Введение
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА
1.1. Государственный механизм: понятие и элементы
1.2. Понятие и признаки государственных органов
Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Классификация государственных органов
2.2. Система органов государственной власти в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Актуальность исследования. От деятельности органов государственной власти без преувеличений зависит полноценное функционирование государства, развитие общества, уровень защиты прав и интересов населения, уровень благосостояния населения. Чем более эффективной будет деятельность органов государственной власти, тем более высокие показатели развития государства и общества будут иметь место, тем более высоким будет уровень благосостояния населения. Но невозможно обеспечить эффективность деятельности органов государственной власти, не обеспечив научное обоснование ряда вопросов в этой сфере, что повышает внимание к рассматриваемому вопросу.
На текущий момент времени сохраняется дискуссия не только о понятии, признаках и видах государственных органов, но даже о системе элементов государственного механизма и обосновании места и роли данных элементов. Будет крайне проблематично обеспечивать качество и эффективность функционирования государственных органов до тех пор, пока многочисленные проблемные моменты в этой сфере не будут решены. Создать непротиворечивое законодательство с демонстрацией при этом высоких стандартов юридической техники удастся только при наличии обоснованной с научной точки зрения модели государственного механизма, в который каждый из элементов будет встроен логическим образом. Системные проблемы по указанным вопросам сдерживают развитие правового и демократического государства, то есть, не обеспечивая реализацию положений, провозглашенных на конституционном уровне.
Особую остроту сохраняет вопрос о классификации государственных органов и системе органов государственной власти страны. В последние несколько десятилетий продолжает идти административная реформа, регулярно упраздняются и создаются новые министерства, ведомства, службы. В подобных условиях опять-таки проблематично дать научное обоснование многим из элементов, что лишает возможности достигнуть единства при обосновании высокоэффективной модели государственного механизма и месте государственных органов в этом механизме. Все сказанное в общей совокупности обусловливает актуальность настоящего исследования.
Теоретическая значимость исследования определена проведением комплексного систематизированного исследования государственных органов в качестве элемента механизма государства, понятия и признаков государственных органов, их классификации и системы в рамках одной работы. Отдельные теоретические положения о понятии и признаках государственных органов были переосмыслены и было представлено их новое видение.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов для преподавания ряда курсов и спецкурсов. Материалы исследования могут быть положены в основу разработки более качественной модели системы органов государственной власти в стране. Кроме того, на основе более углубленных научных разработок вопроса могут быть сформированы предложения по изменению и дополнению законодательства в целях его совершенствования.
Объект исследования – элементы государственного механизма.
Предмет исследования – нормы законодательства, положения научной и учебной литературы, материалы периодических изданий, научных статей и иных источников о проблематике места и роли государственных органов в системе элементов государственного механизма.
Цель исследования – дать понятие государственного органа, обосновать его признаки и виды.
Достигнуть цели исследования возможно путем решения таких задач:
Дать понятие государственного механизма и назвать его элементы;
Дать понятие государственного органа и сформировать систему его признаков;
Произвести классификацию государственных органов;
Охарактеризовать систему органов государственной власти в России.
В процессе работы над темой исследования были использованы следующие методы: сравнительно-правовой, системный, метод структурного анализа, формально-логический и др.
Структура исследования обусловлена его задачами и целью. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА
1.1. Государственный механизм: понятие и элементы
Несмотря на очевидную значимость такой категории, как государственный механизм, в науке по-прежнему продолжает сохраняться дискуссия и в части достижения единства о его понятии, и в части выделения элементов государственного механизма. Так как не представляется возможным прийти к однозначному выводу о месте и роли государственных органов среди других элементов государственного механизма, в первую очередь необходимо разработать вопрос именно о понятии и элементах государственного механизма.
Уже к середине прошлого века на территории Российского государства, помимо множества зарубежных исследований, было выделено сразу два подхода к государственному механизму – узкий и широкий. В узком смысле его понимание сводилось только к аппарату государственной власти. В широком смысле государственный механизм оценивался весьма глобально – как политическая система общества. Во второй половине века стала превалировать точка зрения, согласно которой государственный механизм был приравнен к простой совокупности государственных органов[1]. Все те понятия, которые выделялись в это время, акцентировались преимущественно на заявленных позициях.
В более поздний период активнее разрабатывались подходы в том числе и за пределами названных позиций. Отдельные из мнений стали довольно распространенными в науке в силу своего качества и логичной обоснованности, что заслуживает внимания при понимании вопроса.
Сегодня ряд авторов поддерживает мнение, что государственный механизм – это аппарат государства. В основу такого подхода положено выделение системы органов, посредством функционирования которых осуществляется государственная власть. В основу структуризации государственного механизма в таком случае положена иерархически слаженная система государственных органов, учреждений, их должностных лиц. Поддерживая и обосновывая данную позицию, Л.И. Спиридонов дал такое определение понятия «государственный механизм»: «под механизмом государства систему его органов, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции»[2]. Вполне можно рассматривать государственный механизм как функционирующую систему государственных органов, а по мнению В.М. Сырых, как совокупность государственных органов, занимающихся осуществлением государственной власти, обеспечивающих реализацию функция государства[3]. Нет никаких сомнений, что государственные органы являются элементом государственного механизма, таким образом, но было бы в крайней степени неправильно сводить государственный механизм только к государственным органам.
1. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс. Учебное пособие. В 2 томах. Том 2. – М.: Инфра-М, Норма, 2017. – 912 с.
2. Копейчиков В. В. Механизм социалистического государства. – М., 1968. – 359 с.
3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.: Проспект, 2019. – 592 с.
4. Попович С. Административное право. Общая часть. – М.: Прогресс, 1968. – 401 с.
5. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М., 1996. – 339 с.
6. Сырых В. М. Теория государства и права. – М., 2001. – 421 с.
Монографии
1. Мишин А. А. Центральные органы власти буржуазных государств: Монография. – М.: МГУ, 1972. – 428 с.
Материалы периодической печати
1. Введенская В. В. Орган государственной исполнительной власти (теоретико-методологический аспект) // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2017. – № 9. – С. 23-27.
2. Демидов А. В. Разделение властей как основной принцип правового государства // Инновационная наука. – 2016. – № 20. – С. 108-115.
3. Душа В. В. Судебная власть России: генезис и эволюция // Закон и право. – 2018. – № 13. – С. 29-33.
4. Земляк К. М. Законодательная власть как вид государственной власти // Инновационная наука. – 2016. – № 11. – С. 4-6.
5. Краснов Э. В. Принцип разделения властей в трудах отечественных ученых // Общество: политика, экономика, право. – 2017. – № 1. – С. 1-5.
6. Лебедев В. А. Система органов законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: становление и развитие // Lex Russica. – 2016. – № 21. – С. 44-48.
7. Миронов А. Л. Понятие государственного органа и его место в государственном регулировании // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – № 9. – С. 67-69.
8. Рыжих В. А. К дискуссии о соотношении дефиниций «механизм государства» и «государственный аппарат» // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2018. – № 15. – С. 217-221.
9. Самойлюк Р. Н. Понятие, признаки и сущность государственной власти // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. – 2015. – № 10. – С. 95-101.
10. Скворцова А. П., Коняхина Т. Я., Гусева С. Г. О системе органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – № 5. – С. 69-77.
11. Чепунов О. И. Вопросы классификации органов власти // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. – 2007. – № 2. – С. 59-64.