ВВЕДЕНИЕ
- Теоретические аспекты формирования системы управления качеством образования
1.1 Управление качеством образования как педагогическая проблема
1.2 Понятие качества образования
1.3 Внутришкольный контроль как механизм управления качеством образования
- Анализ системы и разработка стратегии управления БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
2.1 Структура БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» и основы подсистемы управления
2.2 Матрица PEST-анализа БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
2.3 Матрица SWOT-анализа БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
2.4 Разработка стратегии управления БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством нашей страны. Право на образование является одним из неотъемлемых прав каждого гражданина России, о чем свидетельствует Основной закон страны. [8] Это право закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации и предусматривает следующее:
- Каждый человек имеет право на образование.
- Гарантированная общая доступность и бесплатное дошкольное, базовое общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных учебных заведениях и предприятиях.
- Каждый имеет право на конкурсной основе получать бесплатное высшее образование в государственном или муниципальном учебном заведении и на предприятии.
- Требуется базовое общее образование. Родители или лица, заменяющие их, обеспечивают детям базовое общее образование.
- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Существующие проблемы, связанные с образованием, вызваны рядом противоречий, связанных с изменением концепции социального развития[15].
Главная задача развития образования сегодня - обеспечить ее качество. В современном обществе проблема качества образования стала более острой. Основное влияние на эту проблему имеет много факторов. К ним относятся растущая интеллектуализация производства, расширение рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий. Рассмотрим более подробно концепцию «качества образования». В школе 21-го века, в первую очередь, это предполагает установление взаимосвязи между целью и конкретным полученным (ожидаемым) результатом. [20] Этот фактор отражается в совокупности характеристик, отражающих уровень достигнутых результатов.
Если мы рассмотрим концепцию «качества образования» в отношении конкретно к учебному заведению, эта концепция в первую очередь связана с конкурентоспособностью рассматриваемого учреждения на рынке образовательных услуг. В то же время понятие «качество образования» можно охарактеризовать как набор потребительских свойств образовательных услуг, которые отвечают внутренним потребностям развития личности ученика.
Таким образом, необходимость управления качеством образовательных услуг становится все более осознанной, актуальной и востребованной в современной системе образования. Управление качеством образования в школе - это процесс проектирования. Этот процесс, несомненно, связан с качеством или низким качеством управления учебным заведением[8].
Управление качеством образовательных услуг включает:
- определение целей образования и определение путей их достижения;
- организация учебного процесса и мотивация его участников к качественной работе;
- контроль как процесс выявления отклонений от целей и мониторинга - систем отслеживания изменений в развитии; регулирования и анализа результатов.
Усилия преподавательского состава направлены на повышение качества образовательного процесса.[10] Однако есть противоречие: такие усилия во многих случаях не приводят к ожидаемым результатам, а качество образования остается низким. Чтобы решить эту проблему, нам нужны не только компетентные и квалифицированные преподаватели, но и хорошо построенная система управления, в этом случае, которую возглавляет администрация школы.
На сегодняшний день существуют различные способы улучшения управления качеством образования в учебном заведении. Они включают:
- аккредитация учебного заведения;
- школьная система оценки качества образования;
- мониторинг образовательного процесса;
- контроль внутри школы;
- регулярное проведение педагогических советов, встреч, совещаний методических объединений учителей и т. д.[15]
Актуальность проблемы мониторинга и управления качеством образования подтверждается рядом международных и внутренних документов, в том числе принятых в соответствии с Болонской конвенцией. [9] Эти документы включают: «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», «О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации», «Система управления качеством», «Всемирная декларация о высшем образовании в XXI веке: подходы и практические меры» и т. д.
В современных условиях конкуренции на рынке интеллектуального труда возрастает роль образования в обществе, чем обосновывается повышение требований к его качеству[22].
Цель данной работы: создание системы внутришкольного контроля, как одного из направлений повышения эффективности менеджмента в сфере образования.
Объект исследования: менеджмент в сфере образования.
Предмет исследования: система внутришкольного контроля, как одно из направлений повышения эффективности менеджмента в сфере образования.
Гипотеза исследования: управление качеством образовательного процесса в образовательном учреждении будет эффективным при создании четкой системы менеджмента в сфере образования.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические аспекты менеджмента в сфере образования;
- Рассмотреть нормативно-правовое регулирование образования;
- Проанализировать систему управления БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- Выявить проблемы и разработать стратегию на основе результатов STEP, SWOT-анализа и других полученных данных;
- Составить план мероприятий по реализации стратегии в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- Приобрести первичные навыки практического применения основных методов стратегического менеджмента в сфере образования.