классической школы уголовного права.
- Выявить значение классической школы уголовного права в современном правовом образовании.
- Отразить вектор современных направлений отечественной доктрины уголовного права.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляют диалектико-материалистический метод научного познания объективной действительности, а также базирующиеся на нем общенаучные и частные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, социологический, статистический и основные общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение).
Теоретической основой исследования является совокупность знаний, нашедших своё отражение в трудах таких ученых как А.И. Алексеев, М.А. Булатов, Е.В. Винчковский, В.К. Сыч, Л.К. Савюк, Е.А. Тюгашев, Г.Ф. Хохряков и другие. Структура работы состоит из введения введение, двух глав, заключение и библиографического списка.
-
КЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА
1.1. Просветительско-гуманистическое направление и классическая школа уголовного права
Наука уголовного права представляет собой систему знаний, идей и представлений о роли уголовного законодательства в противодействии преступности. Указанная система характеризуется признаком изменчивости: смена исторических процессов, появление новых правовых явлений, изменение идеологий, влияют на социум и сопряженные с ним институты - государство, политику, систему действующего права [6].
Наука уголовного права, как и доктрины иных отраслей права, имеет свою историю, изучение и уяснение которой, безусловно, имеет важную роль в усвоении изучаемой дисциплины, а также особенностей и специфики данной отрасли. В своем историческом развитии доктрина уголовного права прошла много этапов, в рамках которых сложилось несколько школ. Одним из основных направлений стало просветительско-гуманистическое направление, а затем - возникшая на его основе классическая школа.
Просветительско-гуманистическое направление возникло в восемнадцатом веке. Его последователи обосновали принципиальные положения о неотвратимости ответственности за совершенное преступное деяние, о соразмерности его с назначаемым наказанием, о минимизации репрессивных методов воздействия на преступников, о равенстве граждан перед судом независимо от их социального положения, религии, расы и национальности и воззрений.
На основе идей представителей просветительско-гуманистического направления уголовного права, таких как Ч. Беккария, Ф.М. Вольтер, Ж.П. Марат, Ш.Л. де Монтескье, выстроено и современное уголовное законодательство государств по всему миру [2].
Они выступали за формализацию и четкое изложение как основных принципов уголовного права, так и его норм: необходимо, чтобы люди четко и ясно понимали смысл уголовно-правовых запретов, могли самостоятельно разграничивать преступное и непреступное.
Именно с их идеями связывается момент возникновения первых дискуссий и активного отстаивания принципа запрещенности: «деяния не может считаться преступным без указания на то закона, преступно - только то, что определено в качестве такого в источнике права» [7]. Принцип невозможности привлечения к уголовной ответственности без уголовного закона обуславливает и правило невозможности его расширительного толкования, применения норм по аналогии.
На базе просветительско-гуманистического направления во второй половине восемнадцатого столетия основалась классическая школа уголовного права, давшая дальнейшее развитие идеям этого направления. Основными тезисами, защищаемыми представителями классической школы, стали следующие [8]:
- преступные намерения (возникновение умысла), не подкрепленные действиями, не могут быть наказаны уголовным законом;
- наказание должно быть справедливым, то есть соразмерным совершенному лицом деянию, его характеру;
- перечень запрещенных деяний, признаваемых преступными, а также мер возможного наказания должен быть закрытым и определенным законе;
- личность находится под властью закона (государства) и подчиняется ему признание принципа субъективного вменения, заключающегося в том, что имеют юридическое значение и влекут применение мер уголовно- правового характера только те обстоятельства деяния, которые осознавались совершившим это деяние лицом;
- разграничение форм вины при назначении наказания - умысла и неосторожности.
Громкие дискуссии между представителями классической школы велись по поводу категории свободы поведения человека при совершении преступления. Они утверждали идею, согласно которой человек, как носитель свободной воли, способен сам выбирать модель поведения - преступную и правомерную [1].