Введение
Глава 1. Общие положения административно-правовых основы государственного управления образованием и наукой
1.1. Понятие и сущность государственного управления образованием и наукой
1.2. Система органов государственного управления образованием и наукой в России
Глава 2. Государственное управление образованием и наукой: основные направления и меры по совершенствованию
2.1. Характеристика основных направлений государственного управления образования и наукой
2.2. Государственное управление образованием и наукой: тенденции, проблемы и перспективы
Заключение
Библиографический список
Актуальность исследования.
На сегодняшний день все больше уделяется вниманию теме, касаемой социально-экономического развития России, в частности реализации права на образование.
Право на образование является основополагающим в системе социальных прав граждан. Реализация права на образования впоследующем позволяет человеку занять достойное место в обществе, к примеру, получив определенное образование человек способен заниматься предпринимательской деятельностью.
Как и любой иной процесс образование требует наличия управления со стороны государства, которое направлено на повышение эффективности учреждений и организаций образовательной системы.
На сегодняшний день существующий в Российской Федерации механизм управления системой образования в значительной степени несовершенен, он перестал отвечать действующим общемировым стандартам в этой сфере.
Проблема регламентации образовательного процесса сегодня весьма актуальна ввиду того, что действующие правовые нормы, регламентирующие образовательный процесс не лишены правовых пробелов и коллизий.
Нормы права, регламентирующие процесс управления в сфере образования должны адаптироваться под быстроменяющиеся социально-экономические условия, то есть быть «гибкими».
Отсутствие же гибкости достаточно сильно сдерживает положительную динамику в процессе управления образованием. Построение современной системы управления образованием является одной из целей государственной политики в сфере образования. С необходимостью достижения указанной цели связаны все нынешние кадровые перестановки в данной отрасли и административное реферирование.
Отсюда можно сделать вывод об актуальности темы курсовой работы, касающееся изучения административно-правовых основ государственного управления образованием и наукой.
Цель курсовой работы – изучить административно-правовые основы государственного управления образованием и наукой.
Для достижения данной цели ставились следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность государственного управления образованием и наукой;
- рассмотреть систему органов государственного управления образованием и наукой в России;
- охарактеризовать основные направления государственного управления образования и наукой;
- выявить тенденции, проблемы и перспективы государственного управления образованием и наукой.
Степень изученности темы исследования. Существенный вклад в теоретическую разработку данной темы внесли. В диссертационном исследовании рассматриваются работы таких ученых, как: Ашенова Т.М., Каштанова Е.А., Мышенко С.А., Мещеров Р.Ш., Петросян Т.Э., Тяпкина И.В., Зайцева Л.А., Фан Ч.К. и другие.
Ряд проблем правовой защиты в механизме системы образования нашей страны были выделены при анализе исследований таких ученых, как: Борисенко Л.В., Вольянская С. Е., Гам В.И., Зенкова М.А. , Коваленко И. В., Кураков А.Л., Новиков А.М., Новиков Д.А., Ячник Е.А. и других.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в областях реализации полномочий государства в сфере государственного управления образованием и наукой.
Предметом исследования выступают законодательные и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие административно-правовые основы государственного управления образованием и наукой.
Методологическую основу исследования составил диалектический подход и различные методы научного познания, применяемые в юриспруденции: сравнительно-правовой, системный, формально-логический, анализ и синтез.
Правовой базой исследования явились Конституция России, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных ведомственных нормативных правовых актов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Общие положения административно-правовых основы государственного управления образованием и наукой
- Понятие и сущность государственного управления образованием и наукой
Управление образованием представляет собой управление социальными связями, тем самым является одним из наиболее сложных видов управленческих процессов.
В России система управления образованием и наукой (далее по тексту УО) является одной из сфер государственного аппарата, созданной для управления образовательными учреждениями (далее по тексту ОУ).
Система управления образованием имеет свои задачи, связи с иными системами управления, а также характеризуется особыми, свойственными только ей субъектами и объектами управления.
Как и любая система управления, система управления образованием имеет свои черты: является единым комплексом взаимосвязанных элементов; между элементами системы образования наличествуют специальные связи; имеет ряд постоянных свойств; система управления образованием не является статической, а подвержена достаточно большим изменениям в связи со временем.
Указанная система, как и другие подобные, обладает двумя связанными элементами: управляющим (субъектом) и управляемым (объектом). Субъекты – это ряд государственных и муниципальных органов, управляющих системой образовательных учреждений и ее отдельными элементами, а также руководство образовательных учреждений.
Объекты представляют собой то, на что направлено воздействие системы управления образованием. Так, объектами являются образовательные организации различных уровней и видов, которые могут находиться в частной, государственной или муниципальной форме собственности и оказывающие образовательные услуги.
Как и любой процесс управления, управление образованием имеет свои цели. При этом следует отметить, что цели рассматриваемого процесса весьма различные. Анализ нормативных правовых актов и научной литературы свидетельствует, что основными целями государственного управления в сфере образования являются следующие цели: педагогические; познавательные; трудовые; нравственные; эстетические; патриотические и т.д.[1]
УО должно осуществляться не только в целях урегулировать отношения на данный момент, но и должно преследовать стратегические цеди, тем самым процесс УО может иметь следующие цели: стратегические; тактические; оперативные».