Введение
1. ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ
1.1. Понятие административно-территориальное устройства РФ
1.2. Виды административно-территориального устройства страны
2.ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА РОССИИ
2.1. Городские, сельские поселения и муниципальные образования как элементы административно - территориального устройства Российской Федерации
2.2. Правовые и организационные основы административно-территориальных преобразований
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность темы курсовой работы. Административно-территориальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегии социально-экономического развития; зависит успешность проведения реформ и становления нового общества. На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так же система общественных объединений. В условиях России роль административно - территориального устройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразия экономических, географических, демографических, природных и национальных условий.
Административно-территориальное устройство в современном обществе — это не просто перечень географических названий территории, а сложный государственно-правовой механизм, который тесно связан с государственной и общественной формой управления и служит базой для экономической, политической, идеологической и организаторской деятельности государства и его субъектов.
Многонациональный состав Российской Федерации, расположенной на огромном евроазиатском пространстве с его историко-национальной, этнопсихологической и духовной самобытностью, придает административно -территориальному устройству особое значение.
Формирование административно-территориальных единиц всех звеньев административно - территориального устройства как целостных экономических комплексов с наиболее оптимальной специализацией предприятий различных форм собственности в сфере промышленности и сельского хозяйства, развитием сети торговых, бытовых, транспортных, социально-культурных и иных организаций позволяет добиваться устранения диспропорций в развитии отраслей экономики, полнее учитывать региональные возможности и местные ресурсы.
Поэтому развитие рыночных институтов и нового экономического районирования объективно связано с улучшением системы административно - территориального устройства Российской Федерации, работы представительных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного самоуправления, что, в свою очередь, является одним из главных направлений развития российской правовой, демократической государственности.
Целью данного исследования является изучение административно-территориального устройства и его особенностей.
Объект - административно-территориальное устройство.
Предмет - административно-территориальное устройство в современном обществе.
Задачи:
1. Изучить понятие административно-территориальное устройства РФ.
2. Рассмотреть значение административно-территориального устройства страны.
3. Охарактеризовать историко-географические особенности устройства России.
1. ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ
1.1. Понятие административно-территориальное устройства РФ
Административно-территориальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегии социально-экономического развития; зависит успешность проведения реформ и становления нового общества. На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так же система общественных объединений. В условиях России роль административно – территориального устройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразия экономических, географических, демографических, природных и национальных условий.
Административно-территориальное устройство в современном обществе — это не просто перечень географических названий территории, а сложный государственно-правовой механизм, который тесно связан с государственной и общественной формой управления и служит базой для экономической, политической, идеологической и организаторской деятельности государства и его субъектов.
Административно-территориальное устройство играет в социально-экономическом развитии общества двоякую роль, выступая одновременно и как фактор развития, и как его результат.
В настоящее время административно-территориальное устройство в России характеризуется качественно новым уровнем, превратившись из административно – территориального устройства союзной республики в составе СССР в административно-территориальное устройство независимого государства. Это придает особую актуальность исследованию вопросов, связанных с реформированием административно – территориального устройства Российской Федерации.
Как целостную систему административно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки:
- единство основ конституционного строя российского государства, задачи и цели многонационального народа, проживающего различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах;
- тесная связь административно – территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами государственного, экономического, политического и социально-культурного развития;
- единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции РФ);
- равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ);
- единая сеть административно-территориальных единиц в субъектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город);
- единые принципы, лежащие в основе всего административно –территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции РФ);
Авакьян С. А. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2017. - 335 с.
Автономов А.С., Иванов В.В. Новое в конституционном праве России // Государство и право. - 2019. -№4. - С. 31.
Дамдинов Б.Д. Административно-территориальные единицы в системе публично-правовых образований России // Сибирский юридический вестник. - 2018. - № 3. - С. 28-34.
Ильина И.Н. Региональная экономика и управление развитием территорий. – М.: Юрайт, 2018. - 355 с.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М: Проспект, 2017. - 578 с.
Корнейчук Б. В. Институциональная экономика. – М.: Юрайт, 2020. - 241 с.
Лексин И.В. О понятии территориального устройства государства в конституционно-правовой науке // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - № 2. - С. 29-35.
Лимонов Л.Э. Региональная экономика и пространственное развитие. – М.: Юрайт, 2020. - 319 с.
Максимов А. Н. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 4. - С. 70-74.
Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. - М.: Просвещение, 2016. - 234 с.
Одинцова М. И. Институциональная экономика. – М.: Юрайт, 2020. - 459 с.
Пешин И.Л. Территориальные основы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления города Москвы // Конституционное и муниципальное право. - 2020.- № 10. - С. 34.
Поисецкий Е.Л. Региональная экономика. – М.: Юрайт, 2020. - 532 с.
Семенова К. С. Понятие административно-территориального устройства Российской Федерации: проблема территориальной организации местного самоуправления // NovaUm.Ru. - 2017. - № 4. - С. 162-163.
Симонян Г. Р. Современные проблемы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 3. С. 90-96.
Смоленский М.Б. Конституционное государственное право России. - Ростов на Дону: Феникс, 2018. - 415 с.
Территория в публичном праве / С. В. Нарутто, Е. С. Шугрина, И. А. Исаев, И. А. Алебастрова. М.: Норма; Инфра-М, 2013. 320 с.
Тихонов Д.А. Проблемы административно-территориального устройства Российской Федерации // М.: Вестник Московского университета. - 2018. - №2. - С. 17.
Угрюмова А.А. Региональная экономика и управление. – М. : Юрайт, 2019. - 477 с.
Фарберов Н. П. К вопросу о понятии государственного устройства // Правоведение. 1963. № 1. С. 39-46.