ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие, уровни конкурентоспособности и задачи его анализа
1.2 Методы исследования конкурентоспособности предприятия
1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность
Глава 2. Анализ деятельности и конкурентоспособности предприятия
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия
Глава 3. Пути совершенствования конкурентоспособности предприятия
3.1 Совершенствование конкурентоспособности предприятия
3.2 Оценка эффективность предложенных рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
На сегодняшний день современный рынок богат различными видами товаров и услуг, и мы можем увидеть, как в этих условиях конкурируют между собой участники хозяйственной деятельности. За последнее время конкуренция набрала большие обороты и поглотила весь рынок. Конкуренция встречается везде, где возникают различные интересы и где происходит борьба за различные блага, из чего и складываются конкурентные отношения.
Конкуренция – это такой сложный процесс взаимодействия субъектов рынка в экономике, при котором борьба этих субъектов (рыночных организаций) приводит к улучшению сбыта продукции более успешного, сильного конкурентоспособного предприятия.
Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции.
Но следует учитывать, что конкуренция обостряет противоречия экономических интересов производителей, обуславливает рост непроизводственных издержек, побуждает создание монополий. Без вмешательства государства конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.
Тема данной курсовой работы весьма актуальна, поскольку только конкурентоспособная организация способна эффективно функционировать в рыночной экономике.
Объект исследования – ООО ТПК «ЛИГА-МАРКЕТ».
Предмет исследования – конкурентоспособность предприятия.
Цель курсовой работы – изучить теоретические аспекты анализа конкурентоспособности предприятия и разработать мероприятия по повышению эффективности конкурентоспособности предприятия.
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В соответствии с целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие, уровни конкурентоспособности и задачи его анализа;
- рассмотреть методы исследования конкурентоспособности предприятия;
- охарактеризовать факторы, влияющие на конкурентоспособность;
- дать организационно-экономическая характеристика предприятия;
- оценить конкурентоспособность предприятия ;
- проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
- разработать мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности предприятия;
- рассчитать эффективность предложенных мероприятий.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности применения результатов исследования в деятельности организаций по повышению конкурентоспособности.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие, уровни конкурентоспособности и задачи его анализа
Конкурентоспособность компании или предприятия является одним из важнейших критериев оценки экономической деятельности организации. Без понимания этого показателя невозможно предсказать возможные бизнес-проблемы в будущем и найти пути их решения. И наоборот, имея четкое представление о своих возможностях после проведения анализа конкурентоспособности, гораздо проще разработать стратегию развития компании, определить перечень необходимых мер для того, чтобы не только удержаться на рынке, но и занять там достойное место.
Далее изучим некоторые из существующих определений рассматриваемого понятия, описывающих конкурентоспособность с разных точек зрения (рисунок 1).
Рисунок 1. Подходы к определению конкурентоспособности
Конкуренция является одним из значимых признаков рыночных отношений, это форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизм регулирования осуществленного производства. Виды конкуренции представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Виды конкуренции
Наиболее значимыми условиями, необходимым для появления конкуренции являются:
– экономическая самостоятельность и обособленность каждого предприятия-производителя товаров;
– прямая зависимость предприятия-производителя товаров от конъюнктуры рынка;
– противостояние другим предприятиям-производителям в борьбе за потребителя.