Введение
Глава 1. Характеристика индивидуальных особенностей осужденного
1.1. Место и роль индивидуальных особенностей осужденного
1.2. Адаптация осужденного к условиям исправительного учреждения как психолого-педагогическая проблема
Глава 2. Исследование влияния индивидуальных особенностей на адаптацию к условиям исправительного учреждения
2.1. Эмпирическое исследование
2.2. Анализ и интерпретация результатов
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования. В российской уголовной и уголовно-исполнительной политике в последнее десятилетие происходят серьезные структурные изменения. Кардинальные преобразования в государственной и общественной жизни оказывают влияние на среду осужденных, что потенциально должно снижать степень криминогенности, но иногда может иметь место и обратная ситуация. В подобном контексте не теряет своей актуальности совершенствование практики адаптации к условиям исправительного учреждения осужденных таким образом, чтобы успешно достигнуть всех целей уголовного наказания и минимизировать пенитенциарную преступность, а также заложить основы для ресоциализации лица, которое отбудет назначенное ему наказание.
Пенитенциарная преступность начала существовать уже с того момента, как тюремное заключение стало применяться как вид уголовного наказания. Совершение преступлений и любых правонарушений в исправительных учреждениях не просто обладает высокой степенью общественной опасности, максимально деструктивной ситуация становится по той причине, что в том месте, где должны достигаться цели уголовного исправления, где должно происходить исправление осужденных, имеет место обратное явление, а ситуация с осужденными только ухудшается.
В местах лишения свободы уже в силу самого того факта, что лица отбывают наказания за совершение преступлений разной степени тяжести, складывается особая криминальная обстановка. И во многих случаях такая криминальная обстановка способствует совершению пенитенциарных правонарушений и преступлений. Так как правонарушения совершаются в исправительных учреждениях, их характер и специфика видоизменяются. Хотя спецконтингент и снижается, в последние годы ситуация с качественным составом преступников в исправительных учреждениях не улучшилась. Более половины всех осужденных отбывают назначенные наказания минимум второй раз, около 20% - уже третий раз. Это очень серьезные показатели, позволяющие судить о сохранении устойчивой криминогенной мотивации, об отсутствии желания вести законопослушный образ жизни. В таких условиях очень сложно организовывать и исполнять наказания, а значит, порождается противоречивая ситуация, где количество пенитенциарных преступлений опять-таки растет. Это не просто вопрос количественных показателей, это проблема, требующая разрешения в интересах не отдельно взятого исправительного учреждения или уменьшения статистики, а в интересах в первую очередь самих осужденных и извлечения пользы для общества. Учет индивидуальных особенностей осужденных в этом контексте может сыграть важную роль для успешной адаптации и снижения рисков пенитенциарной преступности.
Применение в большей мере коллективных средств исправления осужденных и в высшей степени поверхностное отношение к индивидуальной работе не позволяет получать хорошие результаты при их исправлении. Достижение результатов на долгосрочную перспективу, так как действительное исправление осужденного на краткосрочный период на обеспечивает минимизацию рецидивной преступности – именно это должна быть приоритетная задача в деятельности исправительных учреждений. Достижение этой задачи и в целом всего комплекса целей уголовного наказания – это второе важнейшее направление, по которому могут быть получены результаты за счет научной разработки влияния индивидуальных особенностей на адаптацию к условиям исправительного учреждения. Все сказанное в общей совокупности обусловливает актуальность настоящего исследования.
Степень разработанности темы. Проблемам определения влияния индивидуальных особенностей на адаптацию к условиям исправительного учреждения на современном этапе развития уделено недостаточное внимание.
В настоящем работе были использованы труды таких авторов, как: Н.А. Андреева, Ю.А. Дмитриев, В.А. Елеонский, Б.Б. Казак, А.Г. Ковалев, В.Ф. Пирожков, А.Р. Ратинов и др.
Проблема исследования состоит в определении влияния индивидуальных особенностей осужденного на адаптацию к условиям исправительного учреждения.
Объект исследования – индивидуальные особенности осужденных.
Предмет исследования – влияние индивидуальных особенностей на адаптацию к условиям исправительного учреждения.
Гипотеза исследования: учет индивидуальных особенностей осужденных может способствовать адаптации к условиям исправительного учреждения, снижая риск пенитенциарной преступности, и, повышая шансы на успех в ресоциализации.
Цель исследования – определить влияние индивидуальных особенностей на адаптацию к условиям исправительного учреждения.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели исследования в процессе работы над ним необходимо решить ряд следующих задач:
определить место и роль индивидуальных особенностей осужденного;
охарактеризовать адаптацию осужденного к условиям исправительного учреждения как психолого-педагогическую проблему;
провести эмпирическое исследование влияния индивидуальных особенностей осужденного на адаптацию исправительному учреждению.
Для решения поставленных задач был применен следующие методы: метод анализа; метод анкетирования и др. Для обработки полученных результатов использовались современные методы математической статистики.
Структура исследования обусловлена его задачами и целью. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованных источников.
Глава 1. Характеристика индивидуальных особенностей осужденного
1.1. Место и роль индивидуальных особенностей осужденного
Каждая личность индивидуальна, и данная индивидуальность формируется под воздействием всевозможных условий. Общественные условия наделяют личность свойствами, благодаря которым она действует как сознательное, общественное существо. Специфика личности может проявляться во многом: характер человек, его способности, интересы, отношения, установки и пр. Микросреда играет важную роль при формировании психологического облика личности (это ближайшее окружение человека и его непосредственное окружение), так как в этой микросреде преимущественно проходит жизнедеятельность индивида.
Ограниченная оценка личности в пенитенциарной психологии не позволяла бы достигать положительных результатов в данной сфере. Поэтому необходимо исследовать проблему личности в физическом, социальном и психологическом контексте.
В сфере уголовного права, в уголовном процессе и уголовно-исполнительном праве личность преступника рассматривается в разных контекстах, что также необходимо учитывать при изучении влияния индивидуальных особенностей на адаптацию к условиям исправительного учреждения. В контексте юридической психологии можно вести речь о личности делинквента, личности преступника, личности подследственного, личности обвиняемого, личности осужденного[1]. На каждой из стадий уголовного процесса личность выступает в новые общественные отношения, она обретает другой правовой статус, то есть другие права и обязанности, что требует учета других индивидуальных особенностей и использования этой информации для адаптации, для отбывания наказания, для освобождения из исправительного учреждения и т.д. Установки, мотивы личности на всех стадиях отбывания наказания являются разными. Но направленность личности, характер человека и эмоционально-волевая сфера не настолько сильно меняются, что может влечь серьезные трудности при адаптации осужденных к условиям отбывания наказания. При поступлении в исправительное учреждение осужденные могут находится в критическом этапе переосмысления жизни, их поведение может становиться агрессивным, или быть обратным этому. Не учитывая данную специфику и особую криминальную среду исправительного учреждения, будет довольно сложно обеспечить достижение целей уголовного наказания.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 30 декабря 2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 23 ноября 2020 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 2. – Ст. 198.
Андреев Н. А. Социология исполнения наказания / Н. А. Андреев. – М., 2001. – 390 с.
Антонян Ю. М. Тюремная субкультура и нейтрализация ее негативных проявлений / Ю. М. Антонян, В. А. Верещагин, Г. Б. Калманов // Государство и право. – 1996. – № 10. – С. 70-74.
Быков А. В. Личность осужденного - пенитенциарного правонарушителя: общая характеристика, основы детерминациии профилактического воздействия / А. В. Быков, С. С. Зенин, О. В. Кудряшов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2017. – № 9. – С. 44-48.
Бурый В. Е. Влияние адекватной социальным условиям криминологической типологии преступников (осужденных) на эффективность их ресоциализации и социальной адаптации / В. Е. Бурый // Человек: преступление и наказание. – 2017. – № 15. – С. 208-212.
Дмитриев Ю. А. Пенитенциарная психология / Ю. А. Дмитриев, Б. Б. Казак. – Ростов-на-Дону, 2007. – 681 с.
Дмитриева Н. В. Психологические особенности осужденных молодого возраста, склонных к аутоагрессивным действиям / Н. В. Дмитриева, Л. Н. Антилогова, Л. С. Качкина // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2015. – № 10. – С. 279-281.
Дмитриева Т. Б. Социальный фактор в судебной психиатрии на уровне социально-личностных измерений / Т. Б. Дмитриева. – М. : Медицина 2001. – 334 с.
Землин Д. Н. Индивидуально-психологические особенности осужденных с высоким уровнем суицидального риска / Д. Н. Землин // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 4. – С. 67-69.
Зубкова А. И. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / А. И. Зубкова, М. П. Стуровой. – Рязань : Ряз. высш. шк. МВД РФ, 2003. – 441 с.
Ковалев А. Г. Психологические основы исправления правонарушителя / А. Г. Ковалев. – М., 1968. – 136 с.
Михлин А. С. Математическая модель личности осужденного / А. С. Михлин. – М., 1974. – 290 с.
Обросов И. Ф. Этапность динамики расстройств личности у осужденных в период их пребывания в исправительных колониях / И. Ф. Обросов // Рос. психиатр. журн. – 2004. – № 3. – С. 41-44.
Пирожков В. Ф. Криминальная психология / В. Ф. Пирожков. – М., 2000. – 703 с.
Ратинов А. Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход / А. Р. Ратинов. – М., 1979. – С. 3-33.
Саввина Е. В. Особенности социально-психологической адаптации осужденных к условиям пенитенциарного учреждения / Е. В. Саввина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2017. – № 14. – С. 256-262.
Спасенников Б. А. Социально-правовая характеристика осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях / С. А. Спасенников, А. М. Смирнов // Социологические исследования. – 2015. – № 9 (377). – C. 120-124.
Смирнов А. М. Характеристика мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях России (по материалам социологического исследования) / А. М. Смирнов, В. А. Егельский // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2014. – № 4 (28). – С. 26-30.
Смирнов А. М. Профилактика конфликтных ситуаций в среде осужденных к лишению свободы / А. М. Смирнов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2015. – № 4. – С. 34-37.
Тюгаева Н. А. Адаптация личности осужденных к условиям отбывания наказания в исправительном учреждении как психолого-педагогическая проблема / Н. А. Тюгаева // Пенитенциарная наука. – 2016. – № 23. – С. 60-66.
Ушатиков А. И. Основы пенитенциарной психологии: учеб. / Под ред. С. Н. Пономарева. – Рязань : Академия права и управления Минюста России, 2001. – 178 с.
Шнайдер Г. Й. Криминология / Г. Й. Шнайдер. – М., 1994. – 504 с.
Янчук И. А. Особенности личности женщин, осужденных к лишению свободы, и их влияние на индивидуализацию исполнения наказания / И. А. Янчук // Пенитенциарная наука. – 2018. – № 28. – С. 95-102.